Сегодня мы хотим рассказать Вас о золотопромышленнике по имени Иннокентий Сибиряков, об одном из самых богатых людей дореволюционной России. Свой огромный капитал он раздал нуждающимся.
Имя иркутского миллионера-золотопромышленника Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860–1901) в конце XIX – начале XX века гремело, без преувеличения, по всей России.
С юных лет он материально поддерживал культуру, науку, образование ради процветания Отечества.
Устремленный к достижению нравственного идеала через деятельную любовь к ближнему, Иннокентий Сибиряков по ходу своего духовного роста принял решение, ошеломившее его современников.
В возрасте тридцати пяти лет, проживая в Санкт-Петербурге, он раздал всё своё многомиллионное состояние, принял монашеский постриг, уехал на Афон, где и завершился земной путь этого удивительного русского предпринимателя.
В советское время о Сибирякове предпочитали помалкивать, ведь он был «неправильным» капиталистом. Раздал 10 млн руб. людям — в переводе с царских золотых рублей на нынешние получается как минимум 10 миллиардов! Имея возможность жить в роскошном особняке, снимал небольшую квартиру. Не заводил экипаж, пользуясь извозчиком.
Ежедневно в его приёмной толпились несколько сот просителей: нищие, погорельцы, вдовы, бесприданницы, бедные студенты... Он никому не отказывал. Как-то его упрекнули:
«К вам приходит разорившийся помещик и просит денег на обед в ресторане. И вы даёте, хотя сами живёте скромно!»
Эта история, как и другие, связанные с именем Сибирякова, зафиксирована в полицейских протоколах того времени. Дело в том, что богатые круги Петербурга приняли Сибирякова в штыки: мало кто собирался следовать его примеру, раздавать пригоршнями деньги бедным, но и выглядеть скупердяями тоже не хотели.
Выход нашёлся:
Миллионера объявили сумасшедшим.
Партию гонителей Сибирякова возглавил градоначальник Петербурга по фамилии фон Валь. В 1894 году, на время судебного разбирательства, Иннокентия Михайловича поместили под домашний арест, а его имущество опечатали.
Историк Татьяна Шорохова, написавшая книгу о Сибирякове, пишет:
«Если бы Сибиряков, которому исполнилось 33 года, преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, строил себе дворцы или дебоширил в ресторанах, общество восприняло бы это с пониманием.
Но Сибиряков проводил в жизнь евангельское правило: «просящему — дай»! И этого, увы, многие не поняли».
«В 15 лет Иннокентий получил в наследство 800 тыс. руб., стал владельцем долей в золотопромышленной и пароходных компаниях. Однако спустя 18 лет, когда Сибирякова вознамерились объявить сумасшедшим, его арестованное состояние оценивалось уже в 10 млн рублей.», — продолжает Шорохова.
Это умножение капитала выглядит удивительным с учётом того, что за эти же годы миллионы рублей Сибиряков отдал на благотворительность.
На его примере сбылся духовный закон: да не оскудеет рука дающего.
«Но счастлив ли я?». Этот вопрос однажды поставил Иннокентий Сибиряков, в первую очередь, перед собой. Но не этот ли вопрос стоит почти перед каждым нашим современником на определённом этапе жизни, когда зрелость и опыт приводят человека к переоценке ценностей?
«Как человек пуст в своей жизни, – говорил Иннокентий Михайлович своим близким, – как ничтожны все его потребности, обусловленные одной наживой. Как жадно всё человечество в своём стремлении к богатству…
Но что оно нам приносит?.. Одно грустное разочарование. Вот я – миллионер, моё "счастье" должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я?
Нет. Всё моё богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах… А между тем всё человечество стремится именно к достижению богатства…
При помощи своих денег я видел мир Божий… – но что из всего этого прибавило к моему собственному счастью жизни? Ровно ничего. Та же пустота в сердце, то же сознание неудовлетворённости, то же томление духа».
На своих приисках он открыл бесплатные столовые и библиотеки. Почти полмиллиона рублей отдал в созданный им фонд для пенсий и пособий тысяч рабочих, трудившихся на золотодобыче.
К слову, нынешняя «золотая столица» России, где до сих пор добывают большую часть российского золота, город Бодайбо в Иркутской области,— основана отцом нашего героя купцом Михаилом Сибиряковым. Это и его поисковая партия обнаружила в притоках реки Лены знаменитые залежи золота.
Родился Иннокентий Михайлович Сибиряков 30 октября 1860 года в Иркутске в купеческой семье.
Его отец, Михаил Александрович Сибиряков, потомственный почётный гражданин, был одним из первооткрывателей золотых россыпей в бассейне реки Лены и основателем важного центра золотодобычи – города Бодайбо, сохранившего своё значение до нашего времени.
Мать, Варвара Константиновна, происходила из влиятельного купеческого рода Трапезниковых. И Сибиряковы, и Трапезниковы передавали из поколения в поколение традиции христианской благотворительности, щедро жертвуя на храмы и монастыри, на нужды страждущих и неимущих.
Памятники благотворительности семьи Сибиряковых до сих пор встречаются не только в Сибири, но и по всей России и за её пределами.
Социально-психологическая среда иркутского купечества, благотворительные традиции семьи Сибиряковых повлияли на формирование характера Иннокентия Михайловича, для которого главным делом жизни стал поиск духовного совершенства, а деятельное милосердие явилось важнейшим инструментом в достижении поставленной цели – взойти к нравственному идеалу.
В своих духовных исканиях Иннокентий Михайлович Сибиряков прошёл сложный путь от прогрессивного деятеля радикального направления до смиренного схимника-святогорца. Тем ценнее его духовный опыт для нашего времени.
Иннокентий Сибиряков превзошёл многих своих современников не только количеством пожертвованных средств, но и отношением к богатству. «Жизнь наша красна бывает лишь тогда, – говорил Иннокентий Михайлович, – когда всё нам улыбается вокруг… Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится как-то не по себе…»
В 15 лет, оставшись после смерти родителей сиротой, он переехал в Петербург, где окончил известную на всю столицу частную гимназию Бычкова. Потом была учёба в университете.
В это время он помогает учёным, спонсирует экспедиции, открывает бесплатные библиотеки и музеи. Огромные средства Сибиряков пожертвовал знаменитому физиологу и педагогу Лесгафту, благодаря чему была основана современная Академия физической культуры им. Лесгафта.
В 26 лет у Сибирякова было 70 личных стипендиатов, которых он обучал в России и за рубежом, а потом помогал встать на ноги.
На деньги миллионера и его сестры Анны, функционировали Бестужевские курсы. С его участием основывается в Петербурге и первый женский медицинский институт.
В то время Сибиряков делал ставку на науку и просвещение, полагая, что это и есть способ изменить мир к лучшему.
Внутренний духовный перелом происходит у золотопромышленника после длительного путешествия по Европе. Домой он вернулся разочарованным, сетовал, что в Европе царят дух наживы и поклонение золотому тельцу.
Тогда же он утверждается в мысли: чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя. Настольной книгой миллионера становится Евангелие.
Он обращается к православию, ездит по монастырям. Совершает, по мнению окружающих, чудачества.
Например, дарит лакею 25 тыс. рублей, проходя мимо монахини, собирающей жертву на монастырь, кладёт на сборную кружку серебряный рубль, а увидев её радость, выспрашивает адрес, где она остановилась, и на следующий день приносит ей все свои свободные наличные деньги - 147 тыс. рублей.
Сибиряков часто вспоминал евангельского богача, которому сказал Господь Иисус Христос:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21).
Этот призыв он относил всецело к себе, в его душе уже зрело желание уйти в монастырь. Он говорил: «Часто спрашиваю себя: как в моих руках скопились средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Мои миллионы — результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым».
Унизительный судебный процесс, где его дважды освидетельствовали, Сибиряков воспринял как духовное испытание.
Лишь однажды воскликнул: «Я раздаю свои, а не чужие деньги!» К счастью, его оправдали, тем самым оправдалось и его имя - Иннокентий, что в переводе значит «безвинный».
«За два следующих года Сибиряков раздаёт 10 млн руб., а также многочисленную недвижимость — дачи и поместья уходят детским приютам и православным общинам», — рассказывает Т. Шорохова.
— Я не ставила целью найти в архивах все финансовые документы, подтверждающие помощь Сибирякова организациям и людям, но тем не менее насчитала около 5 млн руб.
После пострига, надев монашеский подрясник, 36-летний экс-миллионер воскликнул:
«Как хорошо в этой одежде… Слава Богу! Как я рад, что в неё оделся!» Он принял мантию с именем Иоанн, через год был пострижен в великую схиму (высший ангельский чин у монахов) с возвращением ему прежнего имени Иннокентий (в честь своего небесного покровителя Иннокентия Иркутского).
Монашеский путь привёл Сибирякова на святую гору Афон в Греции, в русский Свято-Андреевский скит, где он прожил в аскезе и молитвенных трудах 4 года.
В 41 год схимонах Иннокентий слёг с чахоткой. Когда за три дня до кончины в его келью вошёл настоятель, схимонах, лёжа на одре, сказал:
«Батюшка, простите, не могу я вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме грехов».
Отпевали схимонаха Иннокентия 60 священников. Открыв через три года честные мощи отца Иннокентия, насельники увидели, что кость его главы приобрела янтарно-жёлтый цвет, что по афонскому многовековому опыту указывает на святость.
Глава схимонаха Иннокентия сегодня находится на почётном месте в костнице Свято-Андреевского скита.
Иннокентий Сибиряков прошёл великое искушение — богатством.
Незаслуженно забытый почти на сто лет, он возвращается в историческую память России, являя пример совестливого русского человека, который не смог веселиться на пире жизни, когда вокруг него бедствовали сотни тысяч людей.
На вопрос, как победить в этом мире зло, он дал себе ответ: «Зло нужно победить прежде всего в самом себе». Этим путём и пошёл.
фрагменты из книги Татьяны Шороховой
«Но счастлив ли я? Миллионер Иннокентий Сибиряков»
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться