×
1 октября 2021

Взлетная полоса

Сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно-посадочную полосу. Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного — это «чудо» сотворил простой добросовестный человек, из числа тех, на которых и держится Россия.
11
466
Взлетная полоса

Ранним утром 7 сентября 2010 года в аэропорту города Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета Ту-154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву.

Скажем сразу: все останутся живы. Позднее специалисты назовут это чудом, ведь шансов выжить у них был один на тысячу, а может и того меньше.

Самолет находился в воздухе уже более трех часов, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Но какое-то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется.

Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером: «У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром». Ответа Новоселов не услышал — радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи.

Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса «умирали» один за другим. Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы. «Завалились» не только оба авиагоризонта, но и третий — резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда!

Без навигационного оборудования экипаж нем, глух и слеп. Это все равно что вести автомобиль в надетом на голову мешке. Ситуация, даже не требующая обдумывания — только посадка, и посадка срочная: отключились насосы, перекачивающие горючее из крыльевых баков в двигатели, а это значит, что максимум через 30 минут двигатели остановятся и самолет начнет просто падать.

Самолет снизился до 3.000 метров, внизу холмы, тайга, садиться на которые — чистое самоубийство. Блеснула серебристая полоса — река Ижма, Ту пошел вдоль нее. Показался стоящий на берегу реки поселок Ижма. Командир и экипаж высматривали подходящее для посадки место.

Если такое не будет найдено — сажать самолет они будут на воду, прямо напротив поселка, чтобы жители Ижмы оказали помощь тем, кто уцелеет. И тут штурман крикнул: «Командир, полоса!»

Если бы у летчиков было время на обдумывание, они бы прежде всего удивились: откуда здесь не числящийся ни в каких реестрах, не отмеченный ни на каких картах аэродром? Его просто не должно быть! Это или галлюцинация или… чудо. Ту-154 развернулся и пошел в сторону полосы.

Россия — огромная страна, в ней более тысячи городов и десятки тысяч поселков. Железные и шоссейные дороги связывают их между собой. Но есть населенные пункты, куда ни поездом не добраться, ни машиной не проехать.

С Большой землей их связывает малая авиация. Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2, ИЛ-14 и вертолеты в советское время для жителей горных аулов и таежных поселков были привычным средством передвижения, как для нас сегодня маршрутные такси.

В 1978 году в п. Ижма открыли аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно-посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии. В аэропорту работали 126 человек.

В 90-х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта. Людей сокращали, многие уходили сами. Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.

В 1998 году аэропорт перепрофилировали в вертолетную площадку и в «Комиавиатранс» решили, что для площадки, работающей три дня в неделю, и двух человек много и оставили одного — Сергея Михайловича Сотникова.

Сотников работал в Ижемском аэропорту с первого дня его существования. В 1978 году 20-летним выпускником подмосковного Егорьевского авиационно-технического училища, прибыл он по распределению на работу в Ижму и остался здесь навсегда. Заправлял самолеты, был техником, начальником службы ГСМ. В 1997 году стал начальником аэропорта, а через год — начальником вертолетной площадки.

По мере того, как сокращался обслуживающий персонал, Сергей Михайлович брал на себя дополнительные функции.

И вот настал день, когда он остался один: и начальник, и дворник, и диспетчер, и кассир, и сторож, и уборщик, и слесарь-ремонтник, и электрик, и прочая, и прочая, и прочая…

Каждый день в любую погоду на своем УАЗике он приезжал в аэропорт, чтобы где-то что-то подлатать, где-то что-то починить, потому что площадка должна быть готова принять вертолет в любой день, а не только в понедельник, среду и пятницу — мало ли что может случиться, беда всегда приходит не по расписанию.

И все 12 лет Сотников содержал в порядке кроме посадочного квадрата для Ми-8 и взлетно-посадочную полосу, которая была вычеркнута из всех реестров и не значилась ни на одной карте, на которую многие годы не садились и не взлетали самолеты.

Он регулярно чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы, убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал кустарники и деревца, пробивавшиеся в зазорах плит. И так 12 лет.

Местные жители неоднократно пытались использовать полосу как место складирования дров, приезжавшие грибники — как автостоянку. Сотников воевал со всеми и на их возмущенно-недоуменное «Ну почему?!», не желая вступать в споры, коротко отвечал: «Потому!»

Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос. Ответ его поражает простотой: «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно? Если я эксплуатирую перрон, где находится посадочный квадрат для Ми-8 и Ми-2, то вот рядом — взлетная полоса в таком тоскливом состоянии, царапает ведь за сердце. Пойдешь да что-то сделаешь».

В то время как одни резали станки на металлолом, реализовывали по сходной цене уникальные корабли и искали, что бы еще продать за границу, другие пытались хоть что-то сохранить и сберечь, веря, что настанет день, и снова понадобятся и станки, и корабли, и взлетно-посадочная полоса.

Окажись 7 сентября на «взлетке» бревно или автомобиль, окажись она заросшей кустарником (а за 12 лет мог и лес вырасти!) — и жертвы считали бы десятками.

Ту пролетел на аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340 м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500. Аварийная гидросистема не подвела — самолет выпустил шасси. Но из-за отказа электропривода не вышли закрылки.

Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270 км/ч, садиться предстояло на 380 км/ч, с отключенными навигационными системами, без связи с наземным диспетчером, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.

Бортпроводница вышла в салон: «Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение».

Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо — экипажу не удавалось попасть в начало полосы. Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди, завывая сиренами, мчались пожарные машины и кареты скорой помощи…

Отче наш, сущий на небесах, да святится имя твое… Царица Небесная, помоги!

Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар. Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380 км/ч, 350, 300, 250, 200…

Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту-154 остановился. Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил:

«Самолет Ту-154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет».

Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом. Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно-посадочную полосу.

Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного — это «чудо» сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой человек, из числа тех, на которых и держится Россия.

Автор Klim Podkova

rusvesna.su/news/1516552835 

Элла
704
Исследователь
Лучший комментарий
Спасибо за публикацию! Расстрогало до слез!🌅
+11
  1. Элла
    704
    Исследователь
    01 октября 2021, 21:26
    Спасибо за публикацию! Расстрогало до слез!🌅
    1. Marina
      193
      Читатель
      01 октября 2021, 22:49
      Так и хочется отдать честь человеку, по совести исполнявшему свой долг на брошенном аэродроме. Не зря говорят: «Через сердце Бог разговаривает с человеком»… По прошествии 12 лет причина соединилась со следствием… Чудесное спасение экипажа и пассажиров — закономерный итог многолетнего подвига настоящего профессионала. Пути Господни неисповедимы... 
      1. Ольга
        601
        Исследователь
        02 октября 2021, 05:46
        События растянуты во времени, но есть причина и есть следствие. Сработала схема, когда «один святой может спасти весь город», в котором он живет. Информация из книг подтверждается!
        1. Гармаева Жаргала
          86
          Читатель
          02 октября 2021, 06:25
          Благодарю!!! Со слезами на глазах прочитала еще хуже заплакала!!! Какие люди!!! Гордимся!!! Спасибо команде за такие удивительные расказы!!!
          1. Светлана
            1737
            Исследователь
            02 октября 2021, 10:03
            Спасибо, Сергей Михайлович Сотников! Спасибо !!!                               Чувство ответственности за вверенную тебе работу… такое простое и очевидное чувство… Спасибо за публикацию 😊🙏🌻
            1. Ladna Pani
              8
              Читатель
              02 октября 2021, 11:37
              Какой замечательный человек Сергей Михайлович! 
              Сижу и реву оттого, что сейчас таких Людей, с советской социалистической совестью, все меньше и меньше. 
              1. Татьяна Зуева
                302
                Познающий
                02 октября 2021, 13:29
                Спасибо за публикацию. Спасибо, Сергей Михайлович Сотников за Ваш добросовестный труд! Спасибо команде пилотов и бортпроводнице!
                1. Екатерина
                  412
                  Познающий
                  02 октября 2021, 14:15
                  Я выросла среди таких людей, как Сергей Михайлович, которые жили по совести. Для меня это нормально, просто выполнять свою работу, которую тебе доверили. Сергей Михайлович, Молодец, что остался верным самому себе! По моим ощущениям, в этой истории главная мысль — это «И тут штурман крикнул: «Командир, полоса!» — Надежда. Ведь каждый человек в глубине души надеется, что он делает свою работу не зря, что он живет не зря, чем-то жертвует и рискует не зря. Чтобы в один прекрасный момент ты дождался своего маленького чуда, подарка, ради которого ты живешь, чтобы Мир ответил тебе взаимностью на твою любовь и заботу и тебе просто бы напомнили, что ТЫ ЕЩЕ КАК здесь НУЖЕН и ВАЖЕН! Абсолютно каждый из нас!
                  1. Поддержка Lazarev.ru
                    631
                    Исследователь
                    02 октября 2021, 18:35
                    Благодарность огромная всем что откликнулись!!!
                    1. Элга
                      214
                      Познающий
                      03 октября 2021, 11:53
                       По-моему в  «Елках2» есть эпизод,  в котором недавно ушедший Владимир Меньшов играет Сотникова, хотя сюжет слегка изменен и  закручен, а в жизни все прозаичнее и от этого значимее. Смотрела эту комедию только ради этого фрагмента.
                      1. Татьяна Туманова
                        35
                        Читатель
                        04 октября 2021, 22:55
                        Я узнала этот случай в сюжете фильма «Елки-2»! И Википедия подтверждает, что в сюжет вошла именно эта аварийная посадка самолёта! 

                        А человека, работающего на забытом аэродроме, блестяще сыграл Владимир Меньшов! 

                        Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

                        Читайте также
                        Мастер и алмаз. Притча Мировые Мастер и алмаз. Притча
                        Нужно смотреть на все трудности в жизни как на то, что легко решится, и не строить себе непреодолимых препятствий. 
                        25 октября 2021
                        1
                        111
                        Человек, меняющий свою эмоцию, меняет своё подсознание Мировые Человек, меняющий свою эмоцию, меняет своё подсознание
                        Если вы поняли, что надо измениться, шансов на изменение у вас практически нет. Если же вы почувствовали, что надо измениться — вы изменитесь.
                        25 октября 2021
                        2
                        229
                        Мировые "Врач" Короткометражный фильм
                        Молодой врач-практикант появился в небольшой деревне. Выдержит ли городской парень суровые деревенские будни?
                        24 октября 2021
                        4
                        227
                        Другие материалы
                        Все видео
                        Поддержать автора
                        Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
                        Узнать больше
                        Подписка
                        Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
                        0