Развитие начинается с жертвы
.jpg)
Многие люди думают, что они покупают удовольствие. На самом деле они продают себя ему.
Бенджамин Франклин.
*****
Я иду по набережной небольшого израильского городка, и в моем сознании всплывают тексты Ветхого Завета.
Я думаю о том, что человек, исповедующий единобожие, всегда победит язычника, потому что его внутренняя энергия выше, масштабнее.
Все животные живут, потребляя дары окружающей среды. Главное для них — это получить, вырвать, догнать, съесть. Для животных это нормально. Как сказала экскурсовод на Красном море, «здесь хорошая рыбалка, здесь все хищники, все едят друг друга».
Животные настроены на потребление и получение. Но даже у них, когда дело касается продолжения жизни, действует механизм жертвенности и отдачи — чтобы спасти и выкормить детенышей, родители с радостью погибают. Этот механизм жертвенности сформировался в процессе эволюции.
Есть некоторые виды рыб, которые нерестятся в реках и потом живут еще 15—20 лет. В камчатских же реках нет кормовой базы, вода в них кристально чистая. Сразу же после нереста рыба начинает распадаться на глазах — родители погибают, чтобы дети могли выжить. Механизм жертвенности включен — потомство будет жить.
Жертва может существовать не только на физическом, но и на духовном уровне.
Внимание, ухаживание, песни, которые поет самец для своей птички, — это та же жертва, но уже в виде энергии.
Недавно я прочитал, что даже у мух присутствует нечто подобное: чтобы склонить самочку к спариванию, самец мухи должен принести ей какой-то подарок, что-то съедобное.
Те, кто не умел отдавать энергию и заботиться о своем потомстве, давным-давно исчезли с лица земли.
Но ведь любое человеческое общение — это тоже жертва.
Как человек общается? Если он хочет получить от другого человека выгодную информацию и при этом ничего не отдает взамен, общения не получится.
Мы общаемся для того, чтобы стать богаче, поделиться знаниями, обменяться опытом, что-то посоветовать и помочь другим.
Причем это делается бессознательно. Чем больше энергии мы можем отдавать и получать при общении, тем выше наши энергетические возможности и тем интенсивнее мы развиваемся.
Для того чтобы жертвовать, нужно иметь запас энергии. Насколько человек готов отдавать, настолько масштабнее его возможности.
Тот же самый механизм проявляется и в семье. В первую очередь семья нужна для появления детей на свет, а для этого требуется огромная энергия. У большинства из нас она присутствует в запасниках, заложена биологически.
У жадного, завистливого, корыстного, обидчивого человека эти запасы тают, и его возможности для продолжения рода и создания семьи соответственно уменьшаются.
Я вспоминаю свой совет женщинам, которые не могли выйти замуж, — научитесь заботиться и отдавать, старайтесь делать счастливыми тех, кто находится вокруг вас.
Но при этом нужно понимать, что главное счастье — не материальное, не духовное и не чувственное. Главное счастье — это умение любить.
Даже в те времена, когда люди мало чем отличались от животных, они уже понимали, что без жертвы не бывает удачной охоты, — если что-то получил, надо хотя бы часть отдать.
Для того чтобы человек мог выйти на контакт с тонкими планами, где сокрыто будущее, и в какой-то степени управлять этим будущим, он должен иметь запас тонкой энергии, а для этого нужно уметь жертвовать.
Без понятия о жертве не может существовать никакая религия. Воздействовать на будущее может лишь человек, соприкасающийся с ним, а для этого нужно отрешиться от мира физического.
Я вспоминаю эпизод, описанный в Ветхом Завете: перед тем как идти к царю с просьбой, мудрецы неделю голодали и молились, и царь пошел им навстречу…
У любого человека всегда есть искушение вернуться в животное состояние. Продырявить бочку и радоваться струе воды гораздо приятнее, чем залатать ее и наполнить водой. Тратить приятнее, чем зарабатывать.
Наши желания, наше благополучие и все удовольствия — это всего лишь трата энергии будущего. А эта энергия, в свою очередь, рождается из энергии любви, идущей от Творца.
Чтобы получить эту энергию, недостаточно отрешения от физического аспекта счастья, нужно отрешиться от счастья духовного и чувственного.
Заповеди, данные Моисею, вывели людей, которые находились в полуживотном состоянии, на человеческий уровень.
И если для язычника жертва одному из богов это защита себя и своего благоденствия, которая в подсознании сопряжена со страхом, то в иудаизме жертвенность — одна из составляющих человеческого счастья.
Отдача энергии может очистить от болезней не только тело, но и душу. Понятие счастья у человека в первую очередь связано с состоянием души.
Человек, испытывающий физическую боль, может быть счастливым. С душевной болью быть счастливым гораздо тяжелее.
Если же из души ушла любовь, то душевная боль становится непереносимой и быть счастливым для человека уже невозможно.
В памяти всплывают строки Ветхого Завета:
«И вышел Товит навстречу невестке своей к воротам Ниневии, радуясь и благословляя Бога. Видевшие, что он идет, удивлялись, как он прозрел. И Товит исповедал пред ними, что Бог помиловал его» (Тов. 11, 15—16).
Сын Товита по совету ангела, который был рядом с ним, приложил к бельмам отца рыбью желчь, и когда он отер глаза от этой горечи, то прозрел.
Отец обращается к сыну и говорит ему, чтобы половину всех богатств он отдал незнакомцу. В ответ на это незнакомец, оказавшийся ангелом, произносит:
«Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас.
Доброе дело — благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно пропове- дывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его.
Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально.
Делайте добро, и зло не постигнет вас. Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью.
Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех.
Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни» (Тов. 12, 6—10).
Я сворачиваю с набережной и иду по зеленым улицам к дому, где будет семинар.
«Что такое грех?» — думаю я. Это утрата Божественного в себе. Это отказ от любви в пользу чувственных, духовных или материальных ценностей.
Если у человека желание потратить деньги намного больше, чем желание заработать, он неизбежно попадает в большие долги. Потом он идет на подлог и воровство, чтобы где-то взять нужные ему деньги, а потом его выгоняют с работы, и он попадает в тюрьму.
Грешник отказывается от трудного, порой мучительного, но всегда счастливого постижения любви. Он готов только тратить, только получать. Потому вполне естественно, что грех ведет к болезням и преступлениям. А за ними приходят неизлечимые болезни или смерть.
Если же судьба будет к такому человеку благосклонной, он лишится материального счастья в виде денег и благополучия, не сможет реализовать свои способности, его семья распадется и дети умрут.
Но этот процесс не всегда происходит быстро и явно. У некоторых он сглажен и почти незаметен, поскольку предки накопили запас энергии любви. Но рано или поздно эта тенденция неумолимо проявится.
Человек состоит из тела, духа и души. Когда разрушается духовная оболочка, то есть слои сознания, душа покидает тело, которое умирает и начинает быстро разлагаться.
И чем слабее душа, чем сильнее она привязана к инстинктам, чем меньше в ней любви, тем быстрее гниет и распадается тело умершего.
Главная составляющая человеческой души связана с тонкими планами, то есть с будущим.
Человек, который грешит, может долго забирать и расходовать энергию будущего, отнимая ее у своих детей и внуков.
Принцип абсолютного единства вселенной подразумевает абсолютную связанность всех событий и объектов в ней. Мы отвечаем за своих потомков и родственников, а они отвечают за нас.
Наши эмоции в юности определяют здоровье наших детей и внуков. Проходят годы, десятилетия — и уже не дети отвечают за нас, а мы за них.
И мы начинаем болеть и умирать, невольно спасая своих детей. А медицина, пытаясь всеми силами вылечить нас, а не наши души, отнимает у наших потомков шансы на развитие.
Механизм воздаяния универсален. Если общество и государство неправильно воспитывают своих граждан, настраивая их на духовное или физическое потребление, то это общество обречено на вырождение и распад.
Социализм возник на основе идеи грабежа умных и богатых. Десятилетиями социалистическое общество постоянно у кого-то что-то отнимало. Все время нужно было находить врагов и отнимать у них деньги или жизнь. Так что Советский Союз был обречен на гибель.
В Китае элементы социализма в виде коллективного сознания и в какой-то степени приоритет нравственности над деньгами, наверное, сохранились только потому, что китайцы — народ чрезвычайно работящий.
Идея потребительства в Китае не прижилась, и знаменитая фраза: «Год работы и десять тысяч лет счастья» — постепенно утратила свою актуальность, потому что она противоречила китайской философии, существующей несколько тысяч лет.
*****
Мне вспомнилось интервью, которое советские корреспондентки брали в Токио. Наши девушки, млеющие от счастья оказаться за границей, спрашивали у пожилого японца:
— Скажите, а вы вправду миллиардер?
— Правда, — отвечал седой старичок, кивая.
Дальше последовал чисто советский, коммунистический вопрос:
— Если у вас так много денег, зачем вы работаете?
Японец пожал плечами и улыбнулся:
— Потому что я люблю работать, потому что деньги для меня не главное — это орудие, которым я работаю. Я сам хочу развиваться, укреплять свой бизнес и считаю это нормальным.
*****
Многие сотни и даже тысячи лет для большинства людей счастьем было отсутствие конфликтов и проблем. Счастье — это ничего не делать, не работать. Почему?
Потому что отдача энергии всегда была принудительной. Человек постоянно что-то терял, болел, умирал. Любая жертва была принудительной, и поверить в то, что жертвенность может сделать тебя счастливым, было очень трудно.
Но цивилизация развивалась, и несколько тысяч лет назад в Индии появилось понимание того, что счастье может заключаться не в исполнении желаний, а в отказе от них.
В Древнем Израиле отношение к богатству и человеческому счастью изменилось. Оказывается, цель и смысл жизни не заключаются в накоплении денег и имущества.
Главными приоритетами были признаны устремление к Творцу, любовь к Богу, а для этого необходимо было приносить Ему жертвы не только в виде коз, овец и быков.
Сдержать злобу и ненависть по отношению к другому человеку — это тоже жертва.
Не притеснять вдову и приютить чужеземца, не издеваться над слепым и увечным, вовремя заплатить наемному рабочему — это тоже жертва.
Нравственное поведение, которое предписывали 613 заповедей иудаизма, помогало людям усмирять свои животные желания, инстинкты, преодолевать тенденцию чистого потребительства, поднимать уровень внутренней энергии.
Человек нравственный всегда будет сильнее безнравственного и выиграет в борьбе с ним. Он может проиграть сегодня, но он всегда выиграет в будущем.
Закон отдачи энергии универсален, и касается он любого живого существа.
Недавно женщина из Японии рассказала мне любопытную историю. Одно из любимых японских блюд — угри, которых завозят из Китая в огромных цистернах с водой.
Но большая часть угрей за время перевозки погибала. Специалисты долго мучились над причиной их гибели, изучали состав воды, наличие инфекций. Все было в норме. А из пятисот угрей двести — триста могли при перевозке погибнуть.
И вот кто-то посоветовал запустить в эти цистерны пираний. Попробовали. Пираньи стали гоняться за угрями и нескольких съели. Но из оставшихся в живых ни один угорь не погиб!
Говоря простым языком, угри погибали от хандры, уныния и депрессии. У них падала энергия, и они умирали.
А появившаяся проблема заставила их выживать, уворачиваться. Энергия пошла, и смерть отступила.
С. Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 1
P.S. Бенджамин Франклин — американский философ, ученый, писатель и политик, 1706 – 1790
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться