Говоря о религии, особенно православии, мы часто используем выражение «раб Божий». У современного человека в эпоху, когда свобода объявляется главной ценностью, слово «раб» встречает сильное внутреннее сопротивление. Действительно, почему в Библии, преимущественно в Ветхом завете так часто встречается слово «раб»?
Для начала стоит разобраться в видах рабства. Ведь в Ветхом Завете, когда речь идет об отношениях человека и Бога и применяется слово «раб», имеется в виду рабство по еврейским традициям. Чем оно отличалось от эллинского (римского)?
Раб в Римской Империи не имел никаких прав, был собственностью господина, его можно было убить, изнасиловать, покалечить ради забавы без каких-либо последствий.
В древнем Израиле в зависимости от статуса, раб обладал многими правами наравне с обычным гражданином. Раба иноверца нельзя было истязать или увечить, а за убийство следовала ответственность господина. Если же раб был обрезанный, то есть иудей, он имел право на субботний покой, участие в религиозных празднествах, мог заводить семью.
Срок его службы не мог превышать 7 лет, вне зависимости от долга. Более того отпуская на свободу, господин был обязан отдать некоторую часть хозяйства, чтобы бывший раб мог выжить. По сути — обычный работник. А если господин был милостивый, справедливый и любящий, часто рабы добровольно оставались в пожизненное рабство.
Также слово раб часто применяется в значении: «поклоняющийся, покорный, богобоязненный».
Исходя из вышеизложенного, если перенести еврейское рабство на отношения человека с Богом, то чем плохо слово «раб»? Верующие знают, что наш Господь (господин) есть Любовь, что он милосердный, прощающий, справедливый, что, живя в доме у господина, нужно соблюдать его правила, устои, исполнять его волю со смирением, быть благодарным за кров и пищу, верно и с полной отдачей ему служить.
Давайте вспомним притчу о блудном сыне. У некого человека было два сына. Младший, попросив свое наследство, ушел из отеческого дома и расточил его, живя распутно. Тогда он пошёл пасти свиней, и готов был питаться свиным кормом, но даже его не давали, он начал голодать. И решил покаяться перед отцом, зная, что он милостивый и справедливый. И придя к отцу сказал: «Я согрешил перед тобой и более не достоин называться твоим сыном, прими меня хотя бы рабом в дом твой». Отец кинулся ему на шею и приказал слугам устроить пир, ибо «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Живя у отца, сыном он был лишь по форме, а внутренне — рабом (своих желаний, страстей), он был мёртв. Поэтому не любил отца, согрешил против него и расточил свое наследство в блуде. Но покаявшись, с готовностью быть рабом отцу, соблюдать его заветы и более не грешить перед ним, он ожил и стал сыном по сути. («Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими», 1-е Иоанна, 3).
Так и мы уходим от отца в мир рабами внутренними. И расточив его наследие (его благодать), испытывая духовный голод, должны покаяться и принять «рабство» внешнее и попытаться вернуться к отцу, чтобы ожить духовно и стать истинно Сынами Божьими.
Важно не забывать, что Отец нас любит и ждет, всегда принимает и прощает, только если мы сами идем к нему и не закрываем от него свои сердца.
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться