3 сентября 2018

Почему я больше не…

Я провела в Церкви ровно 10 лет, после чего сняла крест и отказалась даже от роли захожанки. Хочу поделиться тем, как это произошло.
12
1023
Почему я больше не…

Это не будет рассказ об оборотнях в рясе, токсичных духовниках или злых старухах. То, что в Церкви есть как хорошие люди, так и плохие, никогда не производило на меня какого-то сильного впечатления. Я работала в церковных структурах и видела и тех, и других. Кое-кому мне и сейчас хочется плюнуть в лицо (потому что подставлять вторую щеку я больше не считаю правильным). Но, хотя мне есть что вспомнить, к Церкви и к христианству вообще у меня другие претензии.

Сначала, так сказать, о теории.

Христианство претендует на то, что события, положившие ему начало, — события исторические, бывшие в реальности. В Символе веры упомянут «Понтийский Пилат» — не как судья, который подписал смертный приговор проповеднику из Назарета, а как правитель, при котором те самые исторические события происходили.

Но это значит, что и подойти к этим событиям можно с позиций истории. И тут начинаются вопросы.

Лично для меня важнейшими оказались два факта. Во-первых, апокалиптические чаяния ранних христиан. Они верили, что Второе пришествие случится при их жизни. Умершие воскреснут, а мы (живые) изменимся, пишет апостол Павел. Двухтысячелетней истории никто не ждал. Но они ошиблись. Что это значит? Что Христос ошибся? Ведь это Ему приписывают слова «не прейдет род сей, как все это будет» (понимать под родом сим род человеческий — большая филологическая вольность). Или Его все-таки неправильно поняли?

Но если так, то не мог ли Он (или они) ошибиться и в чем-то еще?

Согласитесь, сроки Второго пришествия — это не какая-нибудь мелочь вроде тех, к каким любят придираться буквалисты.

Вторая интересная тема — авторство и время создания Евангелий. С тем, что Евангелие от Иоанна создавалось самое раннее в 90-е годы, не спорят, кажется, даже и православные. А теперь представьте, что учеников какого-нибудь очень почитаемого духовного наставника спустя 60 лет после его смерти просят записать воспоминания о нем. Да еще в эпоху, когда нет ни архивов, ни аудио- и видеоматериалов, ни СМИ… да что там, с грамотностью туго. Кстати, сами создатели (или, по меньшей мере, редакторы) четвертого Евангелия в самом тексте говорят о себе «мы». Об этих «мы» у нас как-то не принято упоминать.

Создание синоптических Евангелий в современной библеистике также относят к последней трети первого века. При этом два автора очень активно использовали текст третьего — так активно, что это не похоже на три рассказа трех очевидцев (как обычно объясняют противоречия в текстах), скорее — на работу автора и двух редакторов.

Кстати, об очевидцах. С большой долей вероятности ни один из евангелистов не был знаком с Иисусом лично и уж точно не входил в круг Его ближайших учеников. Евангелист Марк вообще, возможно, не был палестинцем…

Почему это важно? Да потому что из текстов Нового Завета нельзя понять, чему на самом деле учил Христос и кем Он считал самого себя.

И, кстати, даже если мы примем, что Евангелия предельно точно отражают историческую реальность, появятся новые вопросы. Например, отношение к закону Христа (закон нужно исполнять — только правильно, а не по-фарисейски) и апостола Павла (закон больше не нужен не только язычникам, но и христианам из иудеев). Павел, по всей видимости, Евангелий просто не читал — они были написаны после его смерти. А если бы прочитал? Интересно было бы написать на эту тему роман в жанре альтернативной истории.

И это я еще молчу про Ветхий Завет.

А широта толкований? Можем ли мы однозначно утверждать, что христианство митрополита Антония Сурожского, человека очень деликатного, интеллигентного и, судя по всему, сторонника идеи апокатастасиса, — что это христианство ближе к оригиналу, чем христианство, например, ура-патриотическое?

Итог: в какой-то момент количество нестыковок достигло критической массы, и я поняла, что больше не могу верить в церковную версию этой древней истории.

От «теории» перейдем к практике.

Отбыв в Церкви 10 лет в качестве активной прихожанки, певчей, сотрудника церковных структур, я перепробовала многое. Послушание духовнику, трехдневные голодовки на первой седмице поста, сверхчастое, как иные выражаются, причащение с тщательной подготовкой, поклоны, Иисусова молитва, паломничества, труд в монастыре, чудотворные иконы, мощи, старцы… В качестве старца выступил духовник одного отдаленного монастыря, который, как мне сказали, видит бесов. К счастью, сам он, хотя и производил все своим обликом совершенно потрясающее впечатление, в старцы вовсе не рвался и в моем случае ограничился только самыми общими советами — например, регулярно читать Псалтирь.

Так вот, в результате я была вынуждена признать: «духовная жизнь» — фикция. Лекарства, предлагаемые в лечебнице, — гомеопатия. Врачи, даже с корочками, читали о здоровье только в книгах.

Покажите мне хоть одного человека, который может сказать о себе, что в нем живет Христос. Подчеркиваю, не книгу о таком человеке! Самого человека. И, пожалуйста, со справкой из ПНД. И который при этом не будет сетовать на то, что женщины в миру ходят в брюках.

Я знаю о христианстве достаточно, чтобы писать проповеди или читать лекции на каких-нибудь провинциальных катехизаторских курсах. О том, что такое святость, как бороться с грехами, зачем нужны молитва, пост и таинства. Только все это — не работает.

Меня учили: носи платок и юбку, читай правило, соблюдай пост и причащайся. Докажи, что твои намерения серьезны! А остальное приложится. Нет, не мирские блага, в пристрастии к которым любят обвинять бестолковых захожан, ищущих в Церкви счастья и здоровья (счастья и здоровья хотеть плохо, это я тоже успела усвоить). Я искала веры, но так и не нашла для нее более серьезных оснований, чем мои собственные страх смерти и жажда любви и приятия. Ничего, что говорило бы не обо мне, а о Нем.

Справедливости ради замечу, что могу назвать пару случаев, когда я чувствовала, как мне казалось, «благодать». Но что это было на самом деле, я не знаю. И этого — как и свидетельства Павла об опыте третьего неба — недостаточно, чтобы и дальше насиловать себя церковностью.

Помните «пари Паскаля»? Быть верующим выгодно, как ни крути. Если ты прав, и Бог есть — попадешь в рай. Если нет, то не попадешь никуда, но тебе уже будет все равно. А будешь атеистом — не выиграешь ничего, если окажешься прав, и проиграешь все, если ошибешься.

Я предлагаю свою версию. Если Бога нет, то я ничего не теряю, отказываясь в Него верить и жить по правилам, которые установили люди от Его имени. А если Он есть и действительно такой, как пишет о Нем, например, митрополит Антоний Сурожский, то мне нечего бояться. Наверное, я предпочла бы второй вариант. Но это не повод для оптимизма. 

Ирина У.

 

Бог — основа жизни, а что будет после — меня не интересует


Ответ на статью «Почему я больше не…»

***

Здравствуйте, уважаемая Ирина! Прочел вашу статью на «Ахилле» и третий день думаю, как вам ответить. Скажу сразу, что не являюсь православным, хотя был в этой конфессии несколько лет. Считаю себя христианином, общаюсь с другими евангельскими верующими. Хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу ваших вопросов к христианству.

Вы пишете, что Христос и первые христиане верили в скорое наступление Царства Бога.

По этой проблеме мне близка позиция авторитетного библеиста Чарльза Додда, в книге «Основатель христианства» он пишет: «Выражение „Царство Бога“ восходит к древнееврейской идиоме, которую точнее перевести как „царствование“ или даже „правление“ Бога, и означает оно, что царствует, правит сам Бог. Иисус пришел в Галилею, по словам Марка, возвещая Радостную весть, которую евангелист сумел сделать краткой, как призыв: „Исполнились сроки, и близко Царство Божие“. Это значит, что Бог — здесь, во всей своей силе и всем величии».

«Это не грядущее, дату которого можно предсказать с точностью до числа; это — образы той действительности, к которой пробуждается дух человека, отрешенный от прошлого, настоящего, будущего. Это — Царство Бога во всей полноте смысла, оно лежит по ту сторону истории. Однако оно „вошло“ в историю как раз в ту решающую пору, центром которой был сам Иисус. Радость его стала достоянием тех, кто его принял».

Таким образом, с одной стороны Христос провозглашал, что Царство Бога там, где есть Он, «среди вас есть». Выражение «внутрь вас есть» — неверный перевод, который, кстати, породил в православии практику одинокого самоуглубленного аскетизма.

С другой стороны, действительно, Христос говорил о близких апокалиптических событиях, связанных с наступлением этого Царства. Так, другой знаменитый богослов и доктор Альберт Швейцер пришел к выводу, что Христос ошибался в сроках наступления этого Царства. При этом сам Швейцер считал христианство «наиболее глубокой религией», по его мнению, христианство «представляет собой высший тип духовности и только оно является живой духовностью». Поэтому отсылаю вас к его статьям.

Что я сам думаю по поводу этой проблемы?

Во-первых, в Евангелии от Марка мы читаем, что Христос не знал часа (Марк 13:33). Кстати, это любимый аргумент мусульман против всеведения, т. е. божественности Христа. Да, Христос не знал о времени окончательного преображения мира. Он был человеком. Как человек Он мог заблуждаться. Могли заблуждаться и евангелисты. В то же время, читая Евангелия, невозможно не видеть, что Он говорил как представитель Бога на земле. Бог говорил через Него. Человеческий разум Иисуса Христа был соединен с Божественным. Из Писания мы знаем, что «Бог — это пожирающий огонь» (Евр. 12:29. Современный перевод), для которого «один день — что тысяча лет и тысяча лет — что один день» (2 Петр. 3:8). Вы не задумывались, как Бог видит историю нашего мира? Бог, который находится вне времени. Возможно ли вместить Его взгляд в ограниченное человеческое сознание? Я думаю, что Христос увидел всю человеческую историю, как видит ее Бог и рассказал об этом на человеческом языке.

Во-вторых, весть о близости наступления Царства Бога была провиденциальной для распространения христианства. Если бы не эта весть, не это ощущение неотмирного света Царства Бога, возможно, что христианство осталось бы маленькой мистической сектой внутри иудаизма, а возможно, и растворилось бы в нем. Вера в близость Царства вдохновляла апостолов и гнала их до краев земли.

В-третьих, мы не знаем часа, когда мы умрем. Мы знаем, насколько современный мир близок к возможности своего уничтожения. Это может случиться в любой момент. И при этом многие из нас проводят жизнь в мечтах о будущем, либо в воспоминаниях и переживаниях о прошлом, но не живут в настоящем. Даже современные популярные духовные учителя (например, Экхарт Толле) много говорят о важности жизни в настоящем моменте, ссылаясь на слова Христа. Ощущение близости света и огня Царства Бога просвещает настоящее подлинным смыслом.

А. Швейцер в своей замечательной статье «Христианство и мировые религии» по этому поводу писал: «Иисус, подобно пророкам и Заратустре (у которого много общего с пророками), требует, чтобы мы стали свободными от мира и в то же время были активны в этом мире; …люди должны быть захвачены Божьей волей к любви и должны помогать осуществлять Его волю в этом мире — как в большом, так и в малом, спасая и прощая. Уже в этом несовершенном мире с радостью служить орудием Божьей любви — вот их призвание и первая ступень к блаженству, которое суждено им в совершенном мире — Царстве Божьем».

Вы задаетесь вопросом авторства и создания Евангелий.

Послания Павла и Евангелия по меркам древней литературы написаны достаточно рано и совсем не далеко отстоят от времени жизни Христа. Я не считаю, что Писания — это буквальный диктант Бога, наподобие Корана. Евангелия писали люди, вдохновленные божественным Духом. При этом они оставались людьми своей культуры и своего уровня понимания. Самое главное, что евангельские тексты достаточно точно рассказывают о жизни Христа и первых христиан, передают то ощущение Духа, которое наполняло Его учеников. В этом смысле для меня важны и другие раннехристианские тексты. Например, «Дидахе», «Октавий» Минуция Феликса, «Послание к Диогнету», «Пастырь Ерма». А какой из Иоаннов написал Евангелие — не так уж и важно. У апостола Павла мы читаем: «Он наделил нас способностью быть служителями нового завета. Данный завет — это не писаный Закон, нет, но он от Духа. Ведь буква убивает, а Дух дает жизнь» (2 Кор. 3:6). И еще: «Царство Божье проявляется не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20).

Вы пишете, что 10 лет были активной прихожанкой и вели воцерковленную жизнь, но пришли к выводу о том, что «„духовная жизнь“ — фикция».

Я думаю, вы правы. Духовная жизнь в православии отлична от духовной жизни первых христиан. Вот сравните два текста:

Игнатий Брянчанинов «Плач мой»:

«Таким вижу себя, и рыдаю. То тихо скудные капли слез, подобные каплям росы, лишь орошают зеницы очей моих; то крупный слезный дождь катится по ланитам на одежды, или ложе; то слезы вовсе иссыхают, — один болезненный плач объемлет душу. Плачу умом, плачу сердцем, плачу телом, плачу всем существом моим; ощущаю плач не только в груди моей, — во всех членах тела моего. Они странно и несказанно участвуют в плаче, болезнуют от него».

«Пастырь Ерма» (II в.). Заповедь десятая. О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы:

«Печаль, вызванная сомнением или тем, что не удалось человеку его дело, — печаль неправедная. Печаль же от досады на дурной поступок не плохая печаль, но и она оскорбляет Святого Духа. Посему удаляй от себя печаль и не оскорбляй Святого Духа, в тебе живущего, чтобы он не возроптал на тебя к Господу и не удалился от тебя. Ибо Дух Божий, обитающий в этом теле, не терпит печали. Итак, облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать пред Господом и угодна Ему, и утешайся ею. Всякий радующийся человек совершает добро и помышляет о добре, презирая печаль. А человек печальный всегда зол, во-первых, потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку радостным; и, во-вторых, потому, что он творит беззаконие, не обращаясь к Господу и не исповедуясь перед ним. Молитва печального человека никогда не достигает престола Божия».

Совершенно точно подметил русский философ Василий Розанов в статье «Религия как свет и радость», что в истории христианства возникло «великое недоразумение», «которое в судьбах христианства образовалось около момента Голгофы. Голгофа − это страдание; явилось чудовищное подозрение, а потом и твердая уверенность, мысль, что Царствие Божие „нудится“ (приобретается) страданием».

Христос принес Себя в жертву, чтобы освободить нас от подобной участи. В православии же возникает идея, что жертва Христа — это пример спасительных страданий. Если вы будете читать Евангелие в хороших современных переводах, вы увидите эту разницу с православной духовностью.

Вы пишете: «Покажите мне хоть одного человека, который может сказать о себе, что в нем живет Христос».

Я знаю таких людей, радостных и мужественных христиан, которые живут Христом. Многие из них были последними наркоманами и алкоголиками, бандитами и блудниками. Их спас Христос. Примеров этому масса. Они услышали слова Христа о покаянии.

Как пишет Ч. Додд: «Слово «покаяться» значит для нас «почувствовать свою вину», «пожалеть о своих грехах». Однако соответствующее греческое слово значит просто: «одуматься», «опомниться», «изменить свою жизнь». «Покаяться» в Евангелии — «переменить мысли и чувства» и тем самым начать новую жизнь, по-новому себя вести (это и есть «достойные плоды покаяния»)».

Христос говорил о рождении «свыше», о вере (доверии Богу) и «погружении» в Его смерть. Известно ли это православию? Сомневаюсь. Поэтому и в наше время «сборщики налогов и блудницы… идут в Царство Божье» (Матф. 21:31).

Вы пишете: «Если Бога нет, то я ничего не теряю, отказываясь в Него верить и жить по правилам, которые установили люди от Его имени. А если Он есть и действительно такой, как пишет о Нем, например, митрополит Антоний Сурожский, то мне нечего бояться».

Во-первых, если Бога нет, то в мире нет смысла и нет любви. Человек, не верящий в Бога, который «есть любовь», «почитает» других богов (денег, страсти, зависти и т. д.). Для меня это очевидно.

Во-вторых, в историческом христианстве многие правила действительно установили люди. В Писании (особенно притчи Соломона, золотое правило Христа, Евангелие от Иоанна, наставления Павла) я вижу такие правила, которые вызывают во мне трепет и ликование от божественной мудрости.

В-третьих, я не знаю, чего там писал Антоний Сурожский, но я прекрасно знаю, что Бог — основа жизни, и отход от Него ведет к деградации уже в этой жизни. Что будет после — меня не интересует. Мне важно здесь и сейчас, чтобы в моей семье был мир и любовь, чтобы у моих детей были верные друзья, чтобы была община, где бы заботились о вдовах и сиротах. А это возможно только с таким Богом, о котором говорил Христос.

И последнее: вера — это уверенность в Боге и в смысле.

Противоположностью веры является не знание, а сомнение во всем. На мой взгляд, атеисты поверхностны в том, что, отрицая Бога, не отрицают смысл. Сомнение в смысле — проигрышная стратегия. Потому что «сомневающийся похож на морскую волну, носимую и разбиваемую ветром… человек, нетвердый во всем, что бы он ни делал» (Иак. 1:6–8).

Сергей Б.

Комментарии
  1. Ruti
    5
    Читатель
    27 января 2025, 18:22
    Христианство — это небылицы, в лучшем случае — неточные пересказы первоисточника — еврейской Торы и Писаний. Не случайно, что все еврейские Святые Писания в т. н. христианстве канонизированны (сплагиачены). Христос называл себя евреем, утверждал, что послан к евреям, цитировал Тору и исповедовал иудаизм. Что ему приписали те, кто его не слышал, не видел, но решил ( в отличие от евреев), что он мессия, причем сильно позже его «мессианства» — это не может быть чем-то хоть столько нибудь документальным, автор письма пишет о том же. Так что не ведитесь на литературные произведения и обращайтесь к первоисточникам.
    1. Пролга 21
      9509
      Старейшина
      27 января 2025, 20:10
      Эта тема исследована и прекрасна изложена в материалах Сергея Николаевича, объяснены причины и следствия искажений в православии. Материалы Сергея Николаевича не противоречит всем мировым религиозным книгам. Как-то недавно я была на экскурсии по старинным улочкам Москвы, мы посетили одну старую церковь. И сопровождавшая нас гид сказала, что в этой церкви часто бывал евангелист Иоанн, чему я была очень удивлена.
      1. Ruti
        5
        Читатель
        27 января 2025, 21:11
        Пролга 21, при всем уважении Сергей Николаевич мало разбирается в иудаизме и даже отчасти выдумывает о нем какие-то свои выводы. Например то, что в иудаизме нет места изменению характера. Но ведь все заповеди — это инструкции по изменению себя и приближению к Богу! И страх и любовь к Нему включены в 613 заповедей. То, что кто-то назвал «заповедями Христа» — какие-то расплывчатые пожелания, странно переведенные с неизвестного языка, которые каждый понимает и расшифровывает по своему (что на русском означает «быть блаженным»? Как вы себе блаженных представляете? Хотите быть блаженным?). А в иудаизме все последовательно и и действует на развитие человека комплексно. Сергей Николаевич говорит, что чувства должны быть впереди разума, но именно разум может повелевать чувствами (что стоит, например, подавление любви)! Если множество психосоматических проблем на этом основанны, то и решение их лежит в этой плоскости и заповеди иудаизма это решение претворяют в жизнь.
    2. Пролга 21
      9509
      Старейшина
      27 января 2025, 22:25
      Ruti, ну вы же сами утверждаете, что если разум повелевает чувствами, то он убивает любовь. Об этом Сергей Николаевич и говорит. И он не отрицает заповеди иудаизма, как не отрицал их и Христос. Но эти 613 заповедей именно затрагивают действия человека и влияют на изменение поведения человека, его поступков. А заповеди блаженства Иисуса Христа касаются изменения чувств, а это уже работа с душой. Сначала реагируют чувства, всё начинается с души. Если в душе озлобленность, агрессия, то вы не улучшите свои поступки, а, наоборот, будете деградировать и совершать преступления в поступках, как Каин. Вот помогает ли большое количество, 613 заповедей изменяться. Недавно в Израиле были публичные шествия гомосексуалистов и других извращенцев, за которых в своё время были уничтожены Содом и Гоморра. Возможно, вы знаете иудаизм, но недостаточно знакомы с заповедями блаженства Иисуса Христа. Сергей Николаевич 30 лет рисковал здоровьем, проводя рискованные исследования больных, используя знания практические и теоретические, мировые, изложил в книгах их для нас, чтобы мы были любящими, самое главное, тогда станем здоровы душой, головой и телом. Любовь превыше всего, полагаю, что придёт время, когда заповеди вообще не будут нужны, если любовь по факту станет безусловной и непрерывной. Рекомендую более тщательно подойти к его материалам для объективного анализа. 
      1. Ruti
        5
        Читатель
        28 января 2025, 11:18
        Заповеди необходимы до тех пор, пока у вас есть тело.

        В учении С. Н. Лазарева в любой лекции и книге цитируются еврейские Писания, но иудаизм, как дорога к Богу, отвергается. Тем более, приверженность сознанию, как инструменту на этом пути. Как же так? Опять вы про Любовь, хотя даже ваш учитель не знает, что это такое. У него сотни тысяч последователей — сколько из них «блаженных»? «Анастасия» играет на чувствах, на чем играет «ДК»?
         
        Да,  в Израиле, находящимся под постоянным противоречивым давлением, есть падшие, но в отличие от христиан, там не объявляют святыми проституток и убийц, например, не молятся человеку, не назвают себя «право...». Нацисты были примерными христианами… да я вам сколько угодно бревен в глазу найду.

        «Заповеди блаженства» — каждый их переводит, как хочет. Вы следуете эмоциональному пояснению их С. Н. Лазаревым, так назовите мне хоть одного человека, который им точно следует. Сам Христос был от них далек. Вопрос — какое они имеют к нему отношение? 

        Да, я читала материал. И вот что я там нашла:

        "… какое-то время он продержится и у него действительно будут неплохо идти дела, но потом, если он не найдет учеников, которые будут сбрасы­вать на него стратегические запасы своей души, ему станет плохо. Если человек перестал производить, а только потребляет, он обречен, сколько бы ни на­капливал энергию." С. Н. Лазарев. «Диагностика кармы. Пособие по выживанию», Книга 9
        Все учащающиеся практики наводят на мысли…

        Ценю и уважаю огромную работу Сергея Николаевича, но любая бочка меда почти обесценивается, если в ней есть дёготь.

        Вы знаете, в иудаизме есть объяснение тому, почему Бог допустил появление христианства, сколько бы кровавым оно не проявилось. Возможно, учение С. Н. Лазарева попадает под него тоже.
        1. Inci
          Inci
          8721
          Философ
          28 января 2025, 17:57
          Ruti, вы запутались в том, что есть религия и обряды, а что — истинная Вера. Попробуйте объяснить с точки зрения иудаизма или со своей- почему Израиль «находится по давлением»? Под чьим давлением находится Израиль? Злые арабы виноваты? А кто был виноват а том, чтот2000 лет назад они потеряли государство? Арабов тогда не было. Рим? Ок. А в том, что их гоняли как прокаженных в Европе? Что их сильно сократили в холокосте? Объясните что стоит за парадами геев и трансвеститов в Израиле- не забудьте. Если все это происходит с «истинно верующими иудеями», то в кого они верят?  Вам делать больше нечего, чем тут пыхтеть и обличать. Я сначала подумала, что мужик, столько непримиримости, собственной правоты и значимости. Хотите быть правой- пожалуйста, никто не мешает 😇🧨
          1. Ruti
            5
            Читатель
            28 января 2025, 19:47
            Inci, ой, вы что, хотите сказать, что христиане — святые? Или русские христиане — святые? Или ммм… «православные», может быть? Те, кто молятся на еврея, а сами катят бочку на Израиль, котрый Христос называл «сынами Божьми»?! Славян как нации или народа еще не было, когда евреи получили Божественную Тору и Его заповеди исполняли (не обижайтесь — исторический факт). Может, израильские гомики за ваши грехи буквально попу рвут, чтобы вас за такое кощунство не наказали, вы ж утверждаете, что один из евреев уже поплатился за грехи всего человечества как-то… Иудаизм это религия, которая задает вопросы и отвечает на них. Для чего создан Мир? Как он создан? Что Бог хочет от нас? В чем заключается Его Воля, которая проявляется в данных частностях… на все есть ответы и у тех, кого сердце сподвигло и ум есть, находит их. Свобода воли есть и мы ее видим. Я понимаю, что каждый кулик своё болото хвалит, но иудаизм — это источник, из которого мир получил знание о Нем, о том, что «Возлюби Бога, Господа твоего, превыше всего...», о «Если путями Моими ходить будете...», «Не хлебом единым жив человека, а всяким, исходящим из уст Господа», о «Сыны вы Богу..» — это все написано в Торе, данной евреям. И не на кол надо сажать инакомыслящих, а учиться. Искать источники, задавать вопросы, искать истину, а не свято принимать очередное литературное евангелие на веру, каким бы любвеобильным оно вам не казалась. Теперь разжигайте костер, если вам что-то не понравилось. В лучших традициях заповедей блаженства.
            1. Inci
              Inci
              8721
              Философ
              28 января 2025, 22:12
              Ruti, костер разжигаете вы, разделяя мир на "правильно верующих" и всех остальных. Мне неинтересно вступать в обсуждения с религиозными биготами. Вы, по ходу женщина, и такие не женские рассуждения указывают на сильно активное сознание, что вредно для здоровья и потомков.
              1. Ruti
                5
                Читатель
                28 января 2025, 22:17
                Inci, кто бы говорил про разделение!.. :))))
        2. Inci
          Inci
          8721
          Философ
          28 января 2025, 18:06
          Женщина в письме демонстрирует лишь то, что посещение  и исполнение обрядов в религиозном учреждении может увести от истинной Цели. Увы, это проблема многих религий и неслучайно поэтому сейчас кризис на планете. А все очень просто — зачем она тута ходила? В надежде попасть в рай, обрести счастье? А как же насчёт личного изменения, жертвы духа? Но она только ожесточила  свой дух обвинениями. Не оправдались ее надежды, так радоваться надо — Господь дал ей шанс искать правды. Благодарите, а не осуждайте. Смешные нападки воспалённого сознания, интересно что с ней стало 7 лет спустя. 
          1. Пролга 21
            9509
            Старейшина
            29 января 2025, 10:15
             «Может, израильские гомики за ваши грехи буквально попу рвут, чтобы вас за такое кощунство не наказали, вы ж утверждаете, что один из евреев уже поплатился за грехи всего человечества как-то…» Кощунство и извращение в душах гораздо опаснее, не забывайте Содом и Гоморру! Лос-Анджелес горит…
            1. Ruti
              5
              Читатель
              02 февраля 2025, 08:53
              Вы о запрете гомосексуализма знаете благодаря еврейской Торе. Без нее ловили бы, кого понравился или кого попало, на Ивана Купала и... 

              Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

              Авторизоваться
              Картина С.Н. Лазарева
              Полет на параплане
              Последние комментарии на сайте
              Топ-3 лучших комментариев за неделю
              Действительно, необычная семья. В прошлых жизнях у меня было высокое происхождение, а в этой я должна была умереть бездетной и рано. Потому что когда Бог много даёт, это усиливает гордыню, дьявол был самым энергичным, первым среди ангелов, сияющим — и превратился в сатану. И это не только и не столько зацепка за статус и благосостояние, это зацепка за невидимую составляющую — духовность и энергию. До Лазарева никто не сказал, что духовность уводит от Бога, наоборот мы генетически впитали, что Бо...
              Письма читателей
              Я не могу понять, что мне делать?
              Спасибо автор, что поделились, и передали свою радость. Очень вдохновляюще! У меня сейчас тоже идёт такое же. Меня заинтересовало очень вышивание, уже не на готовых работах вышиваю, а пытаюсь теперь в...
              Сообщество
              «Верное средство для Радости»
              Спасибо за такое откровенное и искреннее письмо! Прослезилась, пока читала…
              Счастья и любви вам и вашей дочери!
              Письма читателей
              Вы научили видеть Главную цель и стремиться к ней
              Читайте также
              Что такое карма и что такое грех? Мировые Что такое карма и что такое грех?
              Наше прошлое никуда не исчезает, оно существует, и мы связаны с ним. Более того, оно влияет на настоящее и будущее
              07 сентября 2023
              2
              1664
              Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни Мировые Загадочная история и ее причины...
              Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни. Человек с повышенной гордыней топчет либо других, либо себя
              08 сентября 2023
              1
              1456
              Универсальное решение любого конфликта Мировые Универсальное решение любого конфликта
              Любой конфликт можно решить в зародыше – своим правильным отношением к миру, своим гармоничным состоянием
              29 августа 2023
              2
              1597
              Другие материалы
              Все видео
              Поддержать автора
              Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
              0
              Heart Like Dislike Lol Love Love 2 Wow Amazed Brain Confused Fire Hands Happy Ok Pain Sadness Scared Surprise Watching Zzz