Технический прогресс ускорил все процессы. Люди не успевают оценить последствия многих открытий и изобретений.
Недавно в телевизионной передаче показывали Гавайи. Там расплодилось много крыс, и люди не знали, как с ними справиться. В конце концов, решили завезти на острова мангустов. Все радовались этой прекрасной идее, участь крыс была предрешена.
Мангустов завезли, они расплодились, а потом вдруг выяснилось, что крысы ведут ночной образ жизни, а мангусты — дневной. Поэтому пока крысы пожирали сахарный тростник, мангусты спокойно спали.
А когда крысы возвращались в свои норы, мангусты выходили на охоту и ловили домашних кур, лакомились яйцами местных птиц, так что к проблеме крыс добавилась еще и проблема мангустов. В результате массовые истребления животных на Гавайях приобрели двойной размах.
По той же схеме сейчас разворачиваются многие события в мире. Поклонение деньгам и сиюминутной выгоде искажает мышление человека.
Думать об отдаленном будущем способен тот, кто заботится о душе и нравственности. Сейчас власти многих государств, действуя стихийно, не успевают приспосабливаться к реалиям нового дня.
Мировоззрение — штука очень инертная. Иногда кажется, стоит только сообщить человеку очевидную истину — и он станет другим. Но оказывается, для принятия новой информации нужно измениться, а изменения — процесс мучительный.
Чем масштабнее истина, тем глубже надо меняться, а это приносит боль. Поэтому многие предпочитают хорошо пожить сегодня и умереть завтра.
Монополия на истину, непогрешимость какой- то идеи — это и есть классический случай разрушения обратной связи. К монополии на истину стремится тот, кто поклоняется сознанию и будущему.
То, чему ты поклоняешься, должно быть нерушимым и вечным. Любая истина должна быть абсолютной, сомневаться в ней недопустимо.
Перебирая в памяти события истории, я погружаюсь в размышления. Что же лежит в основе монополии на истину? Поклонение будущему. А в основе поклонения будущему — тенденция идолопоклонничества. А язычество начинает крепнуть и разрушать единобожие при нарушении главных из десяти заповедей.
В средневековой Европе монополия на истину привела к инквизиции и самоистреблению, а затем — к постепенному разрушению веры. В России монополия на истину повлекла распад государства.
Непогрешимость какой-либо истины есть поклонение форме. Это происходит, когда утрачивается содержание.
Содержанием человека является душа. Пока она на первом месте, происходит постоянный поиск истины и новое осознание вселенских законов.
Если же душа деградирует, человек вместо любви начинает поклоняться сознанию. Картина мира застывает, становится непогрешимой, и человек защищает ее все яростнее. А потом начинается распад.
Любовь позволяет соединить хаос и порядок в единое целое. Любовь и нравственность позволяют соединить рынок и плановую экономику.
Если же вера и любовь слабеют, тогда людьми сначала правит незыблемая догма, а потом, после того как она терпит крах, воцаряется хаос. Этот период бывает обычно весьма коротким и завершается либо возрождением, либо гибелью.
Жизнь как феномен возможна потому, что существует обратная связь. Причина взаимодействует со следствием, следствие взаимодействует с причиной.
Время сжимается — и эта связь становится заметной. Время расширяется — и видимая связь утрачивается.
Время сжимается Любовью. Чем больше Любви, тем сильнее ощущается единство всего происходящего во Вселенной. Время сжимается — и жизнь расцветает. Уходит Любовь — рвутся связи, жизнь слабеет и умирает.
У России есть стремление к Любви, она прошла достаточно испытаний для этого.
Недавно мне прислали заметку, где упоминалось о поразительном факте. Акушерка, принимавшая роды в Освенциме у женщин, которые находились в нечеловеческих условиях, рассказала: ни у кого из трех тысяч родившихся детей не было обнаружено ни одной патологии.
Тело и дух были там максимально унижены. Унижение духа — это разрушение и судьбы, и будущего. В такой ситуации остается только душа, а душа живет любовью и верой.
В таких условиях человек спасается только верой в Бога. И тогда начинаются чудеса, и происходит возрождение.
Неужели только в условиях несчастий, болезней и лишений человек будет обретать веру и любовь? На этот вопрос у меня пока нет ответа.
С.Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии