×
7 сентября 2021

Заповеди блаженства

Заповеди, оставленные Христом, на поверхност­ный взгляд непонятны, нелогичны и противоречивы. Но именно логичность, четкость, ясность и понимание на высших уровнях могут затмевать любовь.
2
374
Заповеди блаженства

Пытаясь понять, как правильно конфликтовать, как правильно воспитывать других, я неожиданно по­нял смысл девяти евангельских заповедей блаженст­ва. Воспитание подразумевает изменение, но без люб­ви человек измениться не может. Каким должен быть любящий человек? Что мешает человеку измениться?

Измениться не может тот, кто считает себя абсо­лютно правым. Если я прав, то другой виноват, и ме­няться надо ему. Мне меняться не надо.

Если мир же­сток и несправедлив, то виноват мир, и меняться мне тоже не надо. Если я соблюдаю все заповеди, но Бог меня все же наказал, то Он не прав, а мне меняться не надо.

Человек, поклоняющийся духовности, поклоня­ется статичности и незыблемости своих представлений о мире. Измениться он не захочет и не сможет.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3).

Почему в первой заповеди блаженства говорится, что нищие духом получат Царство Небесное? Потому что Царство Небесное — это Божественная любовь. Тот, для кого любовь выше справедливости, любовь не потеряет.

Я заметил простую вещь: если в момент конфликта первая вспыхнувшая эмоция — это осуждение или не­нависть, нормальное решение конфликта уже невоз­можно. Либо подавление и уничтожение, либо подчи­нение и пресмыкательство.

Если же первое вспыхнув­шее чувство — это любовь, тогда возможно равенство, компромисс и приемлемое для обеих сторон решение спора.

Оказывается, в споре истина может не только родиться, но и умереть. Истина умирает, когда один из спорящих ориентируется на свою правоту, пытает­ся подавить другого, повышает свой статус через уни­жение других.

Так вот, оказалось, что если при обиде на глаза на­ворачиваются слезы, то ненавидеть уже невозможно. Слезы — это жертва, потеря, они помогают любить и, значит, открывают возможность воспитания себя и других.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4).

Каждый человек хочет чувствовать себя состоя­тельным. Каждую долю секунды мы подсознательно задаем себе вопрос: есть ли у меня силы для того, что­бы выжить? Насколько я успешен? Чего мне не хва­тает, чтобы обеспечить свое выживание?

Поднятие собственного статуса — это развитие своей внутрен­ней энергии, а значит, повышение возможностей для выживания.

Однако многие люди, пытаясь доказать свою состоятельность, действуют подобно животным. Они чувствуют себя уверенно, только подавляя дру­гих или унижая их. Они пытаются продавить свои желания и заставить других принять их условия.

Я вспоминаю разговор с одним человеком.

«У меня было очень много знакомых среди бандитов, — рас­сказал он. — На сегодняшний день 60—70% из них ле­жат в земле. Причем определить, что такой человек — не жилец, достаточно просто. Чем сильнее он прессу­ет окружающих, причем не внешне, а внутренне, тем меньше у него шансов выжить».

Я с ним согласился. Когда мы пытаемся внутренне подавить и подчинить себе других, такую же модель поведения мы перено­сим на окружающий мир и на свою судьбу. А судьба насилия над собой не прощает.

Поэтому тот, кто не может укротить свои желания и для кого главный ста­тус не в энергии любви, а в силе, рано или поздно ли­шается того, к чему он стремился, зачастую вместе с жизнью.

Сохранить богатства может тот, кто научился усми­рять свои желания.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5).

Желание — это энергия. Если мы чего-то постоян­но хотим, то в этом направлении идет непрерывный выброс энергии, который позволяет нам добиться же­лаемого.

Есть давнее изречение: «Мы есть то, что мы едим». В нем есть резон, поскольку еда влияет на че­ловека и может способствовать, а может и мешать его развитию. Но еще в большей степени мы есть то, к чему мы стремимся. Человек отождествляет себя с тем, к чему он стремится.

Стремящийся к правде стремится к истине. Пра­вильно понять окружающий мир, исходя из понятий черного и белого, невозможно. Мир можно понять только в охвате всех его противоположностей.

Полное понимание любого процесса возможно, когда причина и следствие соединяются в одну точку, становятся единым целым. Соединить две противоположности без любви невозможно. Это означает, что истина есть любовь.

Стремящийся к правде стремится к любви. И чем постояннее его устремление, тем больше любви он получит.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).

Любой конфликт — это воспитание. А воспита­ние — процесс постепенный. Очень важно понять, что человек никогда не будет совершенным. Абсолют­но совершенен только Творец.

Пока человек не вер­нулся в Первопричину, он всегда будет иметь недо­статки. Когда мы хотим видеть и сделать другого совершенным, когда мы завышаем планку возможно­стей и требуем от другого немедленных изменений, мы теряем любовь и наполняемся презрением и нена­вистью.

Поэтому в воспитании необходимы снисходи­тельность и терпение. За недостаток нельзя прези­рать, осуждать или пытаться его уничтожить. Недо­статок нужно помочь преодолеть.

Снисходительность, в которой скрыта любовь, — одно из главных правил педагогики.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы бу­дут (Мф. 5, 7).

Желание подавить, ударить, обмануть проявляется в конфликте с другим человеком тем сильнее, чем меньше мы чувствуем единство с ним. Если, пытаясь воспитывать другого, мы сохраняем чувство превос­ходства, педагогика сразу же превращается в подавле­ние и демонстрацию своей силы.

Искренность исключает ощущение превосходства над другим. Искренность — это полная беззащит­ность души. А совершенно ничем не защищенная душа имеет только одну точку опоры — любовь.

Чем искреннее человек, тем сильнее он подсознательно устремляется к Богу.

Очень тяжело бывает принять потерю денег, сго­ревшую дачу, разрушенное благополучие. Еще тяже­лее принять крах духовных ценностей, когда рушатся надежды, терпят крах сознание, способности, воля и талант. Еще труднее сохранить любовь, когда плюну­ли в душу, когда вольно или невольно оскорбляют близкие и любимый человек.

Отказ от материальных благ и материальной защи­ты может выглядеть как подвиг. Но отказаться от за­щиты духовной, то есть власти, уважения, признания, тяжелее вдвойне.

Искренний же человек отказывается и от защиты души. А это возможно лишь при непре­рывном устремлении к любви. Такой человек может прикоснуться к Божественному и не умереть.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Конфликт между племенами и государствами мо­жет закончиться только уничтожением, если не су­ществует правил, которым должны подчиняться обе стороны.

В ходе Первой мировой войны были применены отравляющие газы — последствия были ужасающие. После этого был принят договор о неприменении хи­мического оружия.

В любом обществе, если оно не по­гибает, а развивается и хочет выжить, должны быть общие нравственные правила, а также судьи, которые помогают обеим сторонам разрешать конфликты.

При советской власти четких нравственных норм не было. Правила менялись каждый день. Люди виде­ли, что государство насквозь фальшиво. В каждой группе формировались свои правила.

В среде заклю­ченных, которая занимала достаточно большое место в обществе, формировались свои понятия о нравствен­ности и свои законы.

В отличие от социалистической морали они были более устойчивыми и исполнялись беспрекословно. Избиравшиеся из среды заключен­ных вожаки — воры в законе — улаживали конфлик­ты, выносили приговоры нарушителям и отвечали за моральный климат в коллективе. Вот почему совет­ская власть неоднократно пыталась истребить «инсти­тут законников».

Любой судья должен обладать определенными чер­тами характера.

Первое: он должен быть миролюбив, то есть дол­жен примирять конфликтующие стороны, а не ссо­рить их. Судью для того и приглашают, чтобы конф­ликт не превратился в убийство.

Второе: судья должен быть честен и неподкупен. Если он продается какой-либо стороне, то смысл су­действа исчезает. Конфликт переходит в агрессивную стадию.

Судья должен быть умен, опытен, он должен вла­деть полной информацией, тогда не будет ошибок и конфликт не усугубится.

Люди, умеющие примирить враждующие стороны, на протяжении всей истории человечества пользова­лись огромным уважением. Решение конфликтов мир­ным путем помогало избегать убийств, кровной мести, войн, взаимной гибели многих людей и народов.

Чем больше любви в душе у человека, тем больше у него шансов примирить конфликтующие стороны. По­этому, как правило, высшими авторитетами в конф­ликтах между племенами и народами были святые.

Современный мир близок к гибели, и, похоже, что­бы выжить, люди скоро должны будут кардинально измениться. Сегодня устремление к Богу должно про­являться у каждого человека не время от времени, а непрерывно.

Сын носит в себе неразрывное единство с отцом. Чтобы ощутить Бога в себе, человек должен постоянно поддерживать в душе чувство любви. Это чувство должно быть непрерывным.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9).

Энергия любви, притекающая к нам, разделяется на несколько потоков. В первую очередь она идет на существование и развитие души, потом — сознания, потом — тела.

Потребности души, духа и тела посто­янно конкурируют с любовью, и, чтобы ощутить при­оритет любви над всем, периодически нужно прохо­дить унижение тела, духа и души.

Часто интересы тела, духа и души входят в проти­воречие с любовью, и человек, идущий за любовью и живущий ее логикой, наталкивается на страх, сопро­тивление и агрессию людей, для которых челове­ческое важнее Божественного.

Тогда нужно либо отказаться от любви и принять ущербную логику внутренне вымирающих людей, то есть выиграть в на­стоящем, убивая свое будущее, или все-таки спасать любовь и свое будущее, принимая ущемление в на­стоящем.

Я вспоминаю фразу из песни Владимира Высоцко­го: «Мы не умрем мучительною жизнью, мы лучше верной смертью оживем».

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Цар­ство Небесное (Мф. 5, 10).

Заповеди, оставленные Христом, на поверхност­ный взгляд непонятны, нелогичны и противоречивы. В Торе система взаимоотношений человека с окружа­ющим миром выстроена необыкновенно четко. Иуда­изм — это не только религия, но и наука.

В 613 заповедях есть и философия, и экономика, и юриспруденция, и бизнес, и семья, и воспитание де­тей, и политика — все, что угодно. Выстроена слож­нейшая система правильного отношения к миру.

То, о чем говорил Христос, не поддавалось прямой логике и основывалось на непонятном, непредсказуе­мом и нелогичном чувстве любви, которое должно быть выше законов и заповедей. Однако без этого чувства невозможно осуществление главных запове­дей иудаизма.

Чтобы осознать, что Бог един, необходимо иметь очень высокий уровень любви и энергии. Чтобы ощу­тить любовь к Богу как высшее наслаждение, с кото­рым никакое другое не сравнится, нужно научиться любить.

Для этого нужно стать другим. Нужно изме­ниться, пройти унижение, разрушение тела, духа и души. И если при утрате всего остального любовь со­хранилась и стала единственной ценностью, тогда можно ощутить и понять, что Бог вечен и любовь к Нему — действительно самое большое счастье и на­слаждение. А любые другие формы счастья и направ­ленной к ним любви кратковременны, преходящи и рано или поздно утратятся.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11).

До сих пор человек все еще определяет себя как «гомо сапиенс» — человек думающий. Но дьявол — существо тоже думающее.

2000 лет прошло после того, как Христос назвал девять заповедей блаженст­ва и дал понимание того, что человек прежде всего су­щество любящее. Осознать это — единственный шанс на спасение для современного мира.

С.Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 1

Подробнее о книге

 

2 Комментария
  1. Светлана
    «Чтобы ощу­тить любовь к Богу как высшее наслаждение, с кото­рым никакое другое не сравнится, нужно научиться любить»🙏💞🌻
    08 сентября 2021, 13:07
    +2
    ответить
    1. Элла
      Спасибо за публикацию-напомнили о важном! Мне до боли знаком этот отрывок в конце книги Сергея Николаевича-после первого же прочтения я его выучила назубок -и периодически вспоминая, пересказывала для себя-чтобы помнить.«То, о чём говорил Христос… основывалось на непонятном, нелогичном, непредсказуемом чувстве любви». Сейчас, прочитав этот отрывок, я вдруг заметила, что вижу его по другому-отзывается по новому-чувственнее, ярче, ближе и роднее🔥
      09 сентября 2021, 09:46
      +2
      ответить
      Оставить комментарий

      Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

      Читайте также
      Истоки атеизма Мировые Истоки атеизма
      Любовь Божественная ни от чего не зависит.
      28 сентября 2021
      0
      6
      А мечты всё равно сбываются! Мировые А мечты всё равно сбываются!
      Никогда не отказывайтесь от мечты! Верьте, действуйте и воспитывайте ваши желания.
      27 сентября 2021
      4
      121
      Что такое семья? Основы Мировые Что такое семья? Основы
      Когда есть единство, когда есть любовь, — тогда супруги легко идут на компромисс, уступая друг другу, и тогда тот, кто более сведущ в каком-то вопросе, берет на себя временное лидерство.
      27 сентября 2021
      0
      169
      Поддержать автора
      Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
      Узнать больше
      Подписка
      Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
      0