Внутренняя свобода — это преодоление зависимости от инстинктов
Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.
Николай Бердяев, русский философ
*****
Поразительную эволюцию совершил Александр Солженицын. Это стало возможным потому, что он был нравственным человеком.
Он стал единственным, кто отказался принять высшую награду России — орден Андрея Первозванного: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
Много лет я слышал о том, как Солженицын ненавидел советскую власть, каким ярым противником Советского Союза он был.
Его книги рассказывали о полном бесправии народа перед обезумевшей властью.
Социалистический лагерь оказался концлагерем.
Имя Солженицына было «раскручено» Западом и использовано для победы над Советским Союзом в идеологической борьбе.
Был сформирован образ: Советский Союз, советская власть — это олицетворения зла, от которого надо бежать.
Это ад, а нужно стремиться в рай. А рай — это страны западной демократии. Таким образом в сознании советских людей формировались либеральные тенденции.
Недавно в телевизионной передаче я услышал о другом Солженицыне. Оказывается, после своих знаменитых книг он пришел к поразительному выводу.
«Я долго пытался понять, что произошло с Россией, почему с ней разразилась такая катастрофа, — говорил он, — но все мои попытки понять это ни к чему не приводили.
И только недавно я с изумлением увидел, что в западных странах вступают в силу те же самые тенденции, которые привели Россию к катастрофе.
Оказывается, Россия первой прошла этот гибельный путь.
Американская демократия, при которой все конфликты между людьми решаются через адвокатов, а искренние чувства заменены правовыми отношениями, отнюдь не кажется мне лучшей альтернативой».
Оказалось, что хороший Запад и плохая Россия поражены одним и тем же вирусом — утратой любви в угоду своим инстинктам.
И, в первую очередь, инстинкту самосохранения.
Только Россия поклонялась светлому будущему, а Запад — светлому настоящему.
Но поклонение инстинктам — это всегда рабство.
Невольно вспоминаются строки из стихотворения
М. Ю. Лермонтова:
Прощая, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Знал бы Лермонтов, какие сейчас «глаза и уши» у современного государства.
Рабам ставили клеймо на лоб и правую руку.
Сейчас в России готовят универсальную электронную карту, которая будет являться и паспортом, и платежным средством одновременно. В ней будет закодирована разнообразная информация о человеке.
Когда Царь Давид произвел перепись населения, он был наказан за это Богом.
Людьми управляет Бог, а не человек, человеческая воля вторична — вот в чем смысл этой притчи.
Системы слежения и контроля все равно будут развиваться, это неизбежно.
Но если духовная и физическая власть окажутся в руках несовершенного государства, скальпель хирурга превратится в нож бандита.
В нынешних государствах, утративших веру и нравственность, системы слежения и контроля будут превращать людей в рабов.
Сознание, не имеющее любви и утратившее диалектику, всегда превратит свободу в рабство.
Я улыбаюсь, вспоминая два извечных российских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Эти два вопроса отражают рабский стиль мышления.
Только раб и язычник ищет виноватых в высшем смысле.
Единобожник осознаёт, что все от Творца, а значит, по большому счету, виноватых нет.
Виноваты наше несовершенство, наше неправильное мировоззрение, нехватка любви у нас в душе.
Значит, надо самому меняться к лучшему и помогать другим.
Значит, нужно стремиться изменить не только себя, но и окружающий мир.
Нужно повышать нравственную дисциплину, нужно соблюдать заповеди.
Вопрос «Кто виноват?» подразумевает выплеск ненависти, осуждения, жажды мести.
«Что делать?» Мстить. Наказывать того, кто виноват.
Осудить его как главного виновника наших бед.
В первом вопросе уже зашифрован ответ на второй вопрос.
Если вспомнить историю России, то сначала во всем обвиняли царя, не замечая собственного рабского состояния.
После того как царизм рухнул, во всем стали обвинять капиталистов.
Потом начался поиск «врагов народа», — это была очередная кампания ненависти к виноватым.
Потом обвиняли Сталина в репрессиях. А рабское, холуйское отношение к себе и окружающим по-прежнему сохранялось.
Далее, обвиняли социалистический строй, — во всех бедах и нищете. Сейчас обвиняют олигархов и чиновников.
Раб всегда будет ненавидеть господина и внутренне обвинять его во всех своих проблемах.
Зависимый человек стремится обижаться и обвинять, свободный человек стремится действовать.
Внутренняя свобода — это преодоление зависимости от инстинктов.
С. Н. Лазарев, «Опыт выживания, часть 4»
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться