29 июля 2021

Опасность корыстных целей в молитве

Человек не может молиться бесцельно, а любая цель – это уже корысть. Просто наши цели должны быть правильными.
1
1578
Опасность корыстных целей в молитве

Читатели не раз писали мне о том, что чем больше они молятся Богу, тем больше проблем у них появляется и они не понимают, почему так происходит. Это связано с тем, что человек, обращаясь к Богу, забывает, что в первую очередь он должен заботиться о своей душе. Поэтому его молитва становится корыстной.

С моей точки зрения, молитва не может быть абсолютно бескорыстной. Человек не может молиться бесцельно, а любая цель – это уже корысть. Просто наши цели должны быть правильными. В первую очередь мы должны молиться ради счастья душевного, ради спасения своей души, сохранения и увеличения любви в душе.

Когда человек обращается к Богу и молится только для того, чтобы решить какие-то конкретные проблемы, обеспечить свое будущее,— это, по сути дела, попытка управлять будущим. При этом неизбежно растет гордыня.

В экстремальной ситуации, в виде исключения человек может просить в молитве сохранить ему жизнь. Но молитва не должна превращаться в технику для укрепления своего здоровья и благополучия, — иначе неверная внутренняя система целей может усилить гордыню и привести к весьма плачевным последствиям. Корыстное отношение к молитве опасно.

Для того чтобы человек в первую очередь думал о душе, для того чтобы корысть не превратила молитву в магию, необходимо не только улучшать свой характер, но и вести правильный образ жизни. Когда человек ограничивает себя во всех аспектах человеческого счастья, тогда его душа постепенно освобождается от привязанностей.

Если человек не постится, не жертвует, сожалеет о потерянном, ненавидит и осуждает, то есть не принимает Божественную волю, если он жадный, завистливый, ревнивый, – молитва такого человека всегда будет в большей степени магическим ритуалом, чем истинной молитвой.

Необходимо отрешиться, попоститься, всех простить, – только после этого можно молиться. Когда мы от всего отрешаемся, у нас возникает естественное чувство радости, легкости, потому что агрессия уходит.

Когда мы обращаемся к Богу, мы должны радоваться, ведь радость – это один из признаков любви. Обращаясь к Богу, мы должны быть похожими на Него: Бог есть любовь, – значит, у нас в душе должна быть любовь, тогда Бог нас услышит.

Когда мы обращаемся к Богу с молитвой и признаёмся Ему в любви, очень важно, как мы воспринимаем себя, свое «я».

Любовь к Богу подразумевает единение с Ним, а единение с Богом на внешнем уровне невозможно. Любовь к Богу подразумевает отрешение от своего внешнего эго и переход на более высокие ступени своего «я».

Если человек не понимает этого и воспринимает себя как телесное и духовное «я», если во время молитвы сохраняет ощущение, что он – это тело, он – это ум, тогда у него незаметно начинает усиливаться гордыня и он может получить большие проблемы.

Почему у многих святых присутствовала идея самоуничижения, собственной ничтожности? По-видимому, они чувствовали этот стремительный рост гордыни, поначалу незаметный, и пытались остановить этот процесс через самоуничижение, через осознание своей греховности.

Фактически это было самоуничтожением. Человек, который считает себя грешным и ничтожным, не любит себя. Но заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» означает, что сначала человек должен любить себя.

Устремляясь к Богу, мы должны отделять зерна от плевел. Мы должны, с одной стороны, чувствовать любовь к Богу и единение с Ним, а с другой стороны, осознавать несовершенство и греховность нашего человеческого «я».

Учение Иисуса Христа диалектично. Христос ощущал любовь к Богу и свое единство с Богом: «Я в Отце и Отец во Мне». И, в то же время, Христос протестовал, когда его называли благим, то есть безгрешным: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

Христос осознавал несовершенство своей человеческой сущности и никогда не смешивал ее с Божественным в себе. Не случайно он говорил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Когда человек осознаёт свою двойственность, свое внешнее несовершенство и абсолютное совершенство внутреннее, – только тогда он может ощутить себя одновременно и сыном Божьим, и сыном человеческим.

Многие в молитве признаются Богу в любви и повторяют фразу: «Я люблю Бога». Но это может быть опасным.

Человек по своей сути Божественен; у нас есть высшее, Божественное «я», и есть «я» человеческое. Человеческое «я» грешно, несовершенно. Если наше человеческое, несовершенное «я» пойдет к Богу, то наша гордыня начнет стремительно расти, и это может привести к болезням и даже к смерти. То есть несовершенное человеческое не может контактировать с Божественным.

Любовь к Богу достигается через медленное и мучительное изменение нашей грешной оболочки, через постепенное раскрытие нашего Божественного «я». Наше человеческое «я» должно развиваться, – и физическое «я», и духовное, но в первую очередь – нравственное.

Для того чтобы без опасных последствий произносить фразу «Я люблю Бога», мы должны быть готовы к изменениям, мы должны каждый день работать над своей душой и своим характером: учиться быть добродушными, смиренными, учиться ограничивать свои потребности, сдерживать свои инстинкты, учиться жертвовать, заботиться о других и понимать их.

Любовь к Богу – это развитие, это изменение, это умение правильно общаться и конфликтовать с окружающим миром. Если мы хотим увеличивать свою любовь к Богу, мы должны быть готовыми к любым новым ситуациям, к новому отношению к себе, к новым отношениям с людьми, к изменению прежнего образа жизни.

С. Н. Лазарев «Преодоление гордыни»

  1. Светлана
    7488
    Философ
    29 июля 2021, 22:57
    «Наши цели должны быть правильными »… Всё просто 👍  СПАСИБО за публикацию 💞🌻

    Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Последние комментарии на сайте
    Топ-3 лучших комментариев за неделю
    Очень полезный фильм. Даже если такого не было в реальности, то теперь наверняка будет. Здесь есть воспитательный, вдохновляющий и побуждающий момент, создающий резонанс с совестью, с искренними, глубинными побуждениями души и сердца. Тут затронуты темы жертвенности, единства даже с незнакомыми людьми (общинности, семьи в размере микрорайона или города, страны), честности в противовес лжи во «благо», искренности, взаимопомощи и понимания других, со-чувствования и сострадания, образцов выборов ре...
    Мировые
    "5 косарей" - короткометражный фильм
    Принимается, конечно😊! Замечательно, что вы решили этим заняться! И сын, может. заинтересуется. Прекрасно!
    Письма читателей
    Я строю модель — копию настоящего грузовика
    Классное письмо, и подписываюсь под многим! Очень узнаваемо, например про «холодность» в отношениях, это когда сам сидишь и ждёшь что печку кто то должен топить вместо тебя. Разделяю восторг по тому, ...
    Письма читателей
    Оборачиваясь назад, могу сказать, что рада жить в одну ...
    Читайте также
    Лекарство от тоски. Правила выживания Мировые Лекарство от тоски. Правила выживания
    Именно там, где мы не можем изменить ситуацию, мы призваны измениться сами.
    01 июня 2023
    Думать о Божественном и забывать о человеческом Мировые Думать о Божественном и забывать о человеческом
    Я заметил, что есть истины, которые понять невозможно, их можно только почувствовать. И чтобы ощутить их, нужно отключить сознание
    01 июня 2023
    Основные ошибки в работе над собой и их преодоление Мировые Основные ошибки в работе над собой и их преодоление
    Почему жизненно важно сохранить любовь и устремление к Богу не только в страдании, но и в радостях, и как это правильно сделать?
    31 мая 2023
    Другие материалы
    Все видео
    Поддержать автора
    Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
    Узнать больше
    Подписка
    Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
    0