Человек с большой душой

Батумский врач Платон Гигинеишвили для выписывания рецептов и назначений имел листки двух цветов: белый и зеленый. Если он видел, что пациент беден, то выписывал ему рецепт на листке зеленого цвета, которые узнавали в аптеке и не брали денег с больного.
В конце каждого месяца Платон шел в аптеку и оплачивал из своих средств сумму, скопившуюся из назначений его пациентов.
Во время Второй мировой войны зеленый листки в его кабинете получали пациенты из семей фронтовиков.
Это была его посильная лепта семьям защитников родины. Говорят, что о помощи врача узнали только после его похорон в 1949 году.
Платон Гигинеишвили родился на Рождество 1879 года в богатом семействе Георгия Гигинеишвили.
После окончания престижной Гянджинской гимназии, сдал экзамены и поступил на медицинский факультет Одесского университета.
Во время учебы он работал стажером и сам содержал свою семью. В непростой 1905 год работал в Херсонской области, возглавлял «революционную летную эскадрилью» и помогал вывозить раненых с баррикад во время боя.
В Батуми вернулся в 1906 году. Устроился в Республикансую больницу, где проработал всю оставшуюся жизнь.
Платон Гигинеишвили открыл детские дома в Махинджаури и Кобулети. До 1910 года он был членом Батумского городского самоуправления.
Активно участвовал в осушении болот и борьбе с тифом. Потом пришли коммунисты и арестовали имущество семьи Гигинеишвили, но дом в Батуми никто не тронул — такой Платон имел большой авторитет. С 1922 года заведовал терапевтическим отделением, а также был заведующим в туберкулезном, детском и инфекционном отделении.
Он также основал терапевтическое отделение, которое в 1942 году перешло к Тамар Бетани. Тамар была очень известным врачом в городе, еще до Советского Союза крестила соседку Платона и Марию, младшую дочь Платона.
Однажды академик Константин Вирсаладзе прислал к Гигинеишвили 12-летнего мальчика Мишу из Тбилиси, с просьбой приютить и позаботиться о нем. Платон выполнил свое обещание и Миша стал фактически членом семьи Гигинеишвили. Платон взял его в ассистенты, мальчик открывал двери и вызывал к нему пациентов.
Когда мальчик подрос, Гигинеишвили устроил его на работу фаэтонщиком. Он заботился о нем, и когда тот уже повзрослел и женился, Платон установил ему зарплату и продлил срок службы, благодаря связям в Совбесе.
Как-то они проезжали на фаэтоне по парку, и Платон услышал плач, исходивший он женщины, которая оплакивала умирающую сестру. Позже выяснилось, что они актрисы, и в пути одной из них стало плохо. Платон обследовал ее, и понял что она больна тифом. Вместе с Мишей они перетащили ее в фаэтон и повезли домой.
Вести инфицированного больного домой было большим риском, ведь в то время брюшной тиф приравнивался к смерти. Сестры прожили у Платона несколько месяцев. Пациентка выжила, оказалось, что это была Верико Анджапаридзе и ее сестра Мери Анджапаридзе, матерь Георгия Данелия. Позже Платон тоже заболел тифом, но чудом избежал смерти.
В его доме 41 на улице им. имени Третьего Интернационала, часто принимали гостей. Аркадий Райкин будучи на гастролях в Батуми тоже поселился у Гигиенишвили.
Однажды в дом на ночлег попросилась женщина с младенцем. Шел 1933 год. Эта маленькая девочка выросла, вышла замуж, родила детей и умерла от старости в этом же доме.
Когда в 1949 году грузинский врач и общественный деятель Платон Георгиевич заболел, около него постоянно дежурили врачи.
Каждый день к его дому приходили люди, чтобы узнать о здоровье врача. Когда Платону стало хуже, один человек принес связку сена и раскидал ее по каменной мостовой, чтобы умирающего доктора не беспокоил шум с улицы.
Затем многие последовали его примеру, и вся улица была усыпана сеном…
По материалам: Шота Гуджабидзе
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться