Читатели не раз писали мне о том, что чем больше они молятся Богу, тем больше проблем у них появляется и они не понимают, почему так происходит. Это связано с тем, что человек, обращаясь к Богу, забывает, что в первую очередь он должен заботиться о своей душе. Поэтому его молитва становится корыстной.
С моей точки зрения, молитва не может быть абсолютно бескорыстной. Человек не может молиться бесцельно, а любая цель – это уже корысть. Просто наши цели должны быть правильными. В первую очередь мы должны молиться ради счастья душевного, ради спасения своей души, сохранения и увеличения любви в душе.
Когда человек обращается к Богу и молится только для того, чтобы решить какие-то конкретные проблемы, обеспечить свое будущее,— это, по сути дела, попытка управлять будущим. При этом неизбежно растет гордыня.
В экстремальной ситуации, в виде исключения человек может просить в молитве сохранить ему жизнь. Но молитва не должна превращаться в технику для укрепления своего здоровья и благополучия, — иначе неверная внутренняя система целей может усилить гордыню и привести к весьма плачевным последствиям. Корыстное отношение к молитве опасно.
Для того чтобы человек в первую очередь думал о душе, для того чтобы корысть не превратила молитву в магию, необходимо не только улучшать свой характер, но и вести правильный образ жизни. Когда человек ограничивает себя во всех аспектах человеческого счастья, тогда его душа постепенно освобождается от привязанностей.
Если человек не постится, не жертвует, сожалеет о потерянном, ненавидит и осуждает, то есть не принимает Божественную волю, если он жадный, завистливый, ревнивый, – молитва такого человека всегда будет в большей степени магическим ритуалом, чем истинной молитвой.
Необходимо отрешиться, попоститься, всех простить, – только после этого можно молиться. Когда мы от всего отрешаемся, у нас возникает естественное чувство радости, легкости, потому что агрессия уходит.
Когда мы обращаемся к Богу, мы должны радоваться, ведь радость – это один из признаков любви. Обращаясь к Богу, мы должны быть похожими на Него: Бог есть любовь, – значит, у нас в душе должна быть любовь, тогда Бог нас услышит.
Когда мы обращаемся к Богу с молитвой и признаёмся Ему в любви, очень важно, как мы воспринимаем себя, свое «я».
Любовь к Богу подразумевает единение с Ним, а единение с Богом на внешнем уровне невозможно. Любовь к Богу подразумевает отрешение от своего внешнего эго и переход на более высокие ступени своего «я».
Если человек не понимает этого и воспринимает себя как телесное и духовное «я», если во время молитвы сохраняет ощущение, что он – это тело, он – это ум, тогда у него незаметно начинает усиливаться гордыня и он может получить большие проблемы.
Почему у многих святых присутствовала идея самоуничижения, собственной ничтожности? По-видимому, они чувствовали этот стремительный рост гордыни, поначалу незаметный, и пытались остановить этот процесс через самоуничижение, через осознание своей греховности.
Фактически это было самоуничтожением. Человек, который считает себя грешным и ничтожным, не любит себя. Но заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» означает, что сначала человек должен любить себя.
Устремляясь к Богу, мы должны отделять зерна от плевел. Мы должны, с одной стороны, чувствовать любовь к Богу и единение с Ним, а с другой стороны, осознавать несовершенство и греховность нашего человеческого «я».
Учение Иисуса Христа диалектично. Христос ощущал любовь к Богу и свое единство с Богом: «Я в Отце и Отец во Мне». И, в то же время, Христос протестовал, когда его называли благим, то есть безгрешным: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».
Христос осознавал несовершенство своей человеческой сущности и никогда не смешивал ее с Божественным в себе. Не случайно он говорил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Когда человек осознаёт свою двойственность, свое внешнее несовершенство и абсолютное совершенство внутреннее, – только тогда он может ощутить себя одновременно и сыном Божьим, и сыном человеческим.
Многие в молитве признаются Богу в любви и повторяют фразу: «Я люблю Бога». Но это может быть опасным.
Человек по своей сути Божественен; у нас есть высшее, Божественное «я», и есть «я» человеческое. Человеческое «я» грешно, несовершенно. Если наше человеческое, несовершенное «я» пойдет к Богу, то наша гордыня начнет стремительно расти, и это может привести к болезням и даже к смерти. То есть несовершенное человеческое не может контактировать с Божественным.
Любовь к Богу достигается через медленное и мучительное изменение нашей грешной оболочки, через постепенное раскрытие нашего Божественного «я». Наше человеческое «я» должно развиваться, – и физическое «я», и духовное, но в первую очередь – нравственное.
Для того чтобы без опасных последствий произносить фразу «Я люблю Бога», мы должны быть готовы к изменениям, мы должны каждый день работать над своей душой и своим характером: учиться быть добродушными, смиренными, учиться ограничивать свои потребности, сдерживать свои инстинкты, учиться жертвовать, заботиться о других и понимать их.
Любовь к Богу – это развитие, это изменение, это умение правильно общаться и конфликтовать с окружающим миром. Если мы хотим увеличивать свою любовь к Богу, мы должны быть готовыми к любым новым ситуациям, к новому отношению к себе, к новым отношениям с людьми, к изменению прежнего образа жизни.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии