×
23 ноября 2020

Коварные крайности

Для преодоления гордыни, для успешной работы над своим характером чрезвычайно важно понимать, что такое добродетель. Поскольку христианство формировалось в языческой среде людьми с языческим мышлением, то добродетель определялась как противоположность пороку.
1
1212
Коварные крайности

Для того чтобы не впадать в крайности, очень важно понимать, что правильный взгляд на вещи – это взгляд единобожника, то есть взгляд диалектический. Нельзя делить весь мир на черное и белое, на добро и зло, потому что всё от Бога, а это значит, что противоположности существуют только на внешнем уровне, а на внутреннем уровне все едино.

Наше языческое мышление приводит к тому, что одну противоположность мы считаем добром, а другую – злом. А когда мы пытаемся от зла убежать к добру, у нас все время появляется новое зло.

Например, человек решил, что нужно быть щедрым и смелым, и старается таким стать. А потом он вдруг с удивлением замечает, что при общении с людьми смелость без деликатности становится наглостью. А щедрость без экономности приводит к разорению и нищете. Если положительное качество не уравновешивается противоположным положительным качеством, то рано или поздно это приводит к обратному эффекту.

Для преодоления гордыни, для успешной работы над своим характером чрезвычайно важно понимать, что такое добродетель. Поскольку христианство формировалось в языческой среде людьми с языческим мышлением, то добродетель определялась как противоположность пороку. Если жадность – это плохо, то щедрость – это хорошо. Если трусость – это плохо, то смелость – это хорошо. Если похотливость – это плохо, то целомудрие – это хорошо. Если лживость – это плохо, то искренность и умение всегда говорить правду – это хорошо.

На языческом уровне это вполне нормально. Но когда человек развивается, понятие добродетели меняется. Добродетель – это не крайность, добродетель объединяет две противоположности, уравновешивает противоположности через любовь. Это уже более высокий уровень любви, это уже диалектическое мышление.

Для язычника щедрость – это добро, а для единобожника щедрость – это не противоположность жадности, а соединение жертвенности и экономности. Если язычник считает щедрость абсолютной ценностью, то он отдаст все, останется нищим и в конце концов умрет с голоду, потому что будет только отдавать, совсем не заботясь о себе. А на самом деле, щедрость – это не только умение заботиться о других, но и умение любить себя и заботиться о себе. То есть щедрость – это соединение двух противоположностей через любовь.

Для язычника смелость – это противоположность трусости. Для единобожника смелость – это соединение бесстрашия и осторожности. Смелость, лишенная осторожности, превращается в самоубийство. Искренность, лишенная здравого смысла, превращается в глупость.

Когда человек не стремится уравновешивать противоположности, а пытается уничтожить плохое, он обречен на проблемы, поскольку его гордыня будет расти.

В православии есть замечательные формулировки: «Справедливость без любви делает человека жестоким», «Ответственность без любви делает человека бесцеремонным» и т.д. То есть без любви положительные качества человека превращаются в негативные. Но в этих фразах нет главного: когда в душе у человека есть любовь, тогда жадность становится экономностью, трусость становится осторожностью и т.д.

Без любви человек деградирует, а когда любви в душе становится больше, деградация прекращается. Любовь позволяет грех превратить в добродетель. Грех – это всего-навсего недостаток любви.

Как зло превратить в добро? Как грех превратить в добродетель? Превращение зла в добро происходит на глубинном уровне, на уровне чувств.

Для единобожника, который во всем видит волю Всевышнего, зло – это не только поступок, а в первую очередь – внутреннее состояние души. Как объяснял Христос, грех рождается в глубине души, на уровне чувств. Христос знал, как зло превратить в добро, как грешника сделать праведником.

Внутреннее, глубинное изменение души делает грешника праведником, грех превращает в добродетель. Эта трансформация происходит в глубине души – там, где находятся корни зла.

Идея превращения греха в добродетель через любовь очень важна для преодоления гордыни. Мы должны понимать, что нужно не казнить себя за свои грехи, а меняться через любовь.

 

С.Н. Лазарев «Преодоление гордыни»

Подробнее о книге

 

 

  1. Антонина Шахтаренко
    544
    Исследователь
    05 декабря 2020, 08:07
    Здравствуйте! Огромное спасибо за отрывок. Ещё раз перечитываю (у меня уже есть эта книга), ещё раз удивляюсь потрясающей информационной ёмкости. Эти слова — как целебный бальзам на рану. Суть христианства — любовь. Понимание христианства у некоторых церковников сводится к соблюдению заповедей и канонов, но без истинной любви оно получается мёртвым и отталкивающим. Другая крайность понимания христианства была у хиппи, но они поставили во главу угла человеческую любовь, что начало приводить их к деградации и разврату. Если бы у тех и других была главной Божественная Любовь, то первые бы делали добро исключительно по зову сердца, а не потому что «так надо» и потому что «Боженька за это помилует», а вторые вели бы себя более скромно и сдержанно в плане отношений полов, восстание души против ханжества и ложных ценностей общества не превратилось бы постепенно в разврат и потребление запрещённых веществ. Очень хорошо, что хиппи стали ближе у природе, что они отказались от прагматизма, но им не хватило того импульса, какой в своё время нёс Иисус Христос, и вместо того, чтобы соединить две противоположности, они ушли в другую крайность. Кто-то, конечно, интуитивно потянулся к индуизму, однако далеко не все при этом бросили свои пагубные привычки.

    Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Читайте также
    Возвращайтесь Мировые Возвращайтесь
    Для того, чтобы найти Его, нужно лишь встать в правильном направлении, и "Он Сам выходит нам навстречу".
    22 мая 2022
    0
    12
    Счастье — это не цель, а побочный продукт Мировые Счастье — это не цель, а побочный продукт
    И если смысл любой ситуации — приближение к Богу, то уже ни бо­лезнь, ни смерть не могут сделать ситуацию безыс­ходной.
    20 мая 2022
    2
    189
    Простить и отпустить. История длиною в жизнь Мировые Простить и отпустить. История длиною в жизнь
    Как попросить у близкого прощения, если он умер, а ты до сих пор чувствуешь вину?
    19 мая 2022
    2
    232
    Другие материалы
    Все видео
    Поддержать автора
    Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
    Узнать больше
    Подписка
    Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
    0