Монах и бес. Притча

Зашел странствующий монах в церковь помолиться.
Глядит – а вместо священника проповедует бес, одетый в одежды священника.
Встал монах в сторонку и стал внимательно следить за речью беса, чтобы поймать его на слове, где он скажет неправду.
Но бес все говорил точно, как в Священной Книге, ничего не изменяя.
И так было до конца проповеди.
Проповедь кончилась. Люди разошлись.
Тогда монах подошел к бесу и сказал:
– Я узнал тебя: ты – бес!
– Точно так, – отвечал тот.
– Я хотел поймать тебя на слове, но ты все говорил правильно! – сказал монах.
– Я старался, – ответил польщенный бес.
– Так в чем же твой секрет? – спросил изумленный монах.
– Я говорил без любви в сердце, и знаю, что эти люди по моим словам поступать не будут.
А этого для меня уже достаточно, – объяснил нечистый.
Из древнего патерика
*****
За одним монахом бес ходил тридцать лет, стараясь соблазнить его и все не удавалось.
Наконец через тридцать лет он соблазнил его блудом и монах пал.
Впасть в этот грех монаху — все равно что уничтожить все свои предшествовавшие труды.
Бес пришел к падшему и сказал ему, что он теперь отпал от Бога и стал рабом греха и диавола.
— Ты теперь мой, — говорил бес.
— Никогда, я — раб Божий.
— Да как же ты можешь быть Божиим, когда впал в мерзейший грех? Ты ужаснейший грешник.
— Ну что ж, что грешник? Я — Божий, а тебя знать не хочу.
— Да ведь ты пал?
— А тебе-то какое до этого дело?
— Куда же ты теперь пойдешь?
— В монастырь.
— Разве место тебе в монастыре после такого ужасного дела? Твое место теперь в миру. Да к кому же ты идешь?
— К духовнику на исповедь.
Бес всячески хулил духовника, останавливал монаха, но тот стоял на своем.
Что же сказал духовник?
Грех он его отпустил.
— Все свои прежние труды, брат, уничтожил ты своим падением. Встань и начни сначала.
А в ночь, игумену того монастыря, мужу высокой жизни, явился Господь.
Он держал за руку монаха.
— Узнаешь ли ты, кто это? — спросил Господь игумена.
— Узнаю, Господи, это монах из моего стада, да еще падший.
— Знай же и то, что этот монах, не поддавшись наветам бесовским, склонявшим его к унынию и отчаянию, в самом падении своем посрамил беса, и Я оправдал его.
Такое значение имеет твердость и мужественная готовность, потерпев поражение в борьбе, начать ее снова, не впадая в уныние и отчаяние.
Преподобный Варсонофий Оптинский
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться