Наш драгоценный мозг нужно не только растить, поливать, удобрять и подкармливать, но еще и защищать от разных паразитов. Вот как вы в своем саду боретесь с гусеницами и тлей, как оберегаете картошку от колорадских жуков, точно также нужно оберегать наш мозг от разных грызущих и сосущих.
Схема защиты здесь такая же, как в саду-огороде. Для успешной борьбы нужно сначала идентифицировать вредителя.
Итак: Кто все эти люди, которые приходят к нам на страницы только лишь для того, чтобы оскорбить, причинить боль, насладиться собственной безнаказанностью?
Сетевые тролли и хейтеры, по сути, две разновидности людей, преисполненных ненавистью. Чаще немотивированной.
По статистике каждый четвертый обычный интернет-пользователь хотя бы раз подвергался атаке троллей или хейтеров. Среди известных блогеров, звезд ютуба, музыкантов, журналистов, общественных деятелей, имеющих личные аккаунты в соцсетях — каждый первый.
Тролль — это молодая генерация, возникшая благодаря социальным сетям. Тролль живет в интернете под вымышленным именем и никогда не показывает свое настоящее лицо. Занимается тем, что приходит на вашу страницу или в вашу группу и оставляет там злобные комментарии, оскорбления. Это, безусловно, акт агрессии, но вы никогда не узнаете, от кого именно вам прилетело. Тролль — анонимный насильник.
В реальной жизни тролль может быть совсем другим. Более того, он может быть вашим добрым другом, коллегой или даже родственником.
Такой тип людей называют frenemy — псевдодруг или друговраг.
Друговраги хорошо знают вас и ваши больные места, поэтому комментарии от таких троллей ранят особенно сильно.
В реальной жизни такой человек будет вести себя с вами в рамках приличий. Но скрывшись за ширмой анонимности, будет вывалить на вашей странице все, что у него в душе накипело, безнаказанно мстить вам за все свои обиды.
Американский психолог Джон Сулер называет это «эффектом растормаживания в сети».
Интернет в целом способствует потери идентичности и создает ощущение невидимости. Но когда пользователь полностью скрыт за безликой аватаркой, когда живет под вымышленным именем, сфальсифицировав себе биографию и род занятий, он не просто теряет идентичность, он избавляется от морально-нравственных устоев, полностью освобождается от необходимости соблюдать этикет и придерживаться каких-то общепринятых правил.
Этот феномен называется «деиндивидуализация» и сопровождается атрофией эмпатии.
Однажды автор проекта «Дети 404» (защита ЛГБТ-подростков) Лена Климова, устав бороться с сетевыми троллями-анонимами, начала выкладывать в Сеть реальные фотографии авторов злобных комментариев. Диссонанс между этими снимками самых обычных офисных работников, улыбчивых студентов, молодых мам с детьми в колясках и их репликами, пропитанными ненавистью к «другим детям», был чудовищным. Но эффект контрнаступления проявился тут же: интернет-тролли, вытащенные из-за ширмы анонимности и выставленные на всеобщее обозрение, начали исчезать также быстро, как сказочные тролли из скандинавских мифов на дневном свету.
Сетевыми троллями становятся либо озлобленные неудачники, либо люди с психологическими расстройствами и психиатрическими диагнозами.
Неудачники вымещают свою обиду и злость на более успешных людях. Если к вам в комментарии пришел такой тролль, значит ваша жизнь и ваша судьба — предмет его зависти. Он хочет быть таким, как вы, но не может, в силу разных обстоятельств. Унижая вас, тролль поднимает свою самооценку. Мысль о том, что можно добиться успеха другим способом, например, собственными силами, ему в голову не приходит.
Психологи называют такой тип троллей «сбитыми летчиками».
Очень часто сетевыми троллями становятся психически больные люди, потому что интернет предоставляет им возможность безнаказанно вымещать свой гнев и свою агрессию на других, без опасения получить сдачу. И можно не сдерживаться, не выбирать выражения, дать себе полную свободу.
По данным специалистов Северо-Западного университета в США сетевые тролли получают удовольствие, схожее с ощущениями при алкогольном опьянении. Когда внутренние запреты сняты, проявляются истинные мотивы поведения человека, он становится самим собой, настоящим.
Хейтер — еще один обитатель интернета: социальных сетей, форумов, блогов. Но в отличие от тролля, хейтер не скрывает свое имя. Наоборот, алчет известности.
Хейтер — от английского hate, что переводится как ненависть.
По сути своей хейтер — антифанат, объектом его ненависти и его агрессивной атаки всегда является очень популярный человек: писатель, художник, актер, политический или общественный деятель. Цель хейтера засветиться рядом с известным именем, поднять хайп на пустом месте и вместе с хайпом подняться самому. Чем оскорбительней по форме и содержанию будет его комментарий, тем больше поклонников звезды его заметят и кинутся защищать своего кумира.
К вам в комментарии пришел хейтер? Поздравляем, вы — звезда!
Хейтеры не особо заботятся о мотивации своей позиции и своих высказываний, не стараются, чтобы их оскорбительные замечания выглядели хотя бы правдоподобными. Их не интересует торжество справедливости, они не добиваются правды.
Стиль хейтеров — все отрицать (даже очевидные вещи) и обвинять во вранье.
Мем «вывсёврети» — девиз хейтерства.
Хейтер не ведет дискуссии, его невозможно переубедить. Он ненавидит, потому что ненавидит, без всяких причин. Главное для него — извержение потока ненависти и привлечение к себе внимания.
Стиль общения хейтеров: найти скрытый смысл и корыстный замысел во всех поступках и высказываниях объекта нападения, опровергнуть любую мысль, даже если это аксиома, ловить человека на ошибках, оговорках и опечатках, уверенно заявлять, что белое — это черное и стоять на своем.
В чем смысл такого упорства? Неужели кто-то всерьез поверит хейтеру и согласится, что белое — это черное? Конечно! И доказательство тому многочисленные социально-психологические эксперименты, подтверждающие феномен конформности.
(Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Из Википедии)
Психологи считают, что комментарии хейтеров — это негативная проекция на объект ненависти собственного поведения, собственных желаний и поступков.
Мы все время от времени испытываем негативные эмоции, иногда, бывает, выплескиваем их на объект нашего раздражения, но чаще сдерживаемся. Хейтеры не видят, не могут найти или даже не пытаются искать истинную причину своего раздражения. Им не нужен реальный обидчик, им достаточно суррогата. Хейтер сам назначает кого-то виновником всех своих бед.
Хейтерство не просто безобидная забава исходящих ненавистью людей. Последствия сетевой травли могут быть самыми плачевными.
В психологии есть такое понятие «темная триада» — это три черты характера, которые связаны с бессердечно-манипулятивным межличностным стилем: нарциссизм, психопатия и макиавеллизм. Психологи считают, что склонность к хейтерству напрямую связана с темной триадой. И его вместе с сетевым троллингом можно приравнивать к бытовому садизму.
Как бороться с троллями и хейтерами?
Самый простой способ — игнорировать их комментарии и дизлайки.
Если вы будете отвечать агрессией на агрессию, вы еще больше распалите тролля и рискуете привлечь к себе целую стаю. Они слетаются на вашу эмоциональную реакцию, как на корм.
«Не кормить тролля!» — самая правильная тактика.
Тролля и хейтера нельзя победить в честном бою. Но можно быстро убить: удалить комментарии и забанить.
Если вы вступите в дискуссию, будете приводит аргументы в свою защиту, оправдываться, блистать красноречием, оттачивать остроумие — вы дадите троллям и хейтерам новые ниточки, за которые можно дергать. То есть, опять же, подсыплете корм в миску.
Чем дольше длится диалог с троллем, тем больше у вас шансов заполучить бессонницу, невроз или что-то, того хуже. Оно вам надо?
Берегите свой мозг!
P. S. Критики, граммар-наци и люди, выгуливающие в ваших комментариях свои «белые польтЫ» не являются подвидами троллей и хейтеров. Про них разговор отдельный.
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться