Главный вопрос, на который у учёных нет ответа, — существует ли предел нейропластичности головного мозга? И почему у одних людей без веских причин развиваются серьёзные дегенеративные заболевания, а другие спокойно живут без одного полушария? Пока науке доподлинно неизвестно, каким образом мозг переделывает себя. Но то, что он может приспособиться к серьёзным травмам — доказано наукой.
Мужчина без 90% мозга
Случай, который попал в журнал The Lancet в 2007 году, дал исследователям богатую пищу для размышлений. В статье речь шла о французе, который потерял 90% головного мозга. Мужчине на момент проведения исследования исполнилось 44 года, и он даже не подозревал, что с ним что-то не так. Он обратился к медикам с жалобами на слабость в правой ноге, и ему, в рамках общего обследования, назначили сканирование мозга. Врачи, которые рассматривали снимок, сначала подумали, что аппарат неисправен. Голова мужчины на 90% была заполнена жидкостью. От мозга остался лишь тонкий слой по периметру черепа, а центр полностью отсутствовал. Несмотря на такой фатальный недостаток тканей мозга, мужчина имел низкий, но приемлемый уровень интеллекта — 75 баллов. При этом он вёл нормальный образ жизни: работал в государственной конторе, вместе с женой растил двоих детей. Если бы не слабость в ноге, он бы и не узнал о «пустоте» в голове.
Врачи предположили, что мозг пациента в течение 30 лет медленно разрушала гидроцефалия, поэтому он и не заметил изменений. При гидроцефалии, или водянке головного мозга, в тканях накапливается огромное количество жидкости, которая не адсорбируется в кровоток, а постепенно «разъедает» мозг. Диагноз мужчине поставили во младенчестве, после чего врачи на 14 лет имплантировали стент для расширения артерии и отвода жидкости. Но в подростковом возрасте каркас сняли. С тех пор жидкость опять начала накапливаться, постепенно разрушая мозг.
До этого случая нейробиологи были уверены, что сознание возникает в специальных зонах мозга, таких как клауструм (ограда мозга), тонкий слой нейронов и зрительная кора. Согласно гипотезе, у француза не было ни единого шанса на формирование здорового самосознания. Специалисты пришли к выводу, что человек не рождается с зачатками сознания, но постепенно создаёт его во время жизни. Происходит это из-за взаимодействия с окружающим миром и с самим собой. Теория, описывающая эти процессы, называется «тезисом радикальной нейропластичности». Она предполагает, что взрослый мозг гораздо адаптивнее, чем считалось ранее, и способен приспосабливаться даже к тяжёлым травмам. Более того, мозг постоянно бессознательно описывает себе свою собственную деятельность, что и составляет основу самосознания. В случае с французским пациентом и его 10% мозга оставшиеся нейроны успешно генерировали теорию о самих себе, что и позволило ему остаться человеком. Точный диагноз французу поставили только в 2017 году. Потеря почти всего мозга случилась из-за прогрессирования хронической не сообщающейся гидроцефалии, из-за которой жидкость накапливалась очень медленно. И 90% мозга не отсутствовало, как думали медики. Скорее всего, ткани мозга под давлением сильно сжались, и остался лишь тонкий слой по периметру подкорки.
Женщина без мозжечка
В 2014 году китайские медики были шокированы снимком другого необычного пациента. Молодая девушка 24 года жила без мозжечка и даже не подозревала об этом. В это сложно поверить, если учесть, что в мозжечке сконцентрирована половина всех нейронов головного мозга. Девушка жила нормальной, полной жизнью и в китайскую больницу попала случайно. Мать настояла на визите к врачам, так как дочь начали беспокоить головокружения и тошнота. После проведения аксиальной компьютерной томографии специалисты увидели, что у девушки полностью отсутствует мозжечок. На его месте зияла пустота. Отдел мозга, который составляет одну десятую от общего веса органа и отвечает за равновесие, контролируемые движения, речь и моторику, полностью отсутствовал. Каким-то образом мозг девушки смог приспособиться к столь серьёзной потере.
Мать пациентки рассказала медикам, что до семи лет у дочки были серьёзные проблемы с ходьбой. В четыре года девочка научилась стоять самостоятельно, без поддержки, и только в семь пошла без посторонней помощи. Кроме того, ребёнок никогда не бегал и не прыгал. Нарушения в развитии наблюдались и со стороны речи. До шести лет девочка говорила бессвязно. По мере взросления развитие стабилизировалось. Никаких отклонений специалисты не обнаружили ни у родителей, ни у сестёр и братьев, ни у дочки пациентки. По словам матери, даже беременность и роды протекали нормально.
Удивительное состояние пациентки врачи диагностировали как полную первичную мозжечковую агенезию. Болезнь настолько редкая, что пациентов можно пересчитать по пальцам двух рук. Как правило, все люди с таким отклонением погибают ещё во младенчестве. Девушке удалось ужиться с дефектом, потому что он был с ней с рождения: мозг каким-то образом сформировал новые нейронные связи, в обход мозжечка.
Мальчик, который не знает об отсутствии мозга
В четыре года у пациента, который во всех медицинских отчётах проходит как U.D., случился первый приступ эпилепсии. С возрастом приступы становились всё тяжелее. Ни медикаменты, ни физиотерапия не помогали. Тогда врачи решились на радикальный шаг и провели лобэктомию: удалили доли мозга, в которых рождались эпилептические припадки. Маленькому мальчику вырезали треть правого полушария, в частности, удалили затылочную и височную доли. Врачи прогнозировали полную потерю зрения с левой стороны, так как в затылочной части правого полушария находится центр для обработки визуальных сигналов с левого глаза. Удаление правой височной доли должно было привести к потере слуха с левой стороны. Но удивительным образом мозг мальчика адаптировался.
В 11 лет, как и предполагали врачи, он не видел левую сторону мира, но, вопреки прогнозам, даже не знал об этом. Когда мы смотрим перед собой, то видим полноценную объёмную картинку и даже не задумываемся, что она состоит из двух частей. Правый глаз и левое полушарие выдают свою картинку, левый глаз и правое — свою. При наложении мы видим полное изображение. Пациенту U.D. приходится поворачивать голову, чтобы захватить всю картинку целиком. Его левый глаз всё так же воспринимает сигналы и отправляет информацию в мозг, но её негде обрабатывать. Удивительно другое: по всей видимости, мальчик не осознаёт неполноценность своего зрения. Врачи сравнивают ситуацию со слепым пятном. У всех нас есть область, которую мы не видим. Но ведь мы никогда об этом не задумываемся и не чувствуем себя неполноценными.
После операции медики три года следили за мозгом мальчика с помощью магнитно-резонансного томографа. Его мозг, несмотря на потерю трети полушария, функционировал нормально для его возраста. И это невероятно, если вспомнить, что у правой и левой зрительной доли разные обязанности: правая распознаёт лица, а левая читает. У мальчика левое полушарие взяло на себя распознавание лиц и нисколько не утратило способности к распознаванию букв. После операции мальчик читал так же бегло, как и до неё. Нейробиологи не могут точно ответить, как такое возможно. Скорее всего, мозг сформировал новые нейронные связи, а из-за того, что пациент был ещё ребёнком, эти связи получились чрезвычайно крепкими. Сегодня этот мальчик не видит одним глазом, но даже не знает об этом.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться