Люди не могут перенести боль души по простой причине. Если душа разрушается, выдержать это можно, только когда выходишь за пределы души — когда с человеческой половинки души переходишь на вечную, Божественную.
Если любовь к Богу реально воспринимается как гораздо большее счастье, чем все остальное, — только тогда точка опоры при распаде души может быть смещена на вечность.
Если высшая заповедь индуизма, иудаизма и христианства, гласящая: «Возлюби Бога превыше всего», не выполняется, боль души становится непереносимой.
Тогда человек, вместо того чтобы вернуться к Богу, когда душа распадается, — отказывается от души и уходит вниз, на сознание или тело. Для того чтобы облегчить душевные муки, он бессознательно тянется к духовной боли и физическим страданиям.
Духовная боль выглядит просто — несчастья, неприятности по судьбе, развал судьбы, крах целей и надежд, предательство, несправедливость со стороны людей. Иногда она выглядит как сумасшествие, потеря памяти, слепота.
Как выглядит физическая боль, я думаю, объяснять не надо. Болезни, инвалидность, выключение различных функций — все это может быть отзвуками проблем, находящихся в душе человека.
Почему-то мне вспоминается жизнь Врубеля. Главная проблема гениального человека часто заключается в том, что его энергия, талант не обеспечены в достаточной степени умением любить и, значит, переносить душевную боль.
Мой приятель, художник, рассказал об одном факте из биографии Врубеля, факте, который из официальных книжек был вычеркнут.
Приятель Врубеля, купавшийся с ним в реке, заметил, что у того вся грудь исполосована шрамами. Оказывается, в юности художник безумно влюбился, а потом начались проблемы неудовлетворенной любви. Душевная боль была настолько непереносимой, что художник резал ножом себе грудь, чтобы перевести душевную боль в физическую.
Вместо отстранения и обращения к Богу происходил обратный процесс: мощный взрыв неприятия происходящего и уход в поклонение сознанию, способностям. А это уже процесс дьявольский.
Поэтому Врубель пишет картины, где изображен демон. Он пытается преодолеть свой собственный демонизм, изображая дьявола страдающим и поверженным.
Но демонизм побеждается верой и любовью. Если их нет в душе художника, он обречен.
Дальнейшая судьба Врубеля известна. Его сын родился с заячьей губой — знак повышенной концентрации на способностях, на будущем, прожил недолго и умер от воспаления легких.
Проблема с легкими — это гордыня. Это опять же поклонение будущему, превосходство над другими, это умирающая душа, о которой перестал заботиться человек.
Потом Врубель сходит с ума и слепнет, потом умирает. По этому кругу прошли миллионы и миллионы людей. По этому кругу прошли народы и государства. По этому кругу идет нынешнее человечество.
Мои мысли возвращаются к спектаклю, на котором я побывал недавно в московском Доме культуры железнодорожников. Спектакль называется «Трио». Насколько я понимаю, пьеса написана на основе реальных событий.
Актеры играли неплохо, и спектакль мне понравился. А смысл его в следующем.
Известный композитор Шуман живет с молодой женой. Она блестящая пианистка, но она любит его и поклоняется ему, поэтому посвящает себя семье и рожает ему пятерых детей.
А его снедает честолюбие, он завидует Бетховену, Моцарту, он хочет быть первым. Для него статус, слава, известность — главные ценности.
И вроде бы все прекрасно и на физическом, и на духовном плане. Есть все, о чем может мечтать человек. Вот только с душой проблемы: он не может преодолеть в себе чувство зависти.
А дальше начинается помощь свыше. Возникает болезнь — усыхает рука, и он уже больше не может играть. Но он может работать и получать деньги, будучи преподавателем.
Однако преодолеть потерю он не может, и к чувству зависти добавляется безумное сожаление о том, что он не может больше восхищать людей своим исполнительским талантом. Но ведь он известный композитор, он преподаватель — он должен быть счастлив.
Но ему этого мало, ему нужно все, и он никак не может преодолеть ощущения своей ущербности, своего унижения. Тогда включается второй этап спасения души: его выгоняют с работы, он не нужен. Это становится для него настоящей трагедией.
И тогда включается следующая ступень спасения. К нему, в надежде на его поддержку, приходит молодой композитор Брамс. На беду Шумана, он оказывается очень талантливым.
Жена Шумана, до сих пор поклонявшаяся таланту мужа, обращает свои взоры на юного композитора. Между ними завязывается роман, а жизнь великого композитора терпит полный крах.
Сначала судьба дала Шуману физическое унижение — начала сохнуть рука. Когда он его не принял, включилось унижение духовное — он потерял работу. Когда он не смог принять и этого, включился самый мощный механизм спасения — унижение души.
В этом случае человек должен поверить в Бога или умереть. Обратиться к Богу композитор не может, потому что главный смысл жизни для него — талант, статус, известность.
Он находит другой выход из создавшейся ситуации — нужно сойти с ума. Он имитирует сумасшествие и попадает в психиатрическую клинику. Сошедший с ума композитор — это звучит таинственно и сохраняет его статус таланта и почти гения.
А талантливый композитор, которого выгнали с работы и которому изменяет жена, — это уже полное ничтожество. Это человек, у которого нет ни одной точки опоры. Для неверующего это смерть.
Но если он сошел с ума и остается в психиатрической больнице, он оправдан, это не унижает его статуса. Он предпочитает притвориться сумасшедшим и умереть в клинике, лишь бы не вернуться домой и не ощутить, что лишен всего.
Счастье души, духа и тела для этого человека закончено. Обычно это бывает в старости и воспринимается как естественный ход вещей.
Человек, утрачивая точку опоры, связанную с телом, духом и душой, начинает думать о Боге, о любви и о бессмертной части своей души. Для молодого, страстного, гордого человека такой процесс является трагедией.
Я думаю, люди часто стареют только потому, что не могут перенести боли своей души.
Накопленный груз обид, осуждения, уныния привязывает их к жизни так сильно, что боль души становится непереносимой, и они подсознательно стремятся состариться побыстрее.
Старость — это хороший механизм преодоления страданий.
С.Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 3
Спасибо еще раз за объяснение. Вроде все так просто и понятно, думаешь: «Ну что тут, ну подумаешь, все ясно, как божий день». А на деле сложнее. Нужна правильная инерция, тогда легче, тогда что-то получается. 😊
К. Никольский " Музыкант"