5 апреля 2023

Всеволод Кащенко и его школа исключительных детей

Это был специалист высочайшего уровня квалификации. И прекрасный человек.
0
500
Всеволод Кащенко и его школа исключительных детей

 

Одиннадцать лет Всеволод Кащенко (1870–1943), брат знаменитого психиатра Петра Кащенко, был обыкновенным земским врачом, а в 1908 году открыл в Москве частную школу. Официальное ее название  Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко.

Именно эта школа стала делом его жизни. На всякий случай поясним. В то время слово «дефективный» не воспринималось как обидное. Это просто была констатация факта.

Впрочем, тот же Кащенко ввел в обращение гораздо более корректный термин  исключительные дети. В школу-санаторий принимали мальчиков с «интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения». С самыми разными отклонениями, в возрасте от 4 до 16 лет.

Что за этим стояло? Да все что угодно. Если ребенок не мог обучаться в обычной гимназии, его определяли в санаторий Кащенко. А вот детям с тяжелыми медицинскими проблемами —  эпилепсия, идиотизм и прочее, путь в эту школу был закрыт.

Школа занимала приличную территорию в тихой части Москвы, на Погодинской улице. Просторный особняк, вокруг него фруктовый сад с кленовой аллеей и плодоносными деревьями.

Кащенко ее арендовал у известных молокопромышленников Бландовых.

Заодно учащиеся были обеспечены свежайшим молоком, маслом, кефиром, сыром.

Учеников (они же пациенты) было не так много  всего 22 человека. Их разделяли на три «семьи». Каждая «семья» жила в отдельном дортуаре, вместе с воспитателем. Обедала за одним столом, играла в одни игры.

Главной задачей педагога-дефектолога было пробудить у необычных пациентов интерес к труду. Воспитанники постоянно занимались чем-нибудь интересным и притом доступным. Лепили фигурки из глины, составляли минералогические и ботанические коллекции, делали зарисовки, измеряли размеры и вес. Изготовляли игрушки, предметы домашнего обихода. Кащенко называл это «методом ручных работ».

Доктор видел здесь не столько медицинскую, сколько социальную проблему. Он писал: «Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность  такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей».

Занятия ни в коем случае не были массовыми. Только индивидуальный подход.

Если ребенок испытывал интерес к рисованию или музыке  то он именно рисованием или же музыкой и занимался. Один из педагогов-воспитателей, И. Воскобойников, писал в своем отчете: «Работа…  зачастую неблагодарная и всегда сопряженная с преодолением препятствий, неизбежных при занятиях во внеурочное время, которого и без того очень мало,  доставляет Никите истинное наслаждение. Элемент творчества, которое он проявляет при этом, несмотря на свое незнакомство с физикой, заставляет думать, что интересы Никиты целиком направлены на сторону технической деятельности».

Много внимания уделялось спорту. Упражнения с трапецией, шведская стенка, коньки, кегли, городки. Летом все вместе выезжали в Финляндию, на дачу. Там была своя программа: купания, катания на велосипедах и на лодках. Пекли в костре картошку. Ездили смотреть на водопады. На Рождество устраивали елку. Дед Мороз, нарядные ситцевые мешочки с гостинцами, спектакли, танцы, маскарад.

Веселились все вместе  не было разделения на воспитанников, персонал и гостей. В одном из рождественских представлений участвовала  совсем еще ребенком  будущий знаменитый детский режиссер Наталья Сац. Ее отец  виолончелист Илья Александрович Сац  дружил с Всеволодом Кащенко. Маленькая Наташа исполняла роль Моськи из басни Крылова. Стоя на четвереньках, она злобно  а потому особенно забавно  лаяла на слона.

Невропатолог Филадельф Забугин вспоминал о нем: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать…Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени».

Это был специалист высочайшего уровня квалификации. И прекрасный человек.

Одна из современниц так его описывала: «Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллектуала. Был он очень собранный человек, его рабочий день был всегда точно регламентирован…Вокруг Всеволода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение».

Дело в темпе продвигается вперед, но тут приходит революция. Школу реорганизуют в Дом изучения ребенка, при нем открывается Медицинско-педагогическая станция. Правда, Всеволод Петрович продолжает всем этим руководить. Но все равно Кащенко превратился из полноправного хозяина в послушного исполнителя чужой воли.

Впрочем, он не унывает. Организует, кроме всего прочего, курсы по подготовке специалистов-дефектологов. Затем на базе этих курсов доктор открывает Педагогический институт детской дефективности.

Но уже в 1925 году институт полностью теряет даже ту самостоятельность, которой он еще недавно обладал, и вливается в один из факультетов так называемого Второго МГУ  бывших Московских женских курсов. А спустя еще два года Всеволода Петровича неожиданно освобождают вообще от всех руководящих должностей. Назвав почему-то, «контрреволюционным профессором».

На место Кащенко назначили Льва Семеновича Выготского, известного марксиста от психологии. Он первым делом  абсолютно по-марксистски  уничтожил все, что было сделано Всеволодом Петровичем и его подопечными еще со времен школы-санатория. Фотографии, учебные пособия, макеты, всяческие стенды  все это оказалось выброшено на помойку. В том числе и уникальная коллекция портретов известных дефектологов всего мира  начиная от времен зарождения профессии.

В принципе, Всеволод Петрович еще легко отделался. Могли и посадить. Удар держал достойно. Никому не жаловался. Читал лекции в клубах, консультировал в поликлиниках. И работал над главным научным трудом своей жизни  книгой «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков».

Это была одна из первых книг, написанных в нашей стране и посвященных реабилитации детей с отклонениями в развитии. Правда, ее издали только в 1992 году. Тогда, в тридцатые, она была «несвоевременной». Впрочем, своей актуальности этот труд не утратил. Автор это предвидел: «Когда я пишу эти строки, то вижу глаза не только сегодняшних читателей, но и тех, кто раскроет мой труд завтра… я не сомневаюсь, что вдумчивый читатель и в будущем извлечет из написанного мною поучительный смысл».

Умер Всеволод Кащенко в Москве в 1943 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: Алексей МИТРОФАНОВ

Комментарии
    Комментариев пока нет, будь первым!

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Авторизоваться
Картина С.Н. Лазарева
Семья
Последние комментарии на сайте
Топ-3 лучших комментариев за неделю
Понять, что чувство — это уже счастье, удалось, когда пришла сильная, но безнадежная и в определенной степени «неправильная» влюблённость.  Когда понимаешь, что чувство ни к какому осязаемому  будущему не ведёт, что оно не будет реализовано, начинаешь просто ценить его само по себе (даже если оно смешно с болью). Тогда стали понятны слова, что от любви отказываться нельзя. Оно течёт в тебе, вокруг тебя, ты действительно ощущаешь это как нечто не производное от тебя, а как энергию, кем-то подарен...
От С. Н. Лазарева
Личный опыт перед новой практикой «Рассвет любви: аффир...
Здравствуйте.
Почувствуйте свою дочь рядом, возьмите ее за руку, пройдите вместе с ней травмирующую ситуацию, когда рушится ее мир- ее чувство собственной важности, ее способности, когда не испол...
От С. Н. Лазарева
Задание от С.Н. Лазарева: «Как молиться матери и отцу?»...
Учитель приходит, когда готов ученик. 
Так и знания приходят к нам, когда мы к ним внутренне готовы. 
Мир в движении, иначе не будет развития. Всё меняется, мы меняемся, дети меняются. Стано...
Письма читателей
Благодаря урокам Сергея Николаевича, я нашла дверь в св...
Читайте также
История о благотворительности китайского дворника Вдохновение История о благотворительности китайского дворника
Чжао старается отдавать почти все свои деньги на благотворительность.
27 июля 2023
2
755
Личный враг фюрера Вдохновение Личный враг фюрера
За голову Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.
26 июля 2023
2
613
Радость побеждает страх Вдохновение Радость побеждает страх
Я впускаю в свое сердце радость. Радость, которая победит страх.
25 июля 2023
1
604
Поддержать автора
Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
0