Вдохновение
11 марта 2022

Король истребителей

Больше двух месяцев он жил ожиданием расстрела, но неожиданно получил перевод во внут­ренний двор тюрьмы, в «Особое конструкторское бюро», именуемое «шарашкой».
1
733
Король истребителей

На фоне знаменитых конструкторов Микояна, Лавочкина, Туполева, Ильюшина Николай Поликарпов сегодня подзабыт. Хотя именно его в начале ХХ века называли «королем истребителей». И именно его машины царили в небе целое десятилетие.

Иконопись помогла стать конструктором

Николай Поликарпов родился 9 июня 1892 года в Орловской губернии в многодетной семье священника. Продолжая традицию, в 1905‑м поступил в семинарию, но, проучившись чуть больше трех лет, понял, что быть священником — не его призвание. Правда, именно в семинарии он выучился живописи, которая потом помогла в проектировании самолетов.

В 1911 году Поликар­пова зачислили на механическое отделение Петербургского политехнического института. Став студентом, он начал посещать еще и курсы «авиации и воздухоплавания». После Политеха Поли­карпова направили на работу в авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода под начало авиаконструктора Игоря Сикорского. И тот доверил выпускнику модификацию знаменитого самолета «Илья Муромец».

«Кукурузник» — он же бомбардировщик

После Октябрьской революции, не приняв большевистскую власть, Сикорский эмигрировал. Звал с собой и Поликарпова, но тот предпочел остаться на родине. Сконструированный им в 1923 году Р‑1 стал первым серийным советским самолетом. Он предназначался для ВВС в качестве разведчика, бомбардировщика, штурмовика, корректировщика огня, использовали его и для доставки почты.

В том же году Поликарпов создал первый в мире истребитель — свободнонесущий моноплан И‑1 или «ИЛ‑400» (где И — истребитель, Л — Либерти (фамилия конструктора двигателя) и 400 — мощность двигателя в лошадиных силах).

В 1926 году управление ВВС объявило о необходимости создать для обучения молодых летчиков простой в производстве и надежный в эксплуатации самолет. Биплан У‑2 Поликарпова в 1928 году успешно прошел испытания, а в 1929‑м его стали выпускать серийно. Машина отличалась высокой устойчивостью и легкостью в управлении. До войны У‑2 использовался как пассажирский и санитарный самолет, а также опылитель полей, за что его прозвали «кукурузником». В войну он был известен как легендарный ночной легкий бомбардировщик. С 1929 по 1953 годы выпустили 33000 таких машин! У‑2 — самый массовый биплан в истории авиации.

В 1928 году на московском заводе № 25, куда к тому времени переехало КБ Поликарпова, приступили к производству нового самолета-разведчика Р‑5. В 1934‑м во время эпопеи теплохода «Челюскин» в Чукотском море он прославился на весь мир. Именно на этих самолетах пилоты вывезли 104 человека, оказавшихся на льдине посреди моря.

Крылья для Чкалова

Несмотря на успехи, судьба Поликарпова складывалась непросто. Имея независимый, прямой и твердый характер, он нажил себе немало врагов. В 1929 году разбился один из его первых серийных истребителей И‑3, что стало поводом для ареста. Официально Поликарпова обвинили в «участии в контрреволюционной вредительской организации». Вину он не признал. Следствие было быстрым. Поликарпову вынесли смертный приговор и перевели в Бутырку. Больше двух месяцев он жил ожиданием расстрела, но неожиданно получил перевод во внут­ренний двор тюрьмы, в «Особое конструкторское бюро», именуемое «шарашкой».Его работникам-заключенным поручили за 4 месяца создать истребитель И‑5, над которым авиаконструкторы безуспешно бились уже три года. В 1931 году на Центральном аэродроме специально для правительства демонстрировались новейшие образцы авиатехники. И‑5 пилотировал Валерий Чкалов.

А через три недели Поликарпова выпустили на свободу (однако дело в отношении него прекратили лишь в 1956 году, спустя 12 лет после его смерти!). И направили в ЦКБ Андрея Туполева, но два амбициозных конструктора не сошлись характерами. Ситуация разрядилась через полгода, когда ЦКБ возглавил Сергей Ильюшин. Во избежание новых конфликтов он перевел Поликарпова в команду Павла Сухого. Тот затягивал сроки создания истребителя И‑14, и Ильюшин поручил Поликарпову разработать свой образец. Вместо одного Поликарпов сконструировал два истребителя. Первый маневренный биплан И‑15 испытывал в октябре 1933 года все тот же Чкалов. По характеристикам машина оказалась лучшей в мире. А Поликарпову позволили возглавить собственное КБ.

На основе И‑15 БИС из клееного дерева он сконструировал скоростной И‑16. Его снова тестировал Чкалов. Новый истребитель смог достичь рекордных 7200 метров высоты и скорости до 430 км/ч. Поликарпова и Чкалова 3 мая 1934 года наградили орденами Ленина и каждому подарили по автомобилю.

Успокоительный звонок Сталина

Однако Германия быстро ответила на вызов. Уже через полтора года появился модифицированный Ме‑109, превосходивший И‑16. Поликарпов не остался в долгу. В мае 1938‑го в небе появился биплан И‑153, развивавший скорость до 445 км/ч. К тому же на нем впервые применялось новое оружие — реактивные снаряды. А потом случилась беда. Созданный Поликарповым новый истребитель И‑180 имел смешанную конструкцию. Но, невзирая на это, собирали его почему-то на заводе № 156, выпускавшем только цельнометаллические самолеты. Опытный образец получился с дефектами.

В предполетном журнале было зафиксировано 49 замечаний по его техсостоянию. Тем не менее 15 декабря 1938 года Чкалов поднял машину в воздух. Этот полет оказался для летчика-героя последним. Виновниками трагедии объявили работников завода. Им вменялась преступная халатность. Руководство получило серьезные сроки. Поликарпов не выходил из дома и ждал ареста. Но вместо этого ему позвонил сам Сталин и… посоветовал съездить в отпуск отдохнуть. И‑180, потерпевший впоследствии еще несколько аварий, так и не был запущен в производство.

Несбывшийся самолет

В октябре 1941 года Поликарпову присвоили звание Героя Социа­листического Труда. Во время Великой Отечественной войны советская авиация имела в своем арсенале лишь устаревшие модели его разработки: И‑16, И‑153, Р‑5 и У‑2. К началу 1942‑го конструктор подготовил к испытаниям новый образец истребителя И‑185, развивавший скорость 680 км/ч. Таких скоростей истребители достигли лишь к 1945 году. Однако, чтобы собрать его, нужно было перестраивать все производство. Руководство страны посчитало это невозможным в разгар войны. И все же за создание нового самолета Поликарпов был удостоен Сталинской премии 1‑й степени.

До победы авиаконструктор не дожил. 30 июля 1944 года он умер от рака желудка. После его смерти легендарный У‑2 переименовали в По‑2 в честь создателя.

Интересный факт:

Путаница в именах

Не все советские самолеты времен войны носили имена главных конструкторов, как то: Ил‑2 — Ильюшин, Ту‑2 — Туполев, Як‑1 — Яковлев, Ла‑5 — Лавочкин, МиГ‑3 — Микоян и Гуревич, Пе‑2 — Петляков. Более ранние машины — выпуска 1920–1930‑х годов — обозначались по своему функционалу: И‑15 — истребитель, Р‑5 — разведчик, У‑2 — учебный (позже переименованный в По‑2 — Поликарпов), ТБ‑3 — тяжелый бомбардировщик.

 

 Автор текста: Ирина Чертинова

Комментарии
  1. Элла
    4734
    Эксперт
    11 марта 2022, 17:12
    Благодарю за публикацию! Очень познавательно и интересно!?

    Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Авторизоваться
    Картина С.Н. Лазарева
    Семья
    Последние комментарии на сайте
    Топ-3 лучших комментариев за неделю
    Маргарита , как раз эмпатию я считаю нужным выключить, в данном случае. Автор письма нисколько не нуждается в моей эмпатии, помощи или совете. На данный момент у нее "плато" и заслуженный отдых после прохождения первого этапа изменений. Какие чувства Вы предлагаете понять или разделить? Те, что были или те, что есть? Те, что были кажутся мне дикими. Те, что есть -так автор о них не пишет. Что удерживает от неправильного поступка -описано очень под...
    Письма читателей
    Я начала этот путь, он был не быстрый
    Виктория, поздравляю! 💖👍🏻🌸
    Письма читателей
    Каждая фраза – волна вселенской информации о Боге и Люб...
    Хорошая история, но автор «предвкушает» как мне показалось только хорошее и удовольствие… однако в любых отношения будут испытания и сложные периоды… к ним тоже надо быть готовым…
    Письма читателей
    Та самая – моя единственная
    Читайте также
    История о благотворительности китайского дворника Вдохновение История о благотворительности китайского дворника
    Чжао старается отдавать почти все свои деньги на благотворительность.
    27 июля 2023
    2
    916
    Личный враг фюрера Вдохновение Личный враг фюрера
    За голову Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.
    26 июля 2023
    2
    776
    Радость побеждает страх Вдохновение Радость побеждает страх
    Я впускаю в свое сердце радость. Радость, которая победит страх.
    25 июля 2023
    1
    733
    Поддержать автора
    Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
    0