29 июля 2021

Опасность корыстных целей в молитве

Человек не может молиться бесцельно, а любая цель – это уже корысть. Просто наши цели должны быть правильными.
1
1839
Опасность корыстных целей в молитве

Читатели не раз писали мне о том, что чем больше они молятся Богу, тем больше проблем у них появляется и они не понимают, почему так происходит. Это связано с тем, что человек, обращаясь к Богу, забывает, что в первую очередь он должен заботиться о своей душе. Поэтому его молитва становится корыстной.

С моей точки зрения, молитва не может быть абсолютно бескорыстной. Человек не может молиться бесцельно, а любая цель – это уже корысть. Просто наши цели должны быть правильными. В первую очередь мы должны молиться ради счастья душевного, ради спасения своей души, сохранения и увеличения любви в душе.

Когда человек обращается к Богу и молится только для того, чтобы решить какие-то конкретные проблемы, обеспечить свое будущее,— это, по сути дела, попытка управлять будущим. При этом неизбежно растет гордыня.

В экстремальной ситуации, в виде исключения человек может просить в молитве сохранить ему жизнь. Но молитва не должна превращаться в технику для укрепления своего здоровья и благополучия, — иначе неверная внутренняя система целей может усилить гордыню и привести к весьма плачевным последствиям. Корыстное отношение к молитве опасно.

Для того чтобы человек в первую очередь думал о душе, для того чтобы корысть не превратила молитву в магию, необходимо не только улучшать свой характер, но и вести правильный образ жизни. Когда человек ограничивает себя во всех аспектах человеческого счастья, тогда его душа постепенно освобождается от привязанностей.

Если человек не постится, не жертвует, сожалеет о потерянном, ненавидит и осуждает, то есть не принимает Божественную волю, если он жадный, завистливый, ревнивый, – молитва такого человека всегда будет в большей степени магическим ритуалом, чем истинной молитвой.

Необходимо отрешиться, попоститься, всех простить, – только после этого можно молиться. Когда мы от всего отрешаемся, у нас возникает естественное чувство радости, легкости, потому что агрессия уходит.

Когда мы обращаемся к Богу, мы должны радоваться, ведь радость – это один из признаков любви. Обращаясь к Богу, мы должны быть похожими на Него: Бог есть любовь, – значит, у нас в душе должна быть любовь, тогда Бог нас услышит.

Когда мы обращаемся к Богу с молитвой и признаёмся Ему в любви, очень важно, как мы воспринимаем себя, свое «я».

Любовь к Богу подразумевает единение с Ним, а единение с Богом на внешнем уровне невозможно. Любовь к Богу подразумевает отрешение от своего внешнего эго и переход на более высокие ступени своего «я».

Если человек не понимает этого и воспринимает себя как телесное и духовное «я», если во время молитвы сохраняет ощущение, что он – это тело, он – это ум, тогда у него незаметно начинает усиливаться гордыня и он может получить большие проблемы.

Почему у многих святых присутствовала идея самоуничижения, собственной ничтожности? По-видимому, они чувствовали этот стремительный рост гордыни, поначалу незаметный, и пытались остановить этот процесс через самоуничижение, через осознание своей греховности.

Фактически это было самоуничтожением. Человек, который считает себя грешным и ничтожным, не любит себя. Но заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» означает, что сначала человек должен любить себя.

Устремляясь к Богу, мы должны отделять зерна от плевел. Мы должны, с одной стороны, чувствовать любовь к Богу и единение с Ним, а с другой стороны, осознавать несовершенство и греховность нашего человеческого «я».

Учение Иисуса Христа диалектично. Христос ощущал любовь к Богу и свое единство с Богом: «Я в Отце и Отец во Мне». И, в то же время, Христос протестовал, когда его называли благим, то есть безгрешным: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

Христос осознавал несовершенство своей человеческой сущности и никогда не смешивал ее с Божественным в себе. Не случайно он говорил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Когда человек осознаёт свою двойственность, свое внешнее несовершенство и абсолютное совершенство внутреннее, – только тогда он может ощутить себя одновременно и сыном Божьим, и сыном человеческим.

Многие в молитве признаются Богу в любви и повторяют фразу: «Я люблю Бога». Но это может быть опасным.

Человек по своей сути Божественен; у нас есть высшее, Божественное «я», и есть «я» человеческое. Человеческое «я» грешно, несовершенно. Если наше человеческое, несовершенное «я» пойдет к Богу, то наша гордыня начнет стремительно расти, и это может привести к болезням и даже к смерти. То есть несовершенное человеческое не может контактировать с Божественным.

Любовь к Богу достигается через медленное и мучительное изменение нашей грешной оболочки, через постепенное раскрытие нашего Божественного «я». Наше человеческое «я» должно развиваться, – и физическое «я», и духовное, но в первую очередь – нравственное.

Для того чтобы без опасных последствий произносить фразу «Я люблю Бога», мы должны быть готовы к изменениям, мы должны каждый день работать над своей душой и своим характером: учиться быть добродушными, смиренными, учиться ограничивать свои потребности, сдерживать свои инстинкты, учиться жертвовать, заботиться о других и понимать их.

Любовь к Богу – это развитие, это изменение, это умение правильно общаться и конфликтовать с окружающим миром. Если мы хотим увеличивать свою любовь к Богу, мы должны быть готовыми к любым новым ситуациям, к новому отношению к себе, к новым отношениям с людьми, к изменению прежнего образа жизни.

С. Н. Лазарев «Преодоление гордыни»

Комментарии
  1. Светлана
    7573
    Философ
    29 июля 2021, 22:57
    «Наши цели должны быть правильными »… Всё просто 👍  СПАСИБО за публикацию 💞🌻

    Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Авторизоваться
    Картина С.Н. Лазарева
    Цитрусовый сад

    Последние комментарии на сайте
    Топ-3 лучших комментариев за неделю
    Здравствуйте Сергей Николаевич. С таинством причастия познакомилась два года назад, а мне уже 35. Хотела, понимала что надо, но как-то смелости не хватало. А потом пришло осознание что пора. Посоветовалась с батюшкой, он дал добро, зашли в пост и начались мои «трудовые» будни. Вера это именно труд. Моего усердия хватило на весь великий пост. Была горда, что справилась. Год сложился тот тоже весьма удачно и хорошо. Потом снова начала отдаляться, жизнь, рутина снова затянули, и вот все реже походы...
    От С. Н. Лазарева
    Тема для обсуждения №27. Присоединяйтесь!
    Очень интересно,
    спасибо большое!.. 🙏

    Всё дело в том,
    что а что плохого в самой по себе обработке пищи?..

    То есть для целей простоты, например,
    сыроедом быть можно...
    Письма читателей
    Осторожно: сыроедение!
    Сергей Николаевич! Большое Вам Спасибо!
    От С. Н. Лазарева
    Принятие Божественной воли
    Читайте также
    Что такое карма и что такое грех? Мировые Что такое карма и что такое грех?
    Наше прошлое никуда не исчезает, оно существует, и мы связаны с ним. Более того, оно влияет на настоящее и будущее
    07 сентября 2023
    2
    693
    Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни Мировые Загадочная история и ее причины...
    Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни. Человек с повышенной гордыней топчет либо других, либо себя
    08 сентября 2023
    2
    817
    Универсальное решение любого конфликта Мировые Универсальное решение любого конфликта
    Любой конфликт можно решить в зародыше – своим правильным отношением к миру, своим гармоничным состоянием
    29 августа 2023
    2
    841
    Другие материалы
    Все видео
    Поддержать автора
    Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
    Узнать больше
    Подпишитесь на новости и анонсы
    Каждую неделю отправляем интересные новости и анонсы
    0