Хочу предложить вам воспоминания моего отца Юхнова Александра Ивановича. Сейчас ему 83 года. Его жизнь – это пример того, как люди в обычной жизни находят место для подвига, ни не считают это таковым.
В детстве его звали Шуркой.
После войны, Шурка с родителями и двумя старшими сестрами жил в Ростовской области, В 1946 году ему было 8 лет, после войны был сильный голод. Прошел слух, что вербуют на Сахалин с целью работать. Дедушка Иван понимал, что это единственный выход спасти семью от голодной смерти. Старшая дочь от голода опухла и уже не ходила.
Папа вспоминает: «много семей поехало на Сахалин. Товарные вагоны были забиты людьми. Поездка была тяжелой. Добирались два месяца. В Новосибирске на вокзале Иван купил всем детям по кусочку белого хлеба с несколькими крупинками красной икры. Шурику икра совсем не понравилась, он стал потихоньку выкидывать икринки, но кусок белого хлеба показался ему вкуснее меда».
Прибыли во Владивосток. Там жили два месяца и ждали, пока их перебросят на остров Сахалин. Здесь, Шурик впервые увидел море, «задохнулся» от восторга. И на всю жизнь влюбился в море. Потом четверо суток Шурка с семьей плыл от Владивостока до Корсакова в трюме (трендек). Многие страдали морской болезнью, а Шурик на верхней палубе испытывал жуткий восторг от вида моря.
На Сахалине, семья поселилась в небольшом городке на берегу Охотского моря. Шурка пошел в третий класс, но так как он все время проводил на берегу моря, его перевели во второй, за неуспеваемость.
Мечту о море Шурик воплотил в жизнь уже после армии. В Мореходное училище он поступил только в 1961 году (уже семейным человеком) и закончил его с отличием.
После учебы стал ходить в море. Он работал на гражданском судне, которое перевозило различный груз на Камчатку, Магадан, Чукотку, Северную Корею, Японию - по всему Дальнему Востоку.
Александру нравилась его работа. Он возвращался домой после нескольких месяцев, и уже через две недели не мог дождаться, когда следующий рейс.
Папа рассказывает, что работа в море очень рискованна. Зимой на судне сильное обледенение и опасно находиться на палубе. Скользко, и может унести за борт. Одежда тоже покрывается тонким слоем льда, а чтобы пришвартоваться к берегу, приходилось прикладывать немалые усилия.
Он вспоминает, как в 1964 году зимой шли в Анадырь, в сторону Чукотки. В Тихом океане был сильный шторм, в трюме был уголь, а на палубе закреплена техника (тракторы, бульдозеры, и т.п.. Технику сильно разболтало штормом, сломало фальшборт (дополнительный борт на судне), была угроза сильного повреждения судна и опасность потерять весь груз. Александр с другом приняли решение закрепить груз. Выбирали момент, когда волна схлынет с палубы, но волна шла за волной, долго не удавалось выполнить задачу, качка была настолько сильной, что устоять на ногах было почти невозможно. Казалось, это длится бесконечно, но, в конце концов, им удалось закрепить и усилить крепежи, чтобы техника не болталась.
По приходу в порт друзей премировали двойными окладами.
Другой случай был в следующий рейс. Везли лес, плашкоут (большая баржа) подошла к кораблю на два метра, волна была сильная, плашкоут сильно раскачивало. Александр услышал крики: «Человек за бортом». Он понимал, что две махины сейчас раздавят этого человека. Недолго думая, он прыгнул через наваленные бревна к краю, зацепился одной рукой за какой-то канат, который оказался рядом, а второй рукой ухватил человека за ворот куртки. Тонущий быстро ослаб, не мог сам держаться, и Александр понимал, что следующая волна сорвет их обоих за борт. Из последних сил он закричал: «Помогите, не удержу». Пришлось висеть несколько минут, пока подоспела помощь. Их вытащили уже в последний момент, когда очередная волна захлестывала их.
Александр вспоминает еще случай. Пришло судно под погрузку, рядом на рейде стоял катер. От сильной волны катер близко прибило к большому судну. Люди с катера погрузили провизию и собирались уже отходить, вдруг какой-то парень разбегается и прыгает с судна на катер. Он промахнулся, так как была сильная волна, и упал в море. Александр быстро перемахнул за борт, ухватился одной рукой за фальшборт и собирался прыгнуть в море. Но того бедолагу очень быстро сносило в сторону. Тут еще один из команды сориентировался, проворно выбросил штормтрап (веревочную лестницу), и, благодаря ему, парнишку вытащили на палубу.
Всяко бывало за годы работы на море. Когда приходили в Северную Корею, Александр и его друзья кормили рабочих. В 60-е в Корее был страшный голод, и люди, чтобы заработать хоть немного хлеба, разгружали русские суда вручную. Это был очень тяжелый труд, но работали все - и мужчины, и женщины. Александр по одному звал корейцев в каюту и пытался накормить, чем мог. Давал с собой немного хлеба. Он сам пережил голод и знал, что это такое. Корейцы были настолько ослабленные, что еле передвигались, поэтому Александр со своими товарищами делали все, чтобы облегчить их труд.
В 70-е годы 20-го столетия, администрация Поронайского порта Сахалинской области стала собирать документы на присвоение отцу Ордена Трудового Красного Знамени. Он категорически отказался, мотивируя тем, что на территории порта есть немало других, которые заслуживают такого почетного ордена.
Жизнь моего отца полна событиями, которые требовали от него смелости, решительности и отваги. Это пример не только для нас, его детей, но и для будущих поколений.
Наталья Савченко
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться