Его соузник по лагерю Борис Филиппов, вспоминал о владыке Иосифе:
«Был он несомненно умён — русским умом, открытым, чуть с лукавинкой, был по-хорошему простонародно остроумен и, главное, никогда не унывал. И соприкасающиеся с ним заражались его русским радостным умом сердца».
В декабре в 1940 году был освобождён и вернулся в Таганрог, затем был выселен в Азов. В этот период принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги.
После того, как во время Великой Отечественной войны, Таганрог был оккупирован немецкими войсками, возобновил открытое служение в качестве епископа Таганрогского (с августа 1942).
Отказался от участия в пропагандистских акциях нацистов, несмотря на предложения с их стороны; продолжал поминать на богослужениях митрополита Сергия Страгородского.
В октябре 1943 года прибыл в Умань, где 6 ноября 1943 года был арестован гестапо по обвинению в том, что «…прислан митрополитом Сергием для работы на оккупированной территории в пользу СССР». Кроме того, подозревался немцами в работе на английскую разведку. Освобождён 12 января 1944 года.
После освобождения Умани частями Красной Армии выехал в Москву для встречи с Патриархом Сергием, но по дороге был арестован в Киеве, 4 июня 1944 года. Содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Ростов-на-Дону.
В феврале 1945 приговорён к 10 годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Челябинском лагере особого назначения, затем был переведен в посёлок Спасск в Карагандинском лагере.
Работал на строительстве кирпичного завода, был санитаром. С 1954 года находился в ссылке в посёлке Ак-Кудук, Чкаловского района Кокчетавской области. Несмотря на пожилой возраст, был вынужден работать водовозом.
В 1956 году был освобождён из ссылки. Весной 1956 года вернулся к деятельности священника.
Возглавил Алма-Атинскую епархию в трудной ситуации, когда, после смерти уважаемого прихожанами митрополита Николая Могилевского, в ней происходили конфликты. Смог успокоить волнения и заслужить доверие паствы, став достойным преемником владыки Николая.
Много молился (как днём, так и ночью, в своей домашней церкви или келье), был талантливым проповедником.
По воспоминаниям современников, владыка был очень скромный человек, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью.
Он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирал удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой, запоминающейся.
После кончины Патриарха Алексия Первого его имя называлось в качестве кандидата в Патриархи, однако он отказался.
*****
Цитаты митрополита Иосифа
Блудная дочь христианства – римская католическая церковь.
Мы часто после ошибок долго боремся с собою, сваливая все свои грехи то на судьбу, то на отца, то на Бога.
Хотя и трудно, но надо мирно жить с самим собой.
Подлинного гуманизма, любви к человеку — без Бога не найдешь.
Школа познания воли Божией — школа познания человеческих скорбей.
Неомраченный храни в несчастьях дух.
Хвалу и клевету приемли равнодушно.
Действительность говорит: без разума совесть слепа, без совести разум холоден и бледен.
«Беснование» разума – бунтует сердце… порочное сердце отравляет разум.
Милость Божия обычно бывает неразлучна с испытанием.
В деле веры разум должен быть подчинен вере. Ибо – «идеже хощет Бог, побеждается естества чин! Творит бо елико хощет». Христос – тайна, непосильная разуму. Ибо таинство, Бог и вера соединены в «сия тайна».
Что значит верить в Бога? Верить в Господа Бога — значит надо поверить в свою бессмертную душу, поверить во все, чему учит Бог через Свою на земле Церковь.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться