Я катался на горных лыжах, а сын с приятелем — на сноубордах. Мы снова заказали радоновые ванны. По привычке я продиагностировал внутреннюю готовность сына к стрессу. Она оказалась недостаточной — всего 30%.
Причиной была непереносимость стресса при унижении духовности, благородства, идеалов. Я был огорчен. Через покаяние можно снять накопившиеся обиды и осуждения. Но что делать, если при общении они снова накапливаются?
Я посадил сына рядом с собой в номере, и мы начали разговор.
— Какие у вас отношения с приятелем?
Он пожал плечами и посмотрел в потолок:
— Вполне нормальные, все хорошо.
— А почему же тогда у тебя осуждение к нему не проходит?
Сын отмахнулся:
— Да, папа, это пустяки, не обращай внимания.
— Это не пустяки, — настаивал я. — Раздражение и осуждение — это будущая болезнь. И радоновые ванны эту болезнь могут приблизить, а я бы этого очень не хотел. Еще раз объясни, почему идет осуждение по отношению к приятелю.
Сын досадливо морщится, а потом начинает рассказывать:
— Ну, он часто проявляет эгоизм, невнимание ко мне, амбиции у него повышенные, он постоянно должен кого-то прессовать, чтобы поднять свой статус, часто опаздывает и его приходится подолгу ждать.
— Все понятно, — ответил я. — Знаешь, в чем твоя проблема? Ты считаешь, что благородство и порядочность — это однозначно хорошо. На самом деле здесь есть и большие минусы.
Эти минусы заключаются в том, что человек духовный, нравственный и порядочный гораздо чаще осуждает других, потому что считает себя правым.
Перед Богом нет правых и виноватых. Тот, кто считает себя совершенно правым или виноватым, отрекается от Бога.
— Хорошо, хорошо, — говорит мне сын. — Ты мне лучше объясни, как вести себя по отношению к приятелю.
— Возьмем двух человек: хамоватого и эгоистичного и порядочного и принципиального. У кого будет лучше здоровье? — И сам же отвечаю: — У хамоватого. Он энергию любви не давит, не останавливает. У него эта энергия просто неотесанная. Он еще не научился ею правильно управлять.
А порядочный и принципиальный отказывается от любви и теряет высшую энергию. Если не веришь в Бога, быть порядочным и принципиальным опасно для здоровья. Это приводит не только к болезням.
При советской власти в первую очередь убивали именно самых умных, принципиальных и духовных. Чем умнее, духовнее и талантливее атеист, тем он опаснее для окружающего мира.
Так что духовность, принципиальность и благородство — это такое же богатство, которое может быть опасным, если к нему неправильно относиться.
— Ну хорошо, хорошо, — говорит сын, — но все-таки как же мне вести себя?
Не обращать внимания на такое поведение?
Я сажусь в кресле поудобнее.
— Сейчас я расскажу тебе о нескольких моделях взаимодействия с ситуацией. Ты можешь выбрать любую.
Итак, есть конфликт — пошло развитие.
Первая модель поведения: человек злится, обижается, раздражается, и это подталкивает его к активным действиям.
Вторая модель: человек злится, обижается, но ничего не делает. И если в первом случае у него растет ненависть к другим, то во втором — вспыхивает ненависть к себе, наваливается уныние, нежелание жить, начинается депрессия.
Есть третья модель поведения: уход от конфликта. Человек не злится, не обижается и ничего не делает.
Четвертая модель поведения: человек не злится и не обижается, но предпринимает активные действия для изменения ситуации.
Пятая модель поведения: человек понимает, что сразу ситуацию изменить невозможно, поэтому в первую очередь он начинает менять себя.
Как ты понимаешь, самая лучшая модель поведения — это активные действия по изменению окружающего мира при внутреннем добродушии.
При плоскостном мышлении мы можем выбирать только из двух позиций: либо обидеться на хамоватого человека и подавить его, защищая себя и отстаивая свои интересы, либо подчиниться ему и уступить, постепенно лишая себя сил и энергии.
Человек с плоскостным мышлением может быть либо господином, либо рабом. На более высоком уровне мышления для нас становится возможным быть агрессивными внешне и добрыми внутри, то есть совместить в себе две противоположности. И тогда агрессия и подавление другого человека превращаются в его воспитание.
Тогда в конфликтной ситуации мы уже не давим другого и не подавляем себя — мы воспитываем себя и воспитываем его. Любой процесс общения людей — это всегда процесс воспитания.
И в конфликте, без которого невозможно развитие, энергия должна идти не на разрушение другого или себя, а на воспитание.
Чтобы воспитывать другого, нужно усвоить всего несколько главных принципов:
1. Всегда сохранять любовь. Почему? Потому что воспитание подразумевает изменение человека. А изменение без любви невозможно. Если нет любви и добродушия в воспитательном процессе, то жесткость быстро превращается в уничтожение.
Если начинать с упреков и претензий, то мгновенно вспыхивает оборонительная реакция, и тогда человек меняться уже не будет.
Есть две схемы воспитания. Первая — первобытная, на уровне животного, — пытаться воспитывать, ругая и наказывая за ошибки, за плохое. Это подавляет внутреннюю энергию и делает минимальной возможность развития.
Вторая модель — более высокого уровня. Вместо того чтобы ругать за плохое, нужно хвалить за хорошее. Многие жены пытаются воспитывать мужей, постоянно ругая, попрекая и проявляя недовольство. А нужно всего-навсего научиться хвалить за хорошее.
Сварливые, постоянно всем недовольные жены — это просто неудачные воспитатели. Но их неумение конфликтовать может обернуться болезнями и несчастьями для их детей.
В законах Ману, которые существуют в Индии с древних времен, говорится о том, что, если жена бесплодна, через несколько лет можно завести вторую жену; если у жены рождаются дети, которые умирают, через десять лет можно жениться еще раз; если же жена сварливая, заводить вторую жену можно немедленно.
Итак, я обучил сына конфликтовать и рассказал ему о начальных принципах воспитания. На следующий день мы должны были опять идти принимать радоновые ванны.
Я привычно продиагностировал состояние сына и был поражен: поле великолепное, готовность к прохождению стресса — 130%, что называется с запасом.
— Что ты сделал за эти сутки? — в недоумении спросил я сына. — У тебя был конфликт с приятелем, и ты его простил? Объясни, что произошло?
Сын в ответ только улыбнулся:
— Я его просто воспитывал.
Так вот, — продолжаю я, — наша обида, злость и ненависть — это всего-навсего примитивные формы воспитания, управления другим человеком. При низком уровне энергии они естественны и особой опасности не представляют, а на том уровне сознания, на который мы должны перейти, такие способы конфликта просто лишают нас шансов на выживание.
Есть японская мудрость, которая гласит: В конфликте нужно быть не камнем, а водой.
Это означает следующее: вода может меняться, а камень — нет. Ощущение значимости, незыблемости, превосходства — это суть камня, и он будет ее отстаивать.
У камня есть одна схема поведения, один способ взаимодействия с окружающим миром, а у воды их сотни и тысячи. Поэтому вода всегда победит камень.
Поклонение будущему, то есть принципам, идеалам, справедливости, превращает человека в камень. То, чему мы поклоняемся, должно быть единственным. Невозможно бежать одновременно в нескольких направлениях.
Чем больше человек поклоняется будущему, тем меньше у него остается вариантов развития. В конечном счете остается только одна модель, один вариант развития.
Человек начинает панически бояться краха этой модели и ненавидеть любого, кто может нарушить его планы. Одновариантность события делает его невероятно уязвимым и приводит к падению энергии. Происходит постепенное затухание и потеря будущего.
Если же человек поклоняется Любви, то у него могут быть десятки и сотни сценариев развития будущего. Чем выше энергия, тем больше вариантов возможных ситуаций.
Человек перестает быть рабом будущего. Поэтому исходной точкой воспитания другого человека должна быть любовь, а не принципы, идеалы и справедливость.
Нужно проявлять оптимизм и терпение и предпринимать множество разных попыток разрешения конфликта.
*****
Я вспоминаю многочисленные западные мультфильмы, которые учат конфликтовать сотни миллионов детей. Но я не помню, чтобы в этих мультфильмах был сюжет о воспитании, изменении, любви и добродушии.
Раньше главной идеей была сила, агрессивность и уничтожение противника. Сейчас главная идея — это справедливость, принципиальность, ум, воля, подавление и уничтожение противника.
Государство и искусство не учат людей конфликтовать. Везде торжество силы, переходящей в подавление и уничтожение другого.
В языческом Советском Союзе молодежь сбивалась в стаи по территориальному признаку, и между этими стаями постоянно происходили драки. В нынешней России молодежь решает конфликт так же, поскольку по-другому она не умеет. Молодежные группы вооружаются железными прутами, рубят друг другу пальцы и проламывают головы.
Развитие — это всегда конфликт. Но, когда конфликт идет по фашистской, языческой системе подавления и уничтожения, мы знаем, чем это должно закончиться. То, что в западных странах люди все чаще берут винтовки, пистолеты и начинают убивать себе подобных без всяких видимых причин, — всего- навсего результат неумения конфликтовать.
Либо человек давит себя, свою агрессивность, внешне улыбаясь и ведя себя благопристойно, либо накопившаяся ярость взрывается и пытается уничтожить окружающий мир.
Огромное количество американцев, шведов, финнов, пораженных депрессией, — это результат загнанных внутрь агрессивных эмоций. Государство может подавить и обезвредить внешний процесс и внешне агрессивное решение конфликта, но государство упорно не хочет замечать, что внешнее преступление готовится в душе человека долго и является отражением его внутреннего состояния.
Руководство многих стран уверено в том, что благополучием, куском хлеба и повышенной дисциплиной душу можно привести в порядок так же, как и тело. Жизнь доказывает обратное.
Мысли опять возвращают меня в прошлое. Одно воспоминание сменяется другим. Когда я начинал серьезно заниматься целительством, я увидел, как опасно убивать любовь в душе.
Самое главное было — не убивать любовь, не отрекаться от нее, не дискредитировать, не ставить в зависимость от чего-либо, не управлять ею.
Потом это чувство потихоньку окрепло в душе. Если любовь живет, то вопрос уже ставится по-другому: как защитить и укрепить ее?
Если сначала средством было только покаяние, прощение и молитва, то для укрепления любви необходимо было говорить о правильном образе жизни, питании, отношении к окружающему миру и себе.
Потом, работая с неизлечимыми, тяжелобольными или умирающими пациентами, я пытался понять, почему они выжили, что им позволило преодолеть болезнь? Почему при одних и тех же рекомендациях одни умирают, а другие преодолевают свой недуг? И пришел к выводу, что нужно говорить уже о третьем этапе.
Нужно повышать интенсивность чувства любви. Любовь — это высшая энергия. И если она не только вспыхивает, а активно сияет и живет в душе, смертельно больной выздоравливает, убийцы превращаются в детей по характеру, полностью меняя свое отношение к окружающему миру.
То есть спасается не только тело, но и душа. Через глубинное изменение характера можно преодолеть даже аутизм, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз.
Кажется, наконец все стало ясно и понятно. Найден универсальный эликсир для души и тела. Остается только шагнуть в этот прекрасный и здоровый мир.
До рая осталось каких-то два шага, и вдруг оказалось, что интенсивная любовь — это огромная энергия, и неумение ею пользоваться быстро приводит к трагедии не только тело, но и душу.
Неправильное мировоззрение, неумение решать конфликты приводит к тому, что вспышка любви дает человеку только две возможности: либо уничтожить других и себя, если он не умеет обращаться с огромной внутренней силой, либо потерять энергию и любовь, чтобы выжить, то есть вернуться назад, на низкие энергетические уровни.
Если человек забывает о том, что любое общение и развитие есть воспитание, а для того, чтобы изменить другого, нужно воспитать себя, то в конфликте с окружающим миром или собой он утрачивает любовь и начинает надеяться только на энергию и силу. Так начинается процесс дьяволизма.
Я раньше не мог понять, для чего религии нужно понятие о дьяволе. Понятно, что как такового дьявола нет, а есть тенденция озлобления души при утрате любви.
Потом я понял, что инфекция нужна не только телу, но и душе. Если бы наше тело, утрачивая энергию и вместе с ней иммунитет, не заболевало в результате непрерывной атаки микробов, то не было бы механизма обратной связи. Не включалась бы красная лампочка, говорящая о том, что наше содержание умирает, значит, обречена и форма.
Мучительное перерождение тела под воздействием болезни заставляет организм форсировать накопление тонкой энергии, необходимой для жизни и развития.
А если бы в душе, теряющей любовь и единство с Всевышним, не появлялись тенденции вырождения, то есть дьяволизма, человек и не замечал бы опасности утраты единства с Богом.
Тенденции сатанизма, Содома и Гоморры, набирающие силу в современной цивилизации, — всего-навсего лакмусовая бумажка внутреннего состояния душ современных людей.
«По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь», — говорил Христос.
Похоже, что эти слова относятся к нашему времени.
С.Н.Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии