3 марта 2021

Нравственность — это та почва, где комфортно существует и развивается любовь

Смысл любого закона на самом деле — это поддержание справедливости, это регламентация отношений между людьми. Закон должен поддерживать справедливость.
0
717
Нравственность — это та почва, где комфортно существует и развивается любовь

Я часто слышал фразу, которую раньше не по­нимал: «Президент является гарантом Конститу­ции». Потом ситуация прояснилась. Оказывается, ни один закон работать не будет, если нет людей, которые гарантируют его исполнение. А это в пер­вую очередь жесткое наказание тех, кто не хочет этот закон исполнять. Гарантами уголовных и ад­министративных законов являются прокуроры. Если нет гаранта, закон превращается в фикцию и в обществе начинается хаос.

Оказывается, основой, гарантирующей вы­полнение гражданских, уголовных, администра­тивных законов, является нравственность. Без­нравственные прокуроры или президент станут действовать избирательно, расшатывая законода­тельную систему, и тогда общество неизбежно ска­тится на более низкие уровни управления, кото­рые будут безотказно работать в этом хаосе. Уро­вень племени, уровень языческих законов — там все просто. Ты украл у меня — будешь убит, оби­дел мою жену — будешь убит, оскорбил меня сло­вом или действием — будешь убит.

Если нет четко выверенного нравственного за­кона, законы юридические нормально действовать не будут. Поголовное воровство, начавшееся в Со­ветском Союзе, было результатом того, что ком­партия перестала быть гарантом нравственности. Разворовывание России в 90-х годах — это совет­ская психология, советское желание обворовать собственное государство, лишенное способности контролировать и наказывать.

То, что мы называем западной демократией, возможно лишь при многовековом нравственном воспитании. В приложении к постсоветской Рос­сии та же самая схема оказалась катастрофиче­ской. Гарантом нравственности после распада Со­ветского Союза могла стать православная цер­ковь. Любовь и вера в конце концов должны стать гарантом любой конституции, любых администра­тивных и уголовных законов.

Если вдуматься: зачем людям закон? В чем его смысл? Для многих нынешних чиновников закон превратился в источник наживы. Смысл любого закона на самом деле — это поддержание справед­ливости, это регламентация отношений между людьми. Закон должен поддерживать справедли­вость, а это понятие, в свою очередь, исходит из понятия нравственности. Человек безнравствен­ный справедливым быть не может, нравственность является гарантом справедливости. Остается за­дать вопрос: а что лежит в основе нравственно­сти? Ответ прост и ясен: любовь и вера.

А все-таки, почему же Высоцкий не смог найти дорогу к Богу, почему не смог обрести веру? Ско­рее всего, это было связано с атмосферой хрущев­ской оттепели. Людям позволили быть искренни­ми, и коммунистическая догма затрещала по всем швам. Творческая энергия, непрестанно подавляв­шаяся прежде, зажатая жесткими рамками, стала хлестать через край. Началась эпоха возрождения в масштабах Советского Союза. Опять появилась надежда на коммунизм и светлое будущее. Резко усилилось поклонение научно-техническому про­грессу, то есть сознанию.

Люди, наслаждаясь свободой, забыли о Боге. Да, они мечтали о прекрасном, но ведь понятие прекрасного на самом деле многослойно. Его серд­цевиной является любовь и единство с Творцом. Затем следует душа, которая живет этой любовью, которая чувствует единение со всеми, сострадает, жертвует, прощает, спасает. Потом — будущее, то есть красота, идеалы, общение, открытия, твор­чество. И затем тело — физическое воплощение идей в виде искусства, архитектуры, материаль­ной цивилизации.

Во время возрождения 60-х годов о любви, вере и спасении души ничего не говорилось. Вот поче­му это возрождение должно было захлебнуться, закончиться опустошением. Самые талантливые должны были погибнуть. Высоцкий был всенарод­но любимым поэтом. Его песни посвящены были душе и любви, но энергетика страны неумолимо стаскивала его вниз — к сознанию, статусу, из­вестности, от которых все больше веяло могилой.

А могли ли быть спасены Маяковский и Есе­нин? Маяковский — вряд ли. Песня поется ду­шой, а поэт, по его собственному признанию, ради светлого будущего наступал на горло собственной песне. Стихи рождаются из души. Разрушение души ради будущего — это дьяволизм. У любого талантливого поэта душа всегда стоит на первом месте, и деградацию души он перенести не может. Маяковский, как волевой и умный человек, сам определил для себя путь в никуда и сам же назна­чил себе расплату за это. Он чувствовал, как его душа становится все более холодной.

Невероятная жестокость коммунистов необъяс­нима с точки зрения психологии, политики и эко­номики. Если же знать, как устроен человек, то­гда становится понятно: тот, кто фанатично слу­жит какой-то идее — религиозной, социальной, какой угодно, — всегда будет жестоким, потому что он служит сознанию и будущему в ущерб душе и любви. Сознание, оторвавшееся от люб­ви, — это и есть дьяволизм.

У Есенина в душе было больше любви, чем у Маяковского. Есенин раньше почувствовал, что душа его умирает, и не смог найти выхода. Для него самоубийство было спасением собственной души.

Могли ли они в то время поверить в Бога? Вряд ли. С одной стороны, все люди находились в эйфории от поклонения светлому будущему, а с другой стороны, власть постоянно утверждала, что религия — это опиум. Стоимость всех тех цен­ностей, которые советская власть получила, раз­грабив монастыри, по некоторым оценкам превы­шала бюджет страны в сто раз. Стремясь дискре­дитировать православные организации, советская власть заодно, не видя разницы, истребляла и ре­лигию.

Похоже, Маяковский и Есенин действительно были обречены. А ведь им всего-навсего надо было удалиться от славы и известности, поверить в Бога, начать спасать свою душу. Судьба распо­рядилась иначе.

Интересно, а почему Пушкин не смог ступить на этот путь? Почему он бежал по замкнутому кругу и никак не мог остановиться? Вероятно, также потому, что церковь была подавлена и под­чинена государству. Церковью управлял Синод, во главе которого стоял отставной полковник. Во­енный человек — это воля, сознание, жесткость. Получается, что сознание командовало религией. В таких условиях церковь никак не могла быть га­рантом нравственности. Поэтому российское об­щество, и в первую очередь — его верхушка, жило страстями, всячески подражая в этом Фран­ции. Всевозможные наслаждения, вкусная еда, сексуальные похождения, выпивка и карты — это было нормальное времяпрепровождение для выс­ших слоев общества. Простой народ в основном только пил и поэтому разлагался не так быстро, как знать.

Нравы общества середины XIX века точно опи­сал Лев Толстой: «Я всею душой желал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, а я был один, совершенно один, когда искал хоро­шего. Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встре­чал презрение и насмешки; а как только я пре­давался гадким страстям, меня хвалили и поощ­ряли».

Нужно признать простую вещь — высшее об­щество России того времени было совершенно без­нравственным. Поголовное воровство, описанное в бессмертной пьесе Гоголя «Ревизор», было впол­не закономерным. Сейчас принято говорить, что русский народ вороват и любит выпить. На самом деле слабой власти было выгодно, чтобы народ больше пил. Легче было управлять. А поголовное воровство чиновников было результатом общей безнравственной обстановки в России, существо­вавшей уже многие десятилетия.

Сколько ни пытался Петр I бороться с воров­ством, рубя головы, сажая на кол, — у него ниче­го не получилось. Он не понимал, что без соблю­дения нравственных законов уголовный и админи­стративные законы работать не могут. Никакое наказание не остановит человека безнравственно­го, если он увидит большую выгоду от воровства и возможность увильнуть от наказания. А ведь Петр сам, своими же руками истреблял эту нравствен­ность, подавляя церковь и превращая ее в прида­ток государства.

В бою побеждает не сильный телом, а сильный духом. В Ветхом Завете описываются события трехтысячелетней давности и вполне убедительно показывается, что воины, сильные духом, могут победить любого противника. Укрепление духа — это не только физические тренировки, это запрет на воровство, мародерство, это жестокое наказа­ние за предательство, это воспитание жертвенно­сти и взаимопомощи. Сильный дух — это резуль­тат развитой нравственности.

Нравственность — это та почва, где комфорт­но существует и развивается любовь. Для сущест­вования любви необходимы две противоположно­сти. Жизнеспособно то государство, в котором тактическое и стратегическое направления борют­ся и взаимодействуют друг с другом. Правосла­вие должно было представлять оппозицию свет­ской власти, быть нравственным гарантом запове­дей, веры и любви. Вера и нравственность — это линии стратегического выживания. Если в племе­ни умирает шаман, вождь начинает принимать поспешные и недальновидные решения. Это мо­жет привести к истреблению, гибели племени. Если в обществе слабеют религия и духовные устремления людей, через некоторое время начи­нает слабеть власть и то, что называется элитой общества.

С.Н. Лазарев «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 4

Подробнее о книге

    Комментариев пока нет, будь первым!

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Последние комментарии на сайте
Топ-3 лучших комментариев за неделю
Очень полезный фильм. Даже если такого не было в реальности, то теперь наверняка будет. Здесь есть воспитательный, вдохновляющий и побуждающий момент, создающий резонанс с совестью, с искренними, глубинными побуждениями души и сердца. Тут затронуты темы жертвенности, единства даже с незнакомыми людьми (общинности, семьи в размере микрорайона или города, страны), честности в противовес лжи во «благо», искренности, взаимопомощи и понимания других, со-чувствования и сострадания, образцов выборов ре...
Мировые
"5 косарей" - короткометражный фильм
Принимается, конечно😊! Замечательно, что вы решили этим заняться! И сын, может. заинтересуется. Прекрасно!
Письма читателей
Я строю модель — копию настоящего грузовика
Классное письмо, и подписываюсь под многим! Очень узнаваемо, например про «холодность» в отношениях, это когда сам сидишь и ждёшь что печку кто то должен топить вместо тебя. Разделяю восторг по тому, ...
Письма читателей
Оборачиваясь назад, могу сказать, что рада жить в одну ...
Читайте также
Лекарство от тоски. Правила выживания Мировые Лекарство от тоски. Правила выживания
Именно там, где мы не можем изменить ситуацию, мы призваны измениться сами.
01 июня 2023
Думать о Божественном и забывать о человеческом Мировые Думать о Божественном и забывать о человеческом
Я заметил, что есть истины, которые понять невозможно, их можно только почувствовать. И чтобы ощутить их, нужно отключить сознание
01 июня 2023
Основные ошибки в работе над собой и их преодоление Мировые Основные ошибки в работе над собой и их преодоление
Почему жизненно важно сохранить любовь и устремление к Богу не только в страдании, но и в радостях, и как это правильно сделать?
31 мая 2023
Другие материалы
Все видео
Поддержать автора
Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
Узнать больше
Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
0