Учитель и ученик. Три суфийских притчи

Как-то одного из учеников известного мистика спросили:
— Почему твой учитель скрывает свои мистические способности?
Мы лично собрали информацию — и у нас нет никаких сомнений в её достоверности — о том, что его одновременно можно видеть в нескольких местах;
что он излечивает больных лишь силой своих молитв, говоря им, что это влияние сил природы; что он выручает людей в беде, утверждая, что им просто повезло.
Почему он так поступает?
— Я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду, — ответил ученик, — ибо сам был свидетелем того, о чём вы говорите.
Думаю, что смогу ответить на ваш вопрос.
Прежде всего, мастер избегает становиться центром внимания.
Во-вторых, он убеждён, что как только люди начинают проявлять интерес к магии, они мгновенно теряют желание учиться тому, что имеет истинно духовное значение.
***
Один из самых выдающихся шейхов всех времён сказал:
— Я всегда ставил себе задачу как можно глубже разочаровать тех, кто просился ко мне в ученики.
Я опаздывал на встречи. Я бывал ленив и забывчив.
Обещая продемонстрировать какое-нибудь упражнение или поделиться тайной, я имел обычай этого не делать.
А теперь давайте взглянем, что было бы, если б я соответствовал ожиданиям ученика.
Ученик столь преисполнился бы довольством собой — что ему дано нечто такое, чего другие лишены — что это довольство только раздуло бы в нём гордыню.
Тот, кто пережил такое разочарование и не ушёл, становится способен отмечать действие гордыни в себе.
Разочарование не может существовать без ожиданий.
На суфийском Пути разрушаются все ожидания: «Предвкушение сладости абрикоса ослабляет эффект его подлинной сладости».
***
Для чего создан человек? — спросили ученики аль-Газали.
— Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство.
Человек был создан для того, чтобы учиться.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии