Отношения между родителями и детьми

Взаимоотношения родителей и детей в семье играют главную роль в формировании характера человека, его ценностей и моральных установок. Прививаясь с неосознанного возраста, они отражаются на чертах личности. При плохих отношениях у ребенка могут развиваться комплексы, впоследствие вырастающие в серьезные проблемы с психикой.

Проблема правильных семейных отношений особенно актуальна в современном мире. Активно уходя от традиционных ценностей, общество потребления заменяет их на «‎западные». У детей формируется неправильный образ мышления и представления о мире, Боге. 

Распадается большое количество браков, ребенок вынужден расти в неполной семье. В большинстве случаев это лишает растущую личность двух основных граней воспитания: «‎Поощрение» и «‎Неотвратимость наказания». Одинокий родитель чаще всего делает приоритет на одном из них, ребенок не уясняет основных принципов здорового общества, лишается возможности встать на правильный путь. В этой статье мы рассмотрим психологию и виды взаимоотношений в семье, выясним их основные преимущества и недостатки.    

Подробнее

Принципы отношений взрослых и детей   

Известный социолог Толкотт Парсонс утверждал: «‎Семья — основной орган социализации, мать и отец — главные творцы личности, ребенок — пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Эта фраза полностью раскрывает основную суть правильных семейных взаимоотношений между детьми и родителями и их принципы:

  • Гуманность и доброжелательность. К ребенку необходимо относиться милосердно, уметь принять его ошибки, неопытность. Например, поручая ребенку убрать в комнате, нужно поощрить его за результат, мягко отметив недочеты. Это сформирует у него желание меняться к лучшему. 
  • Последовательность. Действия родителей должны быть предсказуемы для ребенка. Он должен понимать, что определенное действие может стать следствием поощрения или наказания. 
  • Систематичность. Воспитание должно быть повседневным и постоянным. Его нельзя инициировать только в критические моменты, ребенок должен постоянно чувствовать контакт с родителями, их поддержку. 
  • Обратный эффект. Одна из задач родителей в воспитании — саморазвитие. Занимаясь им, они подают положительный пример ребенку.
  • Равноправие. В любом возрасте, ребенок является полноправным членом семьи. Отсутствие равных прав — одна из распространенных проблем в современных российских семьях. Дети чувствуют себя зависимыми и угнетенными, вынуждены подстраиваться под эти условия. Это часто приводит к лжи и неправильному отношению к правде, честности.
  • Защищенность. Вне зависимости от ситуации, родитель должен обеспечивать безопасность ребенка (физическую и психологическую), понимать его проблемы. Некоторые из них, кажутся взрослым людям незначительными. Проявляя свою позицию, они теряют контакт с ребенком, его доверие. 

Психология, характер и моральные ценности ребенка формируются на примере родителей. Наблюдая за их действиями, отношением к партнеру (мужу / жене), дети перенимают их и копируют. 

 

Классификация стилей воспитания в психологии

Американский психолог Диана Баумринд выделила четыре основных стиля воспитания. Они различаются уровнем контроля со стороны родителей, требовательностью и степенью коммуникативности «‎родитель — ребенок». Их комбинация образует следующие стили:

  • Авторитарный. Тотальный контроль за ребенком, основной элемент воспитания — наказание и страх перед ним. В таких семьях редко учитываются желания и особенности детей. Родители ставят себя на более высокую ступень, отсутствует равноправие.
  • Либеральный. Полная противоположность авторитарному стилю отношений. Основной элемент воспитания — поощрение. Родители больше отдают и меньше требуют, предоставляют детям большую свободу, стремятся раскрыть их индивидуальность. Наказание в либеральном стиле сведено к минимуму, ребенок может не чувствовать его неотвратимость.
  • Авторитетный. Также именуется «‎демократичным». В семье присутствуют четкие рамки, в которых родитель контролирует ребенка и реализуется равноправие, по аналогии со здоровым гражданским обществом (государство — гражданин). Основной элемент воспитания — искреннее уважение детей к родителю, не навязанное страхом. Соблюдается равный приоритет между наказанием и поощрением.
  • Индифферентный. Противоположность авторитарному стилю взаимоотношений. Родители мало интересуются жизнью ребенка, минимально или средне контролируют его. Индифферентный стиль часто наблюдается в семьях с отцом и матерью, уделяющими много времени работе, не имеющими возможности / желания тратить его на детей. 

Наиболее современный и правильный стиль воспитания — авторитетный. Он позволяет сформировать у ребенка правильные моральные ценности, адекватную самооценку и привить ему здоровое отношение:

  • К поощрению. Ребенок осознает истину о необходимости действий, позволяющих добиться своих целей.  
  • К наказанию. Ребенок осознает собственную ответственность за любой поступок. 

 

Какие бывают отношения между родителями и детьми

Описывая научные термины простыми словами, можно выделить пять видов семейных взаимоотношений родителей и детей: диктатура, убеждение, дружелюбие, бесчувственность, наставничество. 

 

Диктатура

Диктатура — авторитарный стиль, подавляющий волю, эмоции и желания ребенка. Негативно влияет на личность человека и создает следующие проблемы в семье:

  • Бунтарство ребенка. Дети начинают бороться с диктатурой, ищут пути избежать наказания за определенные поступки, например, с помощью обмана. Многие действия выполняются назло родителям, утрачивается доверие.
  • Сломленность. Находясь под диктатом, дети не чувствуют поддержки родителей, не поощряются. Это снижает чувство собственного достоинства, самооценку, уверенность. 

 

Убеждение

Убеждение — это педагогический метод, свойственный авторитетному (демократичному) стилю воспитания. Он может проходить в форме беседы, диспута или лекции и формирует у ребенка правильные ориентиры, ценности. В отличие от метода «‎наказания», приоритетного для диктатуры, убеждение обладает рядом достоинств:

  • Стойкость. Мышление ребенка формируется не на страхе перед наказанием или желанием получить поощрение. Создаются устойчивые внутренние моральные ориентиры.
  • Равноправие. Ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, получает право голоса / слова. 

Для эффективного убеждения родитель должен быть авторитетом для ребенка, пользоваться его уважением. Во время беседы, упор делается на следующие аспекты:

  • Искренность. Донося информацию и убеждая, необходимо верить в собственные слова. Они также не должны расходиться с действиями. Например, убеждая детей в необходимости жить мирно, родители не должны проявлять агрессию друг к другу, ссориться, проявлять физическое насилие.
  • Жизненный опыт ребенка. Примеры и доказательства должны быть понятны детям, отсылаться к их реальности. Для этого родители должны знать круг общения ребенка, его интересы. 

 

Дружелюбие

Дружелюбие свойственно либеральному и авторитетному стилям. Ребенок чувствует себя равноправным членом семьи, отвечает за собственные поступки. Дружелюбные родители:

  • Умеют контролировать свои эмоции. Не срывают злость на ребенке, понимающе относятся к его ошибкам, ищут причину семейных проблем в себе и стремятся измениться.
  • Соблюдают паритет между «‎поощрением» и «‎наказанием». 

 

Бесчувственность

Бесчувственность характерна для индифферентного стиля, ребенок ощущает себя брошенным, не может поделиться с родителями переживаниями, душевными проблемами. 

 

Наставничество

Термин «‎наставничество» редко применяется в сфере семейных взаимоотношений. Наиболее часто его используют:

  • В системах образования. Наставник помогает ученику или молодому специалисту приобрести необходимые навыки.
  • В социальной среде с «‎проблемными» семьями. Наставник работает с семьями, близкими к разводу / отъему родительских прав с усыновленными детьми / детдомовцами.  

В семейных взаимоотношениях наставничество можно рассматривать как черту авторитетного стиля воспитания / убеждения.

 

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

В современной мире наблюдается кризис в семейных отношениях, негативно влияющий на личность и моральные ориентиры детей. Наиболее часто он вызван:

  • Инфантильностью родителей. Взрослые не хотят брать на себя ответственность за поступки детей, видеть собственные ошибки в воспитании, путают причину и следствие. 
  • Недостатком духовной близости в семье. Отсутствует доверие, взаимопонимание. В таких семьях дети в подростковом возрасте боятся делиться проблемами с родителями.
  • Низким уровень культуры, саморазвития. Родители не имеют собственных твердых моральных ориентиров, ценностей, не могут привить их.
  • Невозможностью принять детские ценности. Взрослые ориентируются на собственные ценности и опыт, недоступные ребенку.

Рассмотрим основные последствия трех стилей воспитания по Баумринд:

Стиль воспитания

Негативные последствия для ребенка

Авторитарный (тотальный контроль)

Неуверенность в себе, низкая самооценка, ранимость, неустойчивость к стрессам, агрессивность / конфликтность, несамостоятельность

Либеральный (вседозволенность)

Незрелость, неуверенность в себе, склонность к депрессии / фобиям, агрессивность

Индифферентный (бесчувственность)

Замкнутость, отчужденность, склонность к агрессии и асоциальному поведению

 

Сгладить последствия неправильного воспитания можно, занявшись саморазвитием, проработав собственные проблемы и приняв свою судьбу. Это позволит родителю стать гармоничным. Видя внутреннее состояние отца или матери, ребенок начнет его бессознательно копировать, эффект окажется более сильным, в сравнение со попытками исправить последствия словами.  

 

Особенности воспитания в нынешнее время

В современном мире большое количество семей строится на авторитарной и индифферентной моделях воспитания. Они деструктивно влияют на общество, отдаляют людей от Бога и устанавливают материальные ценности выше духовных.

В душе человека зашифрованы чувства и невероятное количество информации. По С.Н. Лазареву, говорить ребенку о Боге можно с момента его рождения. Не понимая сказанного головой, ребенок воспримет слова душой и сердцем, сможет осознать, что:

  • всем управляет всевышний, Бог есть любовь и Бог нас любит;
  • всех людей можно и нужно прощать, соблюдать основные заповеди.

Эти простые истины, в будущем помогут ребенку правильно реагировать на окружающий мир, сформируются в сознании. В более осознанном возрасте (от 4-6 лет) детей нужно учить общаться и правильно воспринимать:

  • Конфликты. Они не являются причиной для обид, не требуют подавлять другого человека. Конфликт — это повод для взаимопонимания и саморазвития. Ребенка нужно научить уважать других и защищать собственное достоинство.
  • Желания. Любое желание — это энергия, которую нужно направить в правильное русло. Его нельзя подавлять, намеренно избегая конфликтов, сложных разговоров, проблем. Это приведет к саморазрушению и болезням. 
  • Счастье. Проявляется в желании меняться, развиваться и испытывать глубокие чувства. Счастье — это любовь души и единение с творцом, позволяющее человеку достичь успеха и встать на Божественный путь. 
  • Добро и зло. В их основе лежит энергия любви, ее нужно правильно направлять, уметь управлять эмоциями, видеть знаки судьбы. Всевышний есть во всем, этим достигается гармония мира. Не бывает добра, которому можно поклоняться — оно превратится в зло.

Необходимо создать гармонию между неотвратимостью наказания и поощрением, любовью, материнской лаской. Это даст ребенку адекватную и правильную картину мира, он не будет закрываться и подавлять собственную энергию. 

    Комментариев пока нет, будь первым!

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Авторизоваться
Поддержать автора
Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
0