Почему-то опять приходит на память фильм Стэнли Кубрика. Интересно, почему он так странно называется — «С широко закрытыми глазами»? Есть же в этом какой-то смысл; наверное, суть фильма именно в этом. Обычно человек широко раскрывает глаза, чтобы лучше видеть цель, к которой он стремится. Широко раскрытые глаза — это символ целеустремленности человека. Значит, этот фильм означает следующее. Нынешняя цивилизация изо всех сил стремится вперед, но направление избрано неверное. Концовка фильма — полная победа животных желаний над любовью, нравственностью и душевной теплотой. На самом деле это смерть. И сексуальная сцена, которой завершается фильм, и сладострастие, которое должно последовать за этим, на самом деле являются приговором обоим героям. Смерть каждый раз выглядит по-разному.
Недавно в телевизионной передаче я услышал признание одного из актеров Голливуда. Сначала был блестящий успех, слава, затем — алкоголь и медленное саморазрушение. Потом — мучительное воскресение, возвращение в большое кино и снова известность, и новые премии.
«Ты знаешь, как выглядит ад? — сказал актер своему знакомому. — Ты думаешь, это запах серы, котлы и огонь? Ничего подобного. Ворота ада увиты розами, благоухают неземными ароматами и сулят любые наслаждения, о которых ты только мечтал. И если ты купишься на все это, то потом не сразу поймешь, что очутился в аду, где душа твоя погибает».
Замечаю, что пиво стало горчить, — бокал можно отставлять. А ведь в этом есть большой плюс. Некачественный алкоголь появился сейчас для того, чтобы люди от него отказались. Как-то в московском аэропорту, в дьюти-фри, я купил дорогой французский коньяк. Естественно, это оказалась подделка. Но запах настоящего коньяка там все-таки присутствовал. Сейчас все магазины забиты винами различных марок и везде звучит один припев: «На Кавказе всегда пили вино и жили дольше всех». Маленький нюанс: крепость домашнего вина — 7—9%. Оно пьется, как квас. Все то, что продается в магазине, назвать настоящим вином можно уже только с натяжкой. Но реклама заставит поверить во все что угодно.
«А кстати, — задумываюсь я, — почему в России все поголовно пили во второй половине XIX века?» Скорее всего, потому, что XIX век для России — это время поклонения сознанию, а значит, время страстей и агрессивности. Алкоголь глушит сознание и дает ощущение умиротворенности. Чем агрессивнее человек к себе или к другим, чем слабее он переносит стресс, тем больше он нуждается в алкоголе или наркотиках.
В 1887 году по инициативе Льва Толстого было создано первое общество трезвости в России. Лев Толстой так описывал празднование Рождества в те годы: «Разговевшись, идут по дворам пить. И начинается пьянство, и распутство на всю неделю. Именинник Христос, а празднуют дьявола — его радуют».
Кстати, любопытное наблюдение. Когда я понял, что душа лежит в основе всего и в первую очередь нужно заботиться о ней, сразу же сознание стало спокойнее и желание выпить, которое раньше появлялось, как-то незаметно практически сошло на нет. Есть известное выражение древних римлян: «Истина — в вине». Понятно, что оно означает. Когда глушится сознание, душа может активнее открываться, поэтому человек становится искренним. Он становится ближе к истине, потому что душа ближе к любви, чем сознание. Но если душа радуется и активно живет, а сознание не пытается подмять ее под себя, тогда и алкоголь не нужен. Да, можно выпить, стать более искренним и поговорить, что называется, по душам. Но алкоголь вместе с сознанием глушит и высокие чувства.
Раньше я думал, что вино дает наслаждение, что оно — источник удовольствия. А потом понял, что удовольствие — во мне. Вино, как допинг, активизирует его, заставляя меня быть счастливым. То есть если человек не может радоваться добровольно, вино помогает ему радоваться принудительно. А любой принудительный процесс — это насилие. У кого душа радуется, тому алкоголь уже не нужен.
Отключившись от всех мыслей, я продолжаю трапезу, стараясь не торопиться.
Надо будет еще раз зайти в собор великого архитектора. Интересно, как он выглядит изнутри? Так же, как другие костелы? Вообще-то, если следовать логике, внутри тоже должна торжествовать идея распада.
Я слегка морщусь. Блюдо из морепродуктов оказалось не очень-то вкусным. А пиво — как всегда, отвратительно. «Это знак», — думаю я. Надо было заказать рис и макароны. Чем проще пища, тем она вкуснее и полезнее. «Получил минус — ищи плюс, — улыбаюсь я. — Диалектика, однако». Но в общем плане все оказывается более или менее съедобным. Если бы я был очень голодным, эта еда показалась бы мне восхитительной.
Я расплачиваюсь и снова отправляюсь бродить по улицам Барселоны. Надо погулять, расслабиться, посидеть на лавочке в каком-нибудь парке.
С.Н. Лазарев «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 4
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться