Мир всегда был полон парадоксов. Парадокс — это внешне неразрешимый конфликт между двумя истинами, утверждениями. Самой парадоксальной религией является христианство.
Я вспоминаю слова одной женщины: «Христианство отличается от других религий тем, что главные заповеди Христа неисполнимы».
Существует много подобных высказываний:
«Библия противоречива и непонятна»;
«Христос сначала утверждает, что все люди братья, а потом отказывает в помощи женщине из другого племени, то есть нееврейке»;
«Он выгоняет торговцев из храма, а потом призывает не противиться злу»;
«Он говорит, что деньги — это зло и что богатый человек не попадет в Царство Божие, но пожертвования, которыми заведовал Иуда, у людей состоятельных принимает»;
«Он называет себя то Сыном Божиим, то Сыном человеческим, утверждает, что может прощать человеческие грехи и потому излечивать людей, а в родном городе никого не смог излечить».
Главный фактор притягательности христианства — исцеление больных. Без этих чудес христианство вряд ли так широко бы распространилось.
Но вылеченные люди в своем большинстве не стали более добрыми и нравственными. Из десяти прокаженных, которых вылечил Иисус Христос, девять забыли о благодарности и только один, причем не иудей, а самарянин, вернулся воздать славу Богу и поблагодарить Спасителя.
Тема прощения грехов, которую вроде бы продолжили преемники Христа, привела к развращению многих и игнорированию заповедей. Действительно, зачем заниматься собственным воспитанием, изменением своего характера и выполнением заповедей, когда можно сделать взнос на нужды Церкви и получить отпущение грехов.
То, что говорили апостолы, не всегда совпадало со словами их Учителя. Христос дал единственную молитву «Отче наш», которая заканчивается странными словами: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6, 13).
Святой апостол Иаков утверждает обратное: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 13—15).
В Библии так много противоречивого и непонятного, что возникает ощущение: Христос говорил на другом языке, используя какую-то Свою, непонятную многим логику.
Внимательно перечитывая Библию и проводя исследования, которые помогли выздороветь и избавиться от своих проблем многим людям, я пришел к выводу, что Иисус Христос обладал новым типом мышления.
Чем этот уровень отличается от уровня предыдущих стилей мышления? Можно ли достичь такого уровня? Можно ли, начав мыслить по-другому, понять, что имел в виду Иисус Христос?
Оказалось, что можно. Для любого живого существа процесс мышления — это процесс накапливания и обобщения опыта, возможность прогнозирования, управления будущим в целях собственного выживания и защиты.
Развитие мышления невозможно без общения, без передачи и принятия информации. Адаптация к окружающему миру — это конфликт, который каждым живым существом решается по-разному.
Общение с другим существом — это тоже конфликт, который может приводить к болезням и гибели, а может — к выздоровлению, счастью и развитию.
Когда человек смотрит в зеркало и видит свое отражение — это тоже конфликт.
Если человек досадует на появившиеся морщины и другие признаки старения, которые он видит в зеркале, значит, у него вспыхивает раздражение, он недоволен своим видом, самим собой и в конечном счете своей судьбой.
Таким образом, получается, что каждый взгляд в зеркало дает вспышку агрессивных эмоций и закладывает основы будущих заболеваний, ускоряя процесс старения.
Есть другой вариант реакции на отражение в зеркале — это уныние и депрессия. Но такая реакция ведет к разрушению так быстро, что человек стремится как можно быстрее перейти к третьему способу решения конфликта. Этот способ — уход от травмирующей ситуации.
Человек убирает из своего дома все зеркала, и на какое-то время ему становится легче.
Сотни и тысячи лет человечество решало конфликты именно таким образом. Надо подавить и подчинить себе соперника. Если не можешь — угождай и подчиняйся. Можешь ему поклоняться и при этом выжидать, когда он ослабеет, и тогда ударить в спину. Можешь попытаться скрыться, уйти от мира, построить себе рай на земле, где не будет конфликтов.
Государства сражались, гибли, сменяли друг друга. Чтобы выжить, племенам и народам приходилось вести непрерывные войны. Государство резко слабело, если начинало утрачивать внутреннее единство и дробиться.
Кровопролитные междоусобные конфликты быстро разрушали целостность и приводили к разрушению и гибели самых могущественных империй. Естественно, правители применяли самые жесткие меры для укрепления единства государства.
Но если главные конфликты решались неправильно, никакие жесткие меры не спасали.
Опорой государства всегда была семья, народ.
Если семья была цельной, единой и благополучной, а народ не испытывал ненависти к правителям, государство развивалось и процветало.
*****
Христианство открыло новый этап в развитии человечества: требовалось уже не просто преодоление ненависти или зависти к другому человеку — появлялось ощущение кровного единства с ним.
Это давало намного большие возможности для собственной трансформации.
В Индии человек на всю жизнь оставался в своей касте.
В иудаизме, поверив в Единого Бога и выполняя заповеди, человек любого сословия и племени мог рассчитывать на объединение с другими. Но с людьми недостойными, непорядочными и безнравственными общаться было нежелательно, а упорствующие язычники зачастую подлежали полному истреблению.
В христианстве возможность трансформации души признается за любым человеком.
К нему могут быть применены жесткие меры, то есть ограничение и даже наказание. Но самый последний преступник и грешник при непрерывном сохранении любви в душе может трансформироваться и стать новым человеком.
Главное условие трансформации — ни на секунду не утрачивать в своей душе непрерывного чувства любви к Богу.
Это непрерывное чувство любви к Творцу позволяет человеку ощутить Бога в себе.
Но на этом уровне любая агрессия к любви становится смертельно опасной.
И казалось бы, оправданное осуждение преступника и грешника и презрение к ним, — становятся смертельным ядом для души, вступившей на этот путь.
Жадность, ненависть, похотливость, лживость при таком уровне мышления должны были исчезнуть практически полностью.
Главной опасностью стали неверие в себя, отказ от своей мечты, сомнение в своих возможностях, осуждение людей и неприятие своей судьбы.
Малейшие сомнения в своем неразрывном единстве с Богом, плохие мысли о себе или о других становились смертельно опасными.
Значит, конфликт уже принципиально не мог решаться по старой схеме подавления других или подчинения им.
Вся энергия должна была идти на трансформацию, на изменение и воспитание себя и других.
С.Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии