Пытаясь понять, как правильно конфликтовать, как правильно воспитывать других, я неожиданно понял смысл девяти евангельских заповедей блаженства. Воспитание подразумевает изменение, но без любви человек измениться не может. Каким должен быть любящий человек? Что мешает человеку измениться?
Измениться не может тот, кто считает себя абсолютно правым. Если я прав, то другой виноват, и меняться надо ему. Мне меняться не надо.
Если мир жесток и несправедлив, то виноват мир, и меняться мне тоже не надо. Если я соблюдаю все заповеди, но Бог меня все же наказал, то Он не прав, а мне меняться не надо.
Человек, поклоняющийся духовности, поклоняется статичности и незыблемости своих представлений о мире. Измениться он не захочет и не сможет.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3).
Почему в первой заповеди блаженства говорится, что нищие духом получат Царство Небесное? Потому что Царство Небесное — это Божественная любовь. Тот, для кого любовь выше справедливости, любовь не потеряет.
Я заметил простую вещь: если в момент конфликта первая вспыхнувшая эмоция — это осуждение или ненависть, нормальное решение конфликта уже невозможно. Либо подавление и уничтожение, либо подчинение и пресмыкательство.
Если же первое вспыхнувшее чувство — это любовь, тогда возможно равенство, компромисс и приемлемое для обеих сторон решение спора.
Оказывается, в споре истина может не только родиться, но и умереть. Истина умирает, когда один из спорящих ориентируется на свою правоту, пытается подавить другого, повышает свой статус через унижение других.
Так вот, оказалось, что если при обиде на глаза наворачиваются слезы, то ненавидеть уже невозможно. Слезы — это жертва, потеря, они помогают любить и, значит, открывают возможность воспитания себя и других.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4).
Каждый человек хочет чувствовать себя состоятельным. Каждую долю секунды мы подсознательно задаем себе вопрос: есть ли у меня силы для того, чтобы выжить? Насколько я успешен? Чего мне не хватает, чтобы обеспечить свое выживание?
Поднятие собственного статуса — это развитие своей внутренней энергии, а значит, повышение возможностей для выживания.
Однако многие люди, пытаясь доказать свою состоятельность, действуют подобно животным. Они чувствуют себя уверенно, только подавляя других или унижая их. Они пытаются продавить свои желания и заставить других принять их условия.
Я вспоминаю разговор с одним человеком.
«У меня было очень много знакомых среди бандитов, — рассказал он. — На сегодняшний день 60—70% из них лежат в земле. Причем определить, что такой человек — не жилец, достаточно просто. Чем сильнее он прессует окружающих, причем не внешне, а внутренне, тем меньше у него шансов выжить».
Я с ним согласился. Когда мы пытаемся внутренне подавить и подчинить себе других, такую же модель поведения мы переносим на окружающий мир и на свою судьбу. А судьба насилия над собой не прощает.
Поэтому тот, кто не может укротить свои желания и для кого главный статус не в энергии любви, а в силе, рано или поздно лишается того, к чему он стремился, зачастую вместе с жизнью.
Сохранить богатства может тот, кто научился усмирять свои желания.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5).
Желание — это энергия. Если мы чего-то постоянно хотим, то в этом направлении идет непрерывный выброс энергии, который позволяет нам добиться желаемого.
Есть давнее изречение: «Мы есть то, что мы едим». В нем есть резон, поскольку еда влияет на человека и может способствовать, а может и мешать его развитию. Но еще в большей степени мы есть то, к чему мы стремимся. Человек отождествляет себя с тем, к чему он стремится.
Стремящийся к правде стремится к истине. Правильно понять окружающий мир, исходя из понятий черного и белого, невозможно. Мир можно понять только в охвате всех его противоположностей.
Полное понимание любого процесса возможно, когда причина и следствие соединяются в одну точку, становятся единым целым. Соединить две противоположности без любви невозможно. Это означает, что истина есть любовь.
Стремящийся к правде стремится к любви. И чем постояннее его устремление, тем больше любви он получит.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).
Любой конфликт — это воспитание. А воспитание — процесс постепенный. Очень важно понять, что человек никогда не будет совершенным. Абсолютно совершенен только Творец.
Пока человек не вернулся в Первопричину, он всегда будет иметь недостатки. Когда мы хотим видеть и сделать другого совершенным, когда мы завышаем планку возможностей и требуем от другого немедленных изменений, мы теряем любовь и наполняемся презрением и ненавистью.
Поэтому в воспитании необходимы снисходительность и терпение. За недостаток нельзя презирать, осуждать или пытаться его уничтожить. Недостаток нужно помочь преодолеть.
Снисходительность, в которой скрыта любовь, — одно из главных правил педагогики.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
Желание подавить, ударить, обмануть проявляется в конфликте с другим человеком тем сильнее, чем меньше мы чувствуем единство с ним. Если, пытаясь воспитывать другого, мы сохраняем чувство превосходства, педагогика сразу же превращается в подавление и демонстрацию своей силы.
Искренность исключает ощущение превосходства над другим. Искренность — это полная беззащитность души. А совершенно ничем не защищенная душа имеет только одну точку опоры — любовь.
Чем искреннее человек, тем сильнее он подсознательно устремляется к Богу.
Очень тяжело бывает принять потерю денег, сгоревшую дачу, разрушенное благополучие. Еще тяжелее принять крах духовных ценностей, когда рушатся надежды, терпят крах сознание, способности, воля и талант. Еще труднее сохранить любовь, когда плюнули в душу, когда вольно или невольно оскорбляют близкие и любимый человек.
Отказ от материальных благ и материальной защиты может выглядеть как подвиг. Но отказаться от защиты духовной, то есть власти, уважения, признания, тяжелее вдвойне.
Искренний же человек отказывается и от защиты души. А это возможно лишь при непрерывном устремлении к любви. Такой человек может прикоснуться к Божественному и не умереть.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
Конфликт между племенами и государствами может закончиться только уничтожением, если не существует правил, которым должны подчиняться обе стороны.
В ходе Первой мировой войны были применены отравляющие газы — последствия были ужасающие. После этого был принят договор о неприменении химического оружия.
В любом обществе, если оно не погибает, а развивается и хочет выжить, должны быть общие нравственные правила, а также судьи, которые помогают обеим сторонам разрешать конфликты.
При советской власти четких нравственных норм не было. Правила менялись каждый день. Люди видели, что государство насквозь фальшиво. В каждой группе формировались свои правила.
В среде заключенных, которая занимала достаточно большое место в обществе, формировались свои понятия о нравственности и свои законы.
В отличие от социалистической морали они были более устойчивыми и исполнялись беспрекословно. Избиравшиеся из среды заключенных вожаки — воры в законе — улаживали конфликты, выносили приговоры нарушителям и отвечали за моральный климат в коллективе. Вот почему советская власть неоднократно пыталась истребить «институт законников».
Любой судья должен обладать определенными чертами характера.
Первое: он должен быть миролюбив, то есть должен примирять конфликтующие стороны, а не ссорить их. Судью для того и приглашают, чтобы конфликт не превратился в убийство.
Второе: судья должен быть честен и неподкупен. Если он продается какой-либо стороне, то смысл судейства исчезает. Конфликт переходит в агрессивную стадию.
Судья должен быть умен, опытен, он должен владеть полной информацией, тогда не будет ошибок и конфликт не усугубится.
Люди, умеющие примирить враждующие стороны, на протяжении всей истории человечества пользовались огромным уважением. Решение конфликтов мирным путем помогало избегать убийств, кровной мести, войн, взаимной гибели многих людей и народов.
Чем больше любви в душе у человека, тем больше у него шансов примирить конфликтующие стороны. Поэтому, как правило, высшими авторитетами в конфликтах между племенами и народами были святые.
Современный мир близок к гибели, и, похоже, чтобы выжить, люди скоро должны будут кардинально измениться. Сегодня устремление к Богу должно проявляться у каждого человека не время от времени, а непрерывно.
Сын носит в себе неразрывное единство с отцом. Чтобы ощутить Бога в себе, человек должен постоянно поддерживать в душе чувство любви. Это чувство должно быть непрерывным.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9).
Энергия любви, притекающая к нам, разделяется на несколько потоков. В первую очередь она идет на существование и развитие души, потом — сознания, потом — тела.
Потребности души, духа и тела постоянно конкурируют с любовью, и, чтобы ощутить приоритет любви над всем, периодически нужно проходить унижение тела, духа и души.
Часто интересы тела, духа и души входят в противоречие с любовью, и человек, идущий за любовью и живущий ее логикой, наталкивается на страх, сопротивление и агрессию людей, для которых человеческое важнее Божественного.
Тогда нужно либо отказаться от любви и принять ущербную логику внутренне вымирающих людей, то есть выиграть в настоящем, убивая свое будущее, или все-таки спасать любовь и свое будущее, принимая ущемление в настоящем.
Я вспоминаю фразу из песни Владимира Высоцкого: «Мы не умрем мучительною жизнью, мы лучше верной смертью оживем».
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 10).
Заповеди, оставленные Христом, на поверхностный взгляд непонятны, нелогичны и противоречивы. В Торе система взаимоотношений человека с окружающим миром выстроена необыкновенно четко. Иудаизм — это не только религия, но и наука.
В 613 заповедях есть и философия, и экономика, и юриспруденция, и бизнес, и семья, и воспитание детей, и политика — все, что угодно. Выстроена сложнейшая система правильного отношения к миру.
То, о чем говорил Христос, не поддавалось прямой логике и основывалось на непонятном, непредсказуемом и нелогичном чувстве любви, которое должно быть выше законов и заповедей. Однако без этого чувства невозможно осуществление главных заповедей иудаизма.
Чтобы осознать, что Бог един, необходимо иметь очень высокий уровень любви и энергии. Чтобы ощутить любовь к Богу как высшее наслаждение, с которым никакое другое не сравнится, нужно научиться любить.
Для этого нужно стать другим. Нужно измениться, пройти унижение, разрушение тела, духа и души. И если при утрате всего остального любовь сохранилась и стала единственной ценностью, тогда можно ощутить и понять, что Бог вечен и любовь к Нему — действительно самое большое счастье и наслаждение. А любые другие формы счастья и направленной к ним любви кратковременны, преходящи и рано или поздно утратятся.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11).
До сих пор человек все еще определяет себя как «гомо сапиенс» — человек думающий. Но дьявол — существо тоже думающее.
2000 лет прошло после того, как Христос назвал девять заповедей блаженства и дал понимание того, что человек прежде всего существо любящее. Осознать это — единственный шанс на спасение для современного мира.
С.Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии