Король истребителей
На фоне знаменитых конструкторов Микояна, Лавочкина, Туполева, Ильюшина Николай Поликарпов сегодня подзабыт. Хотя именно его в начале ХХ века называли «королем истребителей». И именно его машины царили в небе целое десятилетие.
Иконопись помогла стать конструктором
Николай Поликарпов родился 9 июня 1892 года в Орловской губернии в многодетной семье священника. Продолжая традицию, в 1905‑м поступил в семинарию, но, проучившись чуть больше трех лет, понял, что быть священником — не его призвание. Правда, именно в семинарии он выучился живописи, которая потом помогла в проектировании самолетов.
В 1911 году Поликарпова зачислили на механическое отделение Петербургского политехнического института. Став студентом, он начал посещать еще и курсы «авиации и воздухоплавания». После Политеха Поликарпова направили на работу в авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода под начало авиаконструктора Игоря Сикорского. И тот доверил выпускнику модификацию знаменитого самолета «Илья Муромец».
«Кукурузник» — он же бомбардировщик
После Октябрьской революции, не приняв большевистскую власть, Сикорский эмигрировал. Звал с собой и Поликарпова, но тот предпочел остаться на родине. Сконструированный им в 1923 году Р‑1 стал первым серийным советским самолетом. Он предназначался для ВВС в качестве разведчика, бомбардировщика, штурмовика, корректировщика огня, использовали его и для доставки почты.
В том же году Поликарпов создал первый в мире истребитель — свободнонесущий моноплан И‑1 или «ИЛ‑400» (где И — истребитель, Л — Либерти (фамилия конструктора двигателя) и 400 — мощность двигателя в лошадиных силах).
В 1926 году управление ВВС объявило о необходимости создать для обучения молодых летчиков простой в производстве и надежный в эксплуатации самолет. Биплан У‑2 Поликарпова в 1928 году успешно прошел испытания, а в 1929‑м его стали выпускать серийно. Машина отличалась высокой устойчивостью и легкостью в управлении. До войны У‑2 использовался как пассажирский и санитарный самолет, а также опылитель полей, за что его прозвали «кукурузником». В войну он был известен как легендарный ночной легкий бомбардировщик. С 1929 по 1953 годы выпустили 33000 таких машин! У‑2 — самый массовый биплан в истории авиации.
В 1928 году на московском заводе № 25, куда к тому времени переехало КБ Поликарпова, приступили к производству нового самолета-разведчика Р‑5. В 1934‑м во время эпопеи теплохода «Челюскин» в Чукотском море он прославился на весь мир. Именно на этих самолетах пилоты вывезли 104 человека, оказавшихся на льдине посреди моря.
Крылья для Чкалова
Несмотря на успехи, судьба Поликарпова складывалась непросто. Имея независимый, прямой и твердый характер, он нажил себе немало врагов. В 1929 году разбился один из его первых серийных истребителей И‑3, что стало поводом для ареста. Официально Поликарпова обвинили в «участии в контрреволюционной вредительской организации». Вину он не признал. Следствие было быстрым. Поликарпову вынесли смертный приговор и перевели в Бутырку. Больше двух месяцев он жил ожиданием расстрела, но неожиданно получил перевод во внутренний двор тюрьмы, в «Особое конструкторское бюро», именуемое «шарашкой».Его работникам-заключенным поручили за 4 месяца создать истребитель И‑5, над которым авиаконструкторы безуспешно бились уже три года. В 1931 году на Центральном аэродроме специально для правительства демонстрировались новейшие образцы авиатехники. И‑5 пилотировал Валерий Чкалов.
А через три недели Поликарпова выпустили на свободу (однако дело в отношении него прекратили лишь в 1956 году, спустя 12 лет после его смерти!). И направили в ЦКБ Андрея Туполева, но два амбициозных конструктора не сошлись характерами. Ситуация разрядилась через полгода, когда ЦКБ возглавил Сергей Ильюшин. Во избежание новых конфликтов он перевел Поликарпова в команду Павла Сухого. Тот затягивал сроки создания истребителя И‑14, и Ильюшин поручил Поликарпову разработать свой образец. Вместо одного Поликарпов сконструировал два истребителя. Первый маневренный биплан И‑15 испытывал в октябре 1933 года все тот же Чкалов. По характеристикам машина оказалась лучшей в мире. А Поликарпову позволили возглавить собственное КБ.
На основе И‑15 БИС из клееного дерева он сконструировал скоростной И‑16. Его снова тестировал Чкалов. Новый истребитель смог достичь рекордных 7200 метров высоты и скорости до 430 км/ч. Поликарпова и Чкалова 3 мая 1934 года наградили орденами Ленина и каждому подарили по автомобилю.
Успокоительный звонок Сталина
Однако Германия быстро ответила на вызов. Уже через полтора года появился модифицированный Ме‑109, превосходивший И‑16. Поликарпов не остался в долгу. В мае 1938‑го в небе появился биплан И‑153, развивавший скорость до 445 км/ч. К тому же на нем впервые применялось новое оружие — реактивные снаряды. А потом случилась беда. Созданный Поликарповым новый истребитель И‑180 имел смешанную конструкцию. Но, невзирая на это, собирали его почему-то на заводе № 156, выпускавшем только цельнометаллические самолеты. Опытный образец получился с дефектами.
В предполетном журнале было зафиксировано 49 замечаний по его техсостоянию. Тем не менее 15 декабря 1938 года Чкалов поднял машину в воздух. Этот полет оказался для летчика-героя последним. Виновниками трагедии объявили работников завода. Им вменялась преступная халатность. Руководство получило серьезные сроки. Поликарпов не выходил из дома и ждал ареста. Но вместо этого ему позвонил сам Сталин и… посоветовал съездить в отпуск отдохнуть. И‑180, потерпевший впоследствии еще несколько аварий, так и не был запущен в производство.
Несбывшийся самолет
В октябре 1941 года Поликарпову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Во время Великой Отечественной войны советская авиация имела в своем арсенале лишь устаревшие модели его разработки: И‑16, И‑153, Р‑5 и У‑2. К началу 1942‑го конструктор подготовил к испытаниям новый образец истребителя И‑185, развивавший скорость 680 км/ч. Таких скоростей истребители достигли лишь к 1945 году. Однако, чтобы собрать его, нужно было перестраивать все производство. Руководство страны посчитало это невозможным в разгар войны. И все же за создание нового самолета Поликарпов был удостоен Сталинской премии 1‑й степени.
До победы авиаконструктор не дожил. 30 июля 1944 года он умер от рака желудка. После его смерти легендарный У‑2 переименовали в По‑2 в честь создателя.
Интересный факт:
Путаница в именах
Не все советские самолеты времен войны носили имена главных конструкторов, как то: Ил‑2 — Ильюшин, Ту‑2 — Туполев, Як‑1 — Яковлев, Ла‑5 — Лавочкин, МиГ‑3 — Микоян и Гуревич, Пе‑2 — Петляков. Более ранние машины — выпуска 1920–1930‑х годов — обозначались по своему функционалу: И‑15 — истребитель, Р‑5 — разведчик, У‑2 — учебный (позже переименованный в По‑2 — Поликарпов), ТБ‑3 — тяжелый бомбардировщик.
Автор текста: Ирина Чертинова
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться