Гитлер с его верой в арийского сверхчеловека даёт нам крайний пример царства самопоклонения; другую крайность представляет коммунизм, где роль сверхчеловека отведена коллективу и самопоклонение выглядит как забота о ближнем. Но как фашизм, так и коммунизм — чей фантастический успех можно призвать в свидетели — это всего лишь крайние формы одной и той же идеологии, которую ныне исповедует весь мир, кроме, конечно, тех, кто открыто и безоговорочно принимает Христа и Его правду.иеромонах
Серафим Роуз, иеромонах Русской православной церкви заграницей, писатель.
«Человек наизнанку. Идеология абсурда и культ собственного «я»
*****
Воспоминания людей о Дне Победы 9 мая:
Михаил Кравченко, работавший после фронтового ранения мастером на Маклаковском лесокомбинате, вспоминал, что радостную новость ему принесли 12-летние мальчишки — ребята, вывезенные из блокадного Ленинграда и ставшие на заводе подмастерьями:
- Не припомню, что я конкретно 9 мая делал. Но те минуты, когда по цеху с несравненной быстротой пронеслось сообщение о долгожданной победе, не меркнут. И весть эту принесли мне мои мальчишки, у которых я был мастером. - Дядя Миша, дядя Миша... Победа! — горланили они, дергая меня. — По радио говорят!
Опустились руки, подкосились ноги, закружилась голова от нахлынувших, я бы сказал, каких-то сверхъестественных чувств — радости и горести, торжества и обиды. И я, бывший разведчик с крепкими нервами, не выдержал, опустился на заготовки изделий в окружении ребят и заплакал вместе с ними...
*****
По улицам бегали люди, стучали друг другу в окна: - Вставайте! Победа! — вспоминала бывшая учительница железнодорожной школы на станции «Енисей» Б.А.Гиниборг. — Помню, как быстро оделась и побежала в школу. Навстречу мне бежали ученики. Все, взрослые и дети, кидались друг другу на шею, обнимались, плакали, кричали. Все мы были, наверное, похожи на безумных — не было у нас прежде такой великой общей радости...
*****
Победа вернула нам великолепное ощущение жизни и в малом и в большом. Сейчас мы знаем: мир спасен. Спасен великими страданиями, кровью, смертью отважных наших бойцов, поправших саму смерть, их верой, их мужеством.
Благородство уничтожило подлость.
Все, чем жил человек и что делало его человеком, было фашистами назначено к уничтожению: труд, искусство, любовь, счастье, достоинство, вольная человеческая мысль, материальные ценности и даже природа.
Во имя чего многомиллионные трудолюбивые и прекрасные народы должны были гибнуть или превращаться в рабов?
На горьком опыте мы убедились в страшной опасности насилия и пренебрежения к человеку...
Бойцы, сняв каски, вытерев потные лбы, улыбались и слушали давно позабытые мирные звуки земли: бормотанье родника, шелест ветра в траве, свист птичьих крыльев и собственные, как будто совсем иные, чем все эти четыре года, голоса. Среди неподвижной листвы трепетал только какой-нибудь один листок на дереве — будто радовался и пытался что-то рассказать. И этот трепет листка вдруг стал необыкновенно заметным и милым сердцу людей, перенесших четыре года непрерывного железного урагана...
Утро победы восходит над землей. Солнце победы освещает неизмеримые развалины недавно еще цветущих стран, но освещает и первый скромный подорожник, расцветший на этих развалинах...
Константин Паустовский, писатель, фронтовик
*****
Давно замечено: западная Церковь это религия Рождества, Православная- религия Пасхи. Там - про рождение и жизнь, здесь – про смерть и воскресение.
Европейского человека всегда интересовало то, что сейчас. Русского - то, что потом.
Отсюда, например, наш беспрецедентный героизм - это ведь не миф, а факт, тысячу раз отмеченный всеми, включая фашистов.
Русский человек идёт на смерть не то, чтобы охотно - идиотов нет, но он идёт на неё - спокойно. Потому что точно знает - и это записано в генетический код - что после смерти обязательно наступает жизнь.
Этот паренёк, который в Сирии вызвал огонь на себя - он мог быть только русским, неважно, верующим он был или нет.
Но отсюда же - и наше пренебрежение внешней стороной жизни. Нам не очень понятно, зачем сто лет стричь пресловутый газон, если Христос приходил сюда точно не из-за газона.
К слову сказать, 9 мая стало главным народным праздником поэтому же - потому что это про смерть и воскресение: страны, народа, про «смертью смерть поправ». Отсюда стелы с именами погибших в каждой деревне, отсюда Бессмертный полк - как символы воскресения.
9 мая - это гражданская Пасха.
В России никогда не будет скучно. Потому что умирать и воскресать - это наша национальная традиция.
Дмитрий Михайлин, российский журналист
Вечная память победителям.