Человек, находящийся в рабской зависимости от кого-то или от чего-то, диалектически мыслить не может. Свобода — это внешняя и внутренняя независимость. Когда человек является чьей-то собственностью, когда у него могут отнять и продать детей, когда его воля и желания ничего не значат, говорить о развитии и внутренней гармонии не приходится. Воля и желания — это энергия, которую человек может направить в определенное русло. В состоянии рабства энергия и возможности ограничены.
Духовное рабство — это зависимость от инстинктов. Если инстинкт требует, человек безусловно ему подчиняется. Грех — это утрата любви к Богу в угоду собственным инстинктам. Христос говорил: «...Всякий, делающий грех, есть раб греха», то есть такой человек попадает в полную зависимость от собственных инстинктов, базовых образов, живущих в подсознании.
Внешнее рабство является результатом внутреннего. Люди, живущие инстинктами, и внешне всегда будут находиться в состоянии рабства.
Всех господами сделать не удастся, если не изменить мышление. В принципе, наука опытным путем уже доказала справедливость этого вывода. Был проведен простой эксперимент. Нескольких крыс посадили в клетку, часть которой была заполнена водой. За этим мини-бассейном находилась еда. Для того чтобы добраться до нее, нужно было переплыть воду и вернуться назад. Все крысы сразу же разбились на несколько групп. Одна группа — крысы-эксплуататоры, которые отбирали еду у тех, кто поплыл и добыл ее.
Вторая группа — крысы-рабы, которых заставляли плавать за едой и отдавать ее. После третьего или четвертого плаванья им и самим позволяли утолить голод. Были еще и независимые крысы, которые самостоятельно добывали пищу. Они не позволяли отбирать ее у себя и не отнимали ее у крыс-рабов.
Потом этот эксперимент несколько изменили. Крысы-господа были собраны в одной клетке, крысы- рабы — в другой, независимые крысы — в третьей. Результаты оказались поразительными — в каждой клетке появилось то же самое разделение: господа, рабы и независимые.
Из этого эксперимента ученые сделали вывод, что равенство между людьми невозможно. Правда, они забыли о маленькой детали — крысы все-таки отличаются от людей, в том числе и в социальной жизни. Крысы руководствуются в своем поведении лишь инстинктами, у них нет религии. А когда нет религии, тогда зависимость от инстинктов непреодолима и возможности изменения у индивидуума минимальны. Поэтому функция срастается с индивидуумом. На самом деле, у крыс нет рабов и господ. Есть управленец, есть исполнитель и есть независимый индивид. Когда существо измениться не может, функция срастается с его личностью и его телом.
Мы видим, как на низших стадиях эволюции функция меняет физическую структуру организма. У краба большие клешни. У одной птицы длинный, тонкий клюв, у другой — короткий и мощный. Развитие живых существ повышает их многофункциональность. Руки у человека подобны клешням краба, но возможных функций у человеческих рук намного больше.
Рабство — это состояние, при котором функция и человек намертво срастаются. Для того чтобы создать новую функцию, нужно отстраниться от прежней, измениться. Необходимо выйти за пределы инстинктов.
Иудаизм, провозгласивший единобожие несколько тысяч лет назад, обязал освобождать рабов. Для преодоления внутреннего рабства, для победы над инстинктами еврейскому народу даны были заповеди. Закон, данный Моисеем, позволил еврейскому народу обрести не только внешнюю, но и внутреннюю свободу.
Пятикнижие Моисея в христианской традиции называется Ветхим Заветом. Завет — это договор. Договор с Богом заключался в том, что еврейский народ обязан выполнять заповеди и за это будет награжден. Женщины будут рождать здоровых детей, дождь пройдет вовремя. Впереди и счастье, и испытания, но народ не погибнет. Стада, урожай, благосостояние — все это будет увеличиваться. Количество верующих станет возрастать, а в семьях будет мир и согласие. Если же народ забудет о заповедях, утратит веру в единого Бога, тогда его ожидает рассеяние по всей Земле. Несчастья и болезни настигнут его. Другие народы станут преследовать и истязать евреев.
Итак, договор с Богом. Мог ли возникнуть договор с Богом у человека с мышлением раба? Естественно, нет. Договор может заключать только свободный человек.
Все предыдущие религии использовались царями и фараонами для укрепления собственной власти. Управлять легче, когда подавляешь, ограничиваешь свободу подчиненного. Но внешнее подавление и подчинение долго не продержится, если человек свободен внутренне. Поэтому и духовная, и светская власть, каждая на своем уровне, пытались убедить человека в том, что он раб, что он исполнитель, что он не имеет права возвысить свой голос против воли господина.
Иудаизм отменил внутреннее рабство, заложив тем самым основы для внешней свободы. Заповеди, предписывающие отпускать рабов на свободу, подготавливали новый этап в жизни еврейского народа. Функция исполнителя, раба отныне не будет намертво привязана к человеку. Тяжелую работу теперь будет выполнять свободный человек, заключивший контракт, договор с хозяином.
Религиозное мировоззрение проецируется на нашу обычную жизнь. Если человек перестает быть рабом в религиозном плане, он перестанет быть рабом и на внешнем, светском уровне. Итак, еврейский народ обрел свободу, а это означает высокий уровень энергии, ускоренное развитие, раскрытие талантов и способностей. Зависимость от инстинктов перестала быть рабской, — это произошло за счет строжайшего выполнения заповедей, которые сдерживали инстинкты ради любви и веры в Бога.
Но окончательно зависимость от инстинктов побеждена не была, поскольку человеческая воля, человеческие цели оставались на первом месте. Смыслом жизни являлось процветание народа, укрепление семьи, рождение детей и внуков, увеличение благосостояния. Это было вполне естественно, поскольку невозможно перейти в десятый класс, не окончив первого, второго, третьего...
Возникает вопрос: зачем же нужен был Иисус Христос, если евреи получили истинное знание? Дело в том, что истина, получаемая нами, ограничена нашими возможностями, нашим уровнем сознания. В первом классе ребенок получает истинные знания. Но когда он меняется, усваивает их, овладевает ими, подходит следующий этап развития, и ребенок переходит во второй класс. И снова он меняется, развивается и усваивает новую информацию. Если ребенок решит, что это абсолютная истина и другой быть не может, то он навсегда останется во втором классе.
До появления единобожия человек менялся крайне медленно. Поэтому представители каждой религии объявляли, что они владеют абсолютной истиной и никакой другой быть не может.
Любая новая информация в какой-то степени уничтожает старую. Она наследует ее содержание, но разрушает форму. Так дети, неся в себе гены родителей, во многом не похожи на них, — как физически, так и по характеру и поведению. Мы привыкли повторять, что один из главных законов диалектики — это отрицание отрицания: новое отрицает и разрушает старое. Мы знаем этот закон, но не понимаем его и не умеем им пользоваться. На самом деле, новое никогда не отрицает старое полностью. Новое сохраняет и развивает содержание старого, отрицая и разрушая форму старого. Поэтому закон развития — это закон утверждения сути, содержания и отрицания поверхности, формы.
Иисус Христос говорил, что пришел не нарушить закон, но исполнить его. И при этом он грубейшим образом нарушал сложившиеся традиции, каноны и даже заповеди. Например, недопустимость работы в субботний день. Народ Израиля утратил содержание, смысл заповедей, следуя только внешней их форме. А Христос разрушал форму, для того чтобы восстановить содержание. Так в чем же заключалось продолжение иудаизма по сути?
Ответ может быть только один. Учение Христа должно было сделать людей еще более свободными, еще более энергичными и талантливыми. Учение Христа должно было обеспечить полную победу над инстинктами. Человеческая воля, стремление к благополучию и процветанию должны были отойти на второй план. Человек должен был окончательно освободиться от рабской подчиненности греху.
Обычное мышление делает отсюда единственный вывод: для того чтобы преодолеть зависимость от человеческой воли, нужно снова стать рабом, — рабом Божественной воли. Это значит — абсолютно принимать Божественную волю и стать полностью пассивным. Это есть возврат к индийскому аскетизму, восточной отрешенности, это отказ от выполнения главных жизненных функций и презрение к мирским благам.
Но иудаизм уже ушел от этого. Евреи перестали быть рабами, и снова уходить в рабство им не хотелось. Поэтому слова Христа о том, что Божественная воля повелевает всеми и всем в этом мире каждую секунду, что «волосы на голове все сочтены» и никакое событие не происходит без Божественной воли, — люди принять не могли.
Если абсолютно все происходит по Божественной воле, то заключать договор с Богом бессмысленно. Раб не заключает договора со своим господином. Раб должен беспрекословно подчиняться господину, забыв о своей воле. Раб должен быть готов к жестокому наказанию за непослушание. Созидание нового, изменение мира — это не может быть главной задачей раба. Главная его задача — помнить правила и выполнять их. Не дай Бог что-то нарушить, не дай Бог ослушаться господина. Самостоятельность, высокая энергия, активность здесь могут быть просто опасны. Это состояние раба хорошо описывается советской фразой: «Инициатива наказуема». Инициативный раб ущемляет волю господина и должен быть наказан.
Еврейский народ, почувствовавший вкус свободы, не хотел ее лишиться. Поэтому учения Христа люди не приняли. Старые мехи отказывались принимать новое вино.
А к чему призывал Христос на самом деле? Истина состояла в том, что учение Христа открывало подлинную свободу, напоминая людям о том, что Бог создал их по Своему образу и подобию. Как отец зачинает и создает ребенка.
Если мы Божественны по сути, — значит, мы дети Божьи. Значит, все наши желания исходят из любви. Все, что мы делаем, по сути является Божественным. Наши инстинкты, наши желания — все это ступени познания Бога. А ступенька не может быть целью, — она является лишь средством для восхождения к высшим уровням бытия. Поэтому истинной целью каждого человека может быть только любовь к Богу, единение с Творцом и возврат к Нему.
Теперь самое главное. Главная цель любой жизни — уподобление Богу. Для этого в душе должно накапливаться все больше любви. А для этого нужно постоянно развиваться, отдавать все больше энергии, реализуя ее в самых различных формах. Для этого нужно рожать детей, растить их, развивать и воспитывать. И благосостояние свое нужно увеличивать, и о народе своем заботиться, и другим народам помогать. Чем значительнее будут масштабы наших желаний и возможностей, тем больше нам потребуется любви. А когда наша благотворная деятельность и активность охватят всю вселенную, тогда мы уподобимся Богу абсолютно и станем Им не только внутренне, но и внешне.
С.Н. Лазарев «Опыт выживания», часть 4
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться