×
Мировые
9 апреля 2022

Игры разума: эксперимент "Дискриминация"

Учительница младших классов из Айовы Джейн Эллиотт решила преподать школьникам самый наглядный урок терпимости из всех возможных, заставив их ощутить дискриминацию на собственной шкуре.
3
513
Игры разума: эксперимент

Как донести смысл понятия «дискриминация» до тех, кто никогда с этим не сталкивался? Убийство Мартина Лютера Кинга в 1968-м году породило не только раскол и волну насилия в американском обществе, но также спровоцировало дискуссию о наболевшем — расизме.

Учительница младших классов из Айовы Джейн Эллиотт решила преподать школьникам самый наглядный урок терпимости из всех возможных, заставив их ощутить дискриминацию на собственной шкуре. И хотя эксперимент не имел под собой никакой научной базы, а его этичность поставлена под сомнение, он занимает особое место в истории знаменитых психологических опытов.

Джейн Эллиотт, учительница младших классов, активистка, борющаяся против расизма, организовала для своих учеников двухдневный эксперимент, условно обозначенный как «Голубые глаза — карие глаза». Эллиотт полагала, что обычная дискуссия о правах человека в рамках урока не принесет должного эффекта. Все дети в классе (который состоял исключительно из белокожих) были поделены на две группы: голубоглазых и кареглазых, каждая из которых получила право считаться «главенствующей» на протяжении одного дня.

В 1970-м году экспериментом Эллиотт заинтересовались телевизионщики, прочитавшие статью учительницы в «Нью-Йорк Таймс». К этому времени она провела уже два подобных опыта. Журналист Уильям Питерс попросил у Эллиотт разрешения присутствовать на уроках, чтобы снять весь процесс на пленку. Позже из полученного материала Питерс смонтировал 25-минутный фильм под названием «Глаз шторма», который был показан по ABC.

Джейн Эллиотт начала с объявления, что как раз сегодня празднуется день братства, и задала детям вопрос, что они понимают под этим словом? Затем она спросила учеников, замечали ли они, как зачастую смотрит и реагирует их окружение на чернокожих, азиатов и индейцев. Дети ответили, что общество не считает тех своими «братьями» из-за другого цвета кожи.

Тогда Эллиотт предложила ученикам попробовать испытать на себе, каково это — быть оцениваемым по одному из внешних признаков. Дети с восторгом приняли идею. Она выделила «голубоглазых» учеников, на том основании, что у нее самой были голубые глаза и сообщила детям, что голубоглазые люди умнее кареглазых, «чище», лучше и цивилизованней. И, в силу превосходства первых над вторыми, кареглазые ученики были лишены нескольких привилегий: им полагалось уйти с перемены на 5 минут раньше, нельзя было утолять жажду прямо из питьевого фонтана, а полагалось пользоваться бумажными стаканчиками, запрещалось играть вместе с голубоглазыми на площадке, так как они были «не так хороши». Кроме того, Эллиотт раздала кареглазкам черные воротнички, которые они обязаны были носить весь день, чтобы их можно было опознать издалека.

— Открываем страницу 127. Все готовы? Все, кроме Лори. Готова, Лори?
— У нее карие глаза.
— У нее карие глаза. Вы увидите сегодня, что мы потратим кучу времени, ожидая кареглазых.

Голубоглазые ученики, чувствуя одобрение учительницы, стали всячески принижать кареглазых товарищей, советуя миссис Эллиотт воспользоваться указкой в том случае, если те «отобьются от рук». На первой же перемене между двумя мальчиками завязалась драка из-за того, что один дразнил другого кареглазым.

— Почему ты назвал его кареглазым? Вчера ты не говорил так, хотя у него были все те же карие глаза?

Эллиотт позже вспоминала, что всего за 15 минут талантливые, разумные, дружные ученики превратились в гнусных, злобных, говорящих гадости маленьких шовинистов.

На следующий день группы поменялись сторонами. Учительница сообщила, что вчера обманула класс, и, на самом деле, кареглазые намного лучше голубоглазых.

— Вчера Грег сказал: «Мне нравится бить мою младшую сестренку, это так весело». Что это говорит нам о голубоглазых людях?
— Они противные и драчуны…

Кареглазым ученикам позволили снять вчерашние воротнички и надеть их на голубоглазых. На этот раз последние были лишены всяческих привилегий, а кареглазые были у Эллиотт в фаворе: их не шпыняли, хвалили и поощряли каждый шаг, ставя в пример голубоглазым.

Эллиотт отметила, что в первый день у группы «кареглазок» ушло на упражнение по фонетике 5,5 минут, на второй они справились за 2,5. Когда она задала вопрос, почему они потратили на это так много времени накануне, дети ответили, «потому что на нас были воротнички». Аналогичная ситуация сложилась и с голубоглазыми: в тот день, когда они были поставлены выше товарищей, справились с заданием в полтора раза быстрее, чем на второй день эксперимента, потому что «были расстроены». Тенденция была справедлива и для всех остальных активностей, которые дети выполняли на протяжении этих двух дней: у доски отвечали лучше ученики той группы, которую выделили как превосходную. Изгои же терялись, нервничали и показали худший результат на тестировании.

По словам журналистов, класс не обращал никакого внимания на камеры и съемочный процесс, они были полностью поглощены игрой, предложенной учительницей. Эксперимент, проведенный Эллиотт, вряд ли можно назвать научным или релевантным, и широкую известность он приобрел именно благодаря телевизионному фильму, показанному в 1970-м году.

15 лет спустя некоторые бывшие ученики школы в Айове встретились вновь, в том же классе, где вместе со своей бывшей преподавательницей пересмотрели «Глаз шторма». По словам молодых людей, урок, который преподала им Джейн Эллиотт, совершил настоящий переворот в их детском сознании, прочно поселив мысль о недопустимости расизма и предубеждения. Несмотря на некоторую негативную реакцию со стороны родителей учеников, Эллиотт на протяжении многих лет продолжала эксперимент «Голубые глаза — карие глаза».

Дарья Александрова
На фото класс Джейн Эллиотт

 

Оставляйте Ваши комментарии, делитесь с нами своими мыслями!


Новости за сегодня
02:00
Невероятный герой
  1. Антонина Шахтаренко
    544
    Исследователь
    09 апреля 2022, 04:34
    Здравствуйте! Ирония судьбы, но нам с братом как раз достался разный цвет глаз: ему — серо-голубые, мне — каре-зелёные. Мы с братом никогда не ссорились в детстве, не ссоримся и сейчас. Были случаи, когда взрослые, как я понимаю, в воспитательных целях, пытались ставить либо брата мне в пример, либо меня брату. А мы просто становились рядом друг с другом и долго и выразительно смотрели на этих взрослых, как на полоумных. Мол, вы сами-то понимаете, что городите? Если взрослый под напором наших взглядов останавливался и прекращал попытки сталкивания лбами, то всё заканчивалось миром. Если же человек не унимался, то он для нас с братом становился просто персоной нон грата. Мы избегали общения с таким человеком, потому что он, с нашей точки зрения, лгал. У нас было правило «вежливого полубойкота». Это когда тебя спрашивают, ты отвечаешь, если тебя зовут, ты подходишь. Но первым в разговор не вступаешь. Таким образом и правила хорошего тона соблюдались, и если взрослый действительно оказывался рассудительным человеком, то он менял тактику и больше никогда не ставил кого-то из нас другому в пример. Ведь у нас был такой уровень единства, словно мы росли из одного зерна, но при этом мы могли позволить себе быть разными. Когда у нас появлялись друзья, то мы с ними тоже старались поддерживать именно такие братские отношения. Это как-то изнутри шло. Наверно, это всё-таки бабушкино воспитание, христианское. А то, что проповедовали тогда коммунисты — практически та же идея, но поверхностная. На словах не признавали расизмом, на деле же советские дети недолюбливали ребёнка просто за то, что он чем-то отличается. Получается, идея равенства мертва, если она не зиждется на любви, приятии другого, понимании его. На самом же деле все мы — из одного зерна. Все наши души — от Творца. Давайте не забывать об этом... 🌿
    1. Мария
      2496
      Эксперт
      09 апреля 2022, 10:18
      Гениально с точки зрения педогогики: когда на собственной шкуре и в детстве — закрепляется на века. И сейчас в свете последних событий очень актуально. Спасибо за отличную статью, за пищу для размышлений! 
      1. Ёльга
        367
        Познающий
        10 апреля 2022, 08:34
        Читала… и плакала… Хотя солнечным зайчикам плакать не полагается... 

        Один знакомый мальчик, ученик третьего класса, четверть века назад написал в сочинении (тему не помню): «Хочу, чтобы в наших школах было, как в американских». Дальше дословно не помню, но сочинение отличалось от сочинений соклассников самостоятельностью суждений, осознанностью, связностью мыслей (работа проводилась в классе, непосредственное влияние взрослых исключается). Мысль, которая звучала в работе Игната: «Хочу, чтобы в школе к детям относились, как к людям, как к личностям. Хочу чувствовать себя, приходя в школу, человеком». В советской педагогике было много замечательного: направлений, идей, педагогов ( и именитых, и «на местах»; один Ш.А. Амонашвили чего стоит), но отпущу сравнение нашего образования с «забугорным». Я просто вспомнила тот крик души и наглядно увидела, о чём тосковал мальчишка. Но чтобы так работать с детьми должны сойтись три вещи: профессионализм (теория и опыт), мировоззренческий аспект личности педагога (как устроен мир в целом) и тип личности педагога (в терминологии СНЛ это —человек-душа).

        А ещё я подумала, как нами легко манипулировать… если в нас нет правильных ориентиров…

        Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

        Читайте также
        Счастье — это не цель, а побочный продукт Мировые Счастье — это не цель, а побочный продукт
        И если смысл любой ситуации — приближение к Богу, то уже ни бо­лезнь, ни смерть не могут сделать ситуацию безыс­ходной.
        20 мая 2022
        2
        144
        Простить и отпустить. История длиною в жизнь Мировые Простить и отпустить. История длиною в жизнь
        Как попросить у близкого прощения, если он умер, а ты до сих пор чувствуешь вину?
        19 мая 2022
        2
        192
        Бескорыстная молитва Мировые Бескорыстная молитва
        Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (от Матфея 6:21 Новый Завет)
        19 мая 2022
        3
        228
        Другие материалы
        Все видео
        Поддержать автора
        Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
        Узнать больше
        Подписка
        Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
        0