Наше Божественное «я» имеет невероятные возможности. Когда наше несовершенное человеческое «я» начинает наивно и непродуманно эти возможности реализовывать, тогда это человеческое «я» болеет и умирает. Это есть школа познания Божественного. Человек учится жить в двух логиках, — как говорил Христос, «кесарево кесарю, а Божие Богу». Для того чтобы ощущать в себе одновременно и человеческое, и Божественное «я», нужно иметь много любви в душе.
В иудаизме свобода неразрывно была связана со строжайшей дисциплиной, с выполнением заповедей. Еще большая свобода в христианстве подразумевала еще большую дисциплину, — не только внешнюю, но и внутреннюю. Отныне запрет налагался не только на внешние действия — такие, как ложь, воровство, грабеж, убийство, — недопустимым стало осуждение другого, мысли о прелюбодеянии, даже обиды на близких стали запретными.
Христос говорил о том, каким должен быть человек будущего, человек истинно свободный. Такой человек должен жить чувствами, а не сознанием, причем чувствами высшими, ведущими к любви. Такой человек должен быть искренним и добродушным. Он должен усмирять свои инстинкты, ущемляющие любовь. Главной его целью должно быть увеличение любви в душе. Поиски правды, истины должны стать главным мотивом его жизни. А истина есть Бог и любовь.
Итак, евреи не смогли принять Иисуса Христа, внешнюю свободу предпочтя внутренней. Поэтому свою свободу они, в конце концов, потеряли. Последователи Христа сами толком не понимали, к чему Он призывал. Любви у них не было, диалектики не было. Возвращаться к иудаизму не хотелось, поэтому человека опять объявили рабом Божьим.
Коммерсанты от религии стали настойчиво убеждать верующих: «Бог не является вашим Отцом, забудьте об этом. Он ваш господин, а вы его рабы. Бога вы должны бояться, а любить вы должны священника и полностью ему подчиняться, он ваш истинный господин. Все его наставления вы должны беспрекословно выполнять. Именно священник, которого вы зовете “отец”, будет прощать ваши грехи. Он владелец абсолютной истины, поскольку является представителем непогрешимой Церкви. Братом вашим может быть монах, а священник — это ваш отец. А более высокий чин — это уже Владыка, то есть не только отец, но и господин. А если чин еще выше, то это уже Патриарх, — он и отец, и господин, и Святейший, то есть непогрешимый».
Наше сознание, конечно, делает поправки на реальность, но подсознание по-своему, причем вполне определенным образом, реагирует на происходящее: идея рабства входит в нашу душу. В старые мехи налили старое вино. В обществе, которое исповедовало иудаизм, рабство стало исчезать еще до Христа, а в пост- христианском мире оно прекрасно существовало не одну тысячу лет.
Россия, внешне покончившая с рабством 150 лет назад, внутренне до сих пор все еще пребывает в этом состоянии. Потрясающий факт, свидетельствующий об этом: недавно в России состоялись выборы в Госдуму, а накануне на популярную телевизионную передачу пришли представители оппозиционных партий. Эти люди по статусу должны были критиковать нынешнюю власть, предлагать свои варианты решения проблем. И вдруг произошло следующее. Еще до включения телекамер они обратились к ведущему с вопросом: «Скажите, а что можно говорить, а что — нельзя?» Раб управляется страхом, и это рабское состояние, как выяснилось, до сих пор является естественным для российской элиты. Для лидеров, которые должны быть смелыми, энергичными и свободными. Если вожак трусливо озирается и боится сделать любое неверное движение, что же говорить о стаде, которое он ведет?
Поскольку современный мир, утрачивая веру, возвращается к язычеству, к поклонению инстинктам, то меняется и схема управления. Башни-близнецы были взорваны в Америке с одной целью — испугать свой народ, вселить в него страх. Страх парализует волю и делает человека зависимым. Краеугольным камнем американского законодательства был принцип неприкосновенности жилища и территории, его окружающей. Ни отдельный гражданин, ни представитель государства не могли его нарушить. Владелец жилища имел право на самозащиту. Сейчас этот принцип аннулирован, государство вправе посягать на честь и достоинство граждан. Легенда о международном терроризме создавалась и поддерживалась взрывами, для того чтобы обеспечить возможность вторжения в другие страны с целью лишения их суверенитета, захвата ресурсов и предприятий.
Бесполезно внешне бороться с наступающим фашизмом, с новой рабовладельческой эпохой. Бесполезно внешне бороться с атмосферой страха и ненависти, которая всегда сопутствует жадности, зависти и похотливости. Побороть этот недуг можно только одним способом — приводя в порядок мировоззрение, обращаясь к любви и к Богу. Но не через священника, объявившего веру своей собственностью, а через понимание смысла того, к чему призывал и чему учил Иисус Христос. Если «святой отец» не понимает, какова суть христианства, чему он может научить прихожанина, которого считает бедной заблудшей овцой?
В России, после того как рухнул Советский Союз, атмосферу нового рабовладельчества создали достаточно просто. Воровская власть, живущая своими инстинктами, отдала страну на откуп бандитам и преступникам. Людей убивали на улицах, а милиционеры стыдливо отворачивались. Атмосфера страха пропитала Россию. Ради того, чтобы улучшить положение в стране, народ готов был потерять свои права или перестать за них бороться. Именно поэтому бывшие коммунисты, имея опыт управления посредством страха, быстро стали олигархами.
Рабовладельческая схема управления страной практически не изменилась. Народ должен быть пассивным, народ должен быть полностью беззащитен перед властью, народ не имеет права голоса. Власть не может контролироваться, власть не может наказываться, власть не должна отчитываться о своих действиях и планах.
На последнем семинаре одна читательница в своей записке сделала мне комплимент. Она написала, что из моих лекций очень много интересного узнала о политике, экономике, религии, искусстве. Я ответил, что хорошо разбираюсь только в психологии, но именно она лежит в основе и политики, и экономики, и истории, и культуры.
Раньше рабство было явным, видимым. Непослушного раба забивали палками или плетями до смерти. Беглому рабу на лоб и правую руку ставили клеймо, выжигая его на коже раскаленным металлом. Сейчас, при внешнем гуманизме, рабство стало тоньше и незаметнее. Современная рабовладельческая эпоха началась, вероятно, в 1913 году, когда была создана независимая финансовая империя в виде Федеральной резервной системы США.
Если казна принадлежит государству или его главе — монарху, то подразумевается, что деньги, в основном, расходуются на защиту, укрепление и развитие государства. И это естественно, ведь ослабление государства приведет к гибели царя или порабощению страны. В лучшем случае, к потере трона. Поэтому монарх, заботясь о себе, вынужден был укреплять и усиливать государство.
Когда печатный станок отошел к частнику, главная внешняя сила, то есть деньги, стала работать не на интересы граждан, а на интересы кланов. Какой бы умной, энергичной ни была раковая опухоль, организму она приносит вред, поскольку работает только на себя.
Очередной шаг к эпохе рабовладельчества был сделан Бреттон-Вудским соглашением. Оно было заключено после Второй мировой войны, развязанной банкирами для своего обогащения. Да и Первая мировая война, как теперь выяснилось, имела чисто коммерческие цели. Частный капитал, утративший веру и нравственность, является главным могильщиком нынешней цивилизации. Люди поняли это уже несколько сотен лет тому назад. Карл Маркс писал о том, что ради 300% прибыли капитал готов пойти на любое преступление.
Мышление раба лишено диалектики, поэтому одной крайности люди предпочли другую. Частная собственность, объявленная несостоятельной, была заменена собственностью коллективной, которая оказалась ничуть не менее безнравственной. Если капитализм истреблял другие народы, то коммунисты истребляли собственный народ. Оказалось, что государственная собственность крайне неэффективна, люди воруют и не хотят работать.
Политики и экономисты нынешней России заблудились в двух соснах. Во многих телепередачах бьются насмерть представители двух разных лагерей. Одни утверждают, что государственная собственность ведет страну к обнищанию. Другие говорят, что частник в России эффективно работает только за счет того, что обворовывает и разрушает государство. При этом никто не замечает, что на Западе частник, находящийся под нравственным контролем общественности, с детства приученный не завидовать, не воровать, не грабить, эффективно работает не только на себя, но и на государство.
А в Китае государственная собственность при жестком соблюдении нравственных принципов позволила экономике страны стать самой сильной в мире. За воровство в Китае расстреливают. За вождение автомобиля в нетрезвом состоянии можно получить смертный приговор. Китайцы столетиями приучались к тому, что завидовать и воровать нехорошо, а лучше все зарабатывать своим трудом. Пока еще дисциплина и нравственность сохраняются и на Западе, и в Китае. Нравственность, правда, — больше внешняя, бытовая, культ потребления скоро разрушит ее. Но пока она еще держится.
А в России на настоящий момент — ни нравственности, ни дисциплины, ни веры. Вся вера сводится к тому, что Бог защитит и спасет. Можно быть лентяем, хамом, вором, — не страшно, это не имеет значения, все равно Бог защитит и спасет. Ведь Он же добрый, Он спасет наши деньги, наше здоровье, наше благополучие и нашу страну. А любовь, душа и нравственность — совсем не обязательны. Бог все равно спасет и защитит, если помолиться. Ведь этому тысячи лет учили народ священники. Главное — это гуманизм и любовь к ближнему. А о том, что мягкость по отношению к преступникам — это жестокость по отношению к их жертвам, никто не думает.
Раб не думает, раб не связывает настоящее с будущим. Его мышление не диалектично. Такое мышление не позволяет увидеть, что все явления связаны между собой. Понять, что корыстное отношение к Богу неизбежно превращается в культ потребления, а потом приводит к разложению души и тела.
Для того чтобы понять, что такое дерево, нужно увидеть его сначала в виде зерна, затем — в виде ростка, далее — в виде ствола с пышной кроной, а потом рассмотреть плоды с зернами. Когда весь этот цикл замкнется, мы поймем, что такое дерево, не только по форме, но и по содержанию. Содержанием любого объекта является его функция, его развитие во времени.
Почему в нынешней России нет нравственности? Потому что никто не хочет и не может связать очевидные факты. Безнравственность приводит к болезням и несчастьям. Ворует ли священник, ворует ли обычный гражданин — последствия для обоих будут одинаковы. Рабство — это когда имеющий власть обворовывает того, кто власти не имеет. Имеющий власть может ограбить человека, убить его — и не понесет за это наказания.
Почему в России всегда воровали и почему священники и чиновники относились к этому снисходительно? Потому что суть крепостного строя — это обворовывание бесправного человека. Когда у человека можно отобрать ребенка и продать его, — это даже не грабеж, это хуже убийства. Неудивительно, что в крепостной России воровали все. И при этом говорили о братской любви друг к другу. Но если почитать Ветхий Завет, мы узнаем, что Бог жестко наказывает людей за лжесвидетельство, так что страдания России были вполне обоснованны.
Священники, прощая людям грехи, разрывали связь между причиной и следствием. Можно грабить, воровать, быть безнравственным. Ведь потом можно, помолившись и пожертвовав на храм, избавиться от последствий. Планируя что-то, мечтая о чем-то, зачем думать о возможных неприятностях и ошибках? Зачем требовать дисциплины и порядка? Нужно просто помолиться за успех своих планов — и все уладится само собой. И вообще, — «по щучьему велению, по моему хотению», а дальше загадывай, что хочешь.
Соблюдение заповедей становится ненужным. Человек оказывается в двух крайних состояниях. Сначала он раб, который не имеет права на собственную волю. Каждую секунду он должен бояться нарушить правила. Он должен постоянно держать в мыслях список всевозможных грехов, — не дай Бог, он что-нибудь нарушит. Главное — это подавить свои желания, не проявлять никакой инициативы и беспрекословно выполнять волю господина. А таковым является священник, чиновник или помещик. В приложении к нынешней России это священник, чиновник или олигарх-работодатель.
Одна крайность переходит в другую. Господин может делать все, что хочет. Ведь Божественной воли нет вокруг, в основном-то на Земле промышляет дьявол. Любые нарушения и преступления можно замолить или снять, заплатив служителю культа. И вообще, человек — хозяин природы. А чиновник — это хозяин своего нищего народа и может делать с ним все, что хочет.
Рабовладельческому обществу присущи полная зависимость раба и полная свобода господина. При этом душа раба повреждается зависимостью, а душа господина повреждается вседозволенностью. Поэтому страданиям, болезням и несчастьям должны быть подвержены и тот, и другой.
Тот, кто хочет быть абсолютным господином, никогда не избавится от рабской психологии у себя в душе. Есть законы, по которым развивается душа, и обойти их невозможно. Лишенный любви и веры человек не может быть свободным.
Проблема современного мира в том, что человек, пытающийся найти путь к Богу, натыкается на представителей религии, которые намертво перекрывают ему путь познания Творца. Если человека убедили, что он «раб Божий», в его подсознании дорога к любви закрывается наглухо. Если же дорога к Богу закрыта, тогда остается один путь — к инстинктам. И тогда в храмах начинают покупать и продавать, а вне храмов — грабить и убивать. Что делать, продвижение к Богу — это не только путь озарения, но и длинная дорога заблуждений и ошибок. Этот опыт тоже нужен. Главное, вовремя пройти по этой дороге, иначе спасение может подоспеть в виде смерти.
Французская революция, а затем и Октябрьская в России пытались сделать людей свободными. Внешняя свобода на Западе привела к внутреннему рабству, цивилизация развивалась за счет угасания культуры. В России внешнее рабство, наряду с попытками духовенства поддержать это рабство внутри, привело к многочисленным катастрофам. Но, отказываясь от религии, теряя внешнюю свободу, русский человек, несмотря на депрессию и саморазрушение, искал дорогу к Богу. Один еврейский мудрец сказал: «Вера очищается атеизмом».
Оказывается, даже внешнее и внутреннее рабство не убивают душу, если человек устремляется к Богу лично. Поэтому, скорее всего, именно Россия более других стран готова искренне верить в Бога. У России больше шансов понять, в чем смысл учения Иисуса Христа, и таким образом спасти не только себя, но и все человечество.
У меня есть ощущение, что так оно и будет.
С.Н.Лазарев «Опыт выживания», часть 4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии