Театр и жизнь. Развитие и смерть
Когда у режиссера и актера главной целью являются поиски Божественного в своей душе, и любовь — как главный маяк для всех действий и событий, тогда рождается настоящий театр высокого искусства, который помогает людям обрести Любовь в своей душе и открывает двери для познания мира через гармоничное развитие.
*****
Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.
Д. Дидро, французский писатель, философ и драматург, 1713 — 1784
*****
Для того чтобы узнать, каково будущее какого-либо общества или государства, нужно посмотреть на его произведения искусства. Они лучше всего покажут, что произойдет с этим обществом в недалеком будущем.
Взглянув на современную живопись и скульптуру Запада — да, впрочем, уже и Востока, — можно прийти к одному выводу: цивилизация стремится к смерти. Сбился внутренний компас, и судно идет на рифы, при этом прославляя и поэтизируя такое направление.
А что же с театром? Может быть, театр не умирает? Почему же сами актеры называют театр дьявольским искусством?
Мне вспоминается начало восьмидесятых годов, когда я пытался поступить в театральный институт на режиссерский факультет. Я ходил на факультативные занятия в институт на Моховой в Питере и пытался разобраться, в чем сила и смысл искусства. Мне это очень многое дало.
Вспоминаю книгу Питера Брука «Пустое пространство», где он описывает три вида театра: театр рождающийся, театр зрелый и театр умирающий.
Молодой, или грубый театр — это взаимодействие со зрителями, это непрерывный смех и веселье. В грубом театре актер должен быть веселым.
Зрелый театр — это когда внимание уделяется не только залу и общению с ним, но и выстраиванию отношений на сцене. Появляется пространство сцены. В этом пространстве — другой ход времени, другая энергетика, это особый мир со своими специфическими законами. Это высшая ступень развития театра.
Затем начинается медленное умирание, общение с залом сходит на нет. Актеры на сцене живут в своем мире и начинают забывать о зрителе. Это первый этап умирания.
Второй этап — когда актеры перестают чувствовать, для чего создан спектакль. Логика чувства, единство пьесы и спектакля начинают разрушаться, рваться на части.
И тогда начинается последний этап — мертвый театр. Искусства уже нет, чувства исчезли. Актеры просто ходят по сцене и декламируют слова пьесы, как ожившие манекены.
В любом спектакле должна быть кульминационная сцена. В чем ее смысл? В том, что в этот момент подсознательная цель, смысл, чувственное устремление спектакля становится явным, выходит на поверхность.
Если автор пьесы, режиссер и актеры сумели сообща создать правильное направление, в кульминационной сцене должно обрушиться человеческое и победить Божественное.
Должна победить любовь, какой бы ни была концовка спектакля — комедийной или трагической. Тогда зритель испытывает то, что в Древней Греции называлось катарсисом — очищением души.
Многие спектакли, которые я за последние несколько лет видел в Москве, относились к театру умирающему или уже мертвому. В них не было любви, а значит, и энергии.
Актеры на сцене не могли воссоздать чувства — лишь какие-то обрывки чувств вперемешку со словами. Пытаясь распалить себя, они плакали настоящими слезами или истерически кричали и судорожно метались по сцене.
Сейчас я открою читателям страшную тайну — как написать детектив, чтобы он был популярен и расходился большими тиражами.
На самом деле человек — очень примитивное существо. У него всего два инстинкта. Человек платит деньги за физическое и духовное удовольствие. Для того чтобы он заплатил за книгу деньги, прочитал ее и купил новую, нужно, чтобы он испытал удовольствие.
Удовольствие приходит тогда, когда человек выбрасывает энергию.
Наше подсознание автоматически выбрасывает энергию в двух случаях: когда нам угрожает опасность и когда мы видим молодой симпатичный объект противоположного пола. Инстинкты размножения и самосохранения не подводят.
Еще один важный фактор: непредсказуемость и неожиданность действий. У человека всегда есть неприкосновенный запас энергии, чтобы адаптироваться к неожиданной ситуации.
Есть еще один прием — непонятные ситуации и события. Это может быть мистика или просто что-то невероятное, трудно поддающееся осмыслению.
В таких случаях сознание тормозится, а чувства активизируются, и происходит усиленный выброс энергии для создания новой модели, описывающей окружающий мир.
В принципе все это идет на пользу. Это раскачка энергетического состояния человека, его тренировка. Но искусство — это всегда система целей, в основном, подсознательных.
Если человек утратил единство с Богом и устремление к Нему, искусство, теряющее силу, начинает все сильнее эксплуатировать инстинкты. Тогда в детективе должно быть все больше крови и секса, чтобы хоть как-то раскачать читателя.
То же самое наблюдается сейчас в современных театрах. Без конфликта нет развития. Но конфликт конфликту рознь. Есть конфликт целей, намерений и желаний и есть способы его разрешения.
Самый лучший способ — это развивать себя и повышать свою энергию. Именно высокий внутренний уровень энергии помогает без крови и агрессии уладить конфликт.
Чем меньше внутренней энергии, тем агрессивнее становятся любые столкновения заинтересованных сторон.
Сегодня режиссеры стремятся вставить в спектакль как можно больше откровенных сексуальных сцен, а также создать ощущение опасности, насилия. Иначе зрителю будет скучно.
Когда на сцене актеры ругаются матом, это есть духовное насилие над зрителем. Грубость и демонстрация физических отправлений — то же самое.
Но это ново и необычно, и, значит, это можно называть творческим поиском. Когда у режиссера и актера главной целью являются не поиски Божественного в своей душе, не любовь как главный маяк для всех действий и событий, тогда начинается вырождение театра.
Что может быть целью для такого режиссера? Естественно, духовные и материальные богатства, то есть слава и деньги. Ради любой известности, даже самой скандальной, некоторые режиссеры готовы на все.
Они руководствуются простым принципом: если тебе нечего показать — покажи голый зад, если тебе нечего сказать — неси похабщину. Это тоже умирающий театр.
К счастью, в России любые процессы идут с большой скоростью, и то, что на Западе происходит в течение столетий, в России может произойти за считанные годы.
Любое вырождение в России идет стремительно, и это огромное благо. Ведь самые страшные потери — это те, которых мы не замечаем.
Мат, извращения, нравственная разнузданность на российской сцене, похоже, начинают уходить в прошлое. На телевидении этот процесс идет медленнее, поскольку оно является источником огромных денег и безнравственность здесь приносит огромные барыши.
Все, что демонстрируется по телевизору, для нашего подсознания становится целью и руководством к действию. Телевизионный экран, так же как экран кинотеатра, воздействует на нас намного сильнее, чем любая картина или скульптура.
Кажется, в США подсчитали, что к восемнадцати годам каждый житель Америки видит около 67 000 случаев насилия и убийства, показанных по телевизору.
Деньги, секс, насилие — нажимая на эти кнопки, можно заработать много денег. И чем меньше человек верит в Бога, тем больше денег можно заработать.
Искусство действительно имеет огромное воспитательное воздействие. Правда, все чаще оно воспитывает в человеке животное начало, а потом выясняется, что животное превращается в дьявольское.
И, наблюдая за людьми, связанными с искусством, начинаешь замечать странные метаморфозы: чем талантливее человек, тем быстрее он скатывается к гомосексуализму, различным извращениям, нравственной и духовной патологии.
И это вполне естественно: талант — это повышенное количество энергии, а направить его можно в любую сторону, ведь дьявол — это гений без любви.
В России сегодня наблюдается тенденция к возрождению искусства и обретению правильных ориентиров. В обществе стала крепнуть вера, в театрах появляются интересные спектакли. Может быть, действительно справедливо утверждение о том, что спасение придет из России?
С. Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 2
Вся наша жизнь игра, и люди в ней актёры. А талантливые люди искусства не только отображают происходящее в жизни, но и всегда немного пророки. И если в России, в которой всё происходит быстрее, театр демонстрирует тенденцию к обретению правильных ориентиров, то, думаю, фразу «Может быть, действительно справедливо утверждение о том, что спасение придет из России?» из вопросительной можно переводить в утвердительную. Спасибо за отрывок!