21 марта 2019

Каждому по звезде, или учение Платона о душе

Как только душа переселяется в тело человека, она теряет свою Божественную природу, так как становится подвластной человеческим страстям. Находит же она себя заново, лишь вспоминая о мире идей, который покинула.
0
9710
Каждому по звезде, или учение Платона о душе

 

Мало кто знает, что реальное имя этого философа — Аристокл. Платоном же мудреца прозвали за его широкое телосложение (слово «платон» означало в Греции «широкий»). Удивительным образом это прозвище в будущем, как и учение Платона о душе, словно объединило в себе не только признаки широты этого человека с физической точки зрения, но и включило в себя всю полноту, масштабность и всеохватность его жизненных интересов и исследовательских пристрастий.

Не будем подробно останавливаться на истории жизни Платона. Скажем лишь, что он происходил из знатной афинской семьи, которая вела свой род от самого Кодра, аттического царя. С детства Платон получал блестящее образование, небезуспешно пробовал себя практически во всех видах искусств: рисовал, играл на музыкальных инструментах, сочинял стихи.

Но главным пристрастием его жизни стала философия. После расправы толпы над его любимым учителем Сократом Платон проникся неприязнью к демократии как к таковой, в 30 лет ушел из Афин и начал путешествовать, встречаясь с самыми разными учеными и мыслителями своего времени.

Он побывал в Египте и в южной Италии, откуда, в результате своих свободолюбивых взглядов, был продан в рабство царем Дионисием Старшим. Волею судеб, почти через десять лет, Платону удалось-таки возвратиться назад домой в Афины, где мыслитель и продолжил свои занятия, начав обучать людей философии.

 

Каждому по звезде

Тот, кто создал мир, — Вселенную вместе с Богами — создал посредством воли своих Богов также и смертных. То есть — человеческие тела и всё, что было в них смертным, — было создано его помощниками. Сам же Творец по образу и подобию души Вселенной создал и бессмертную душу человека: «только количество состава он взял для этого меньше».

С точки зрения Платона, количество душ, сотворенных Создателем, равно количеству звезд на небе. Таким образом, каждой звезде соответствует одна человеческая душа, и звезды продолжают охранять наши души даже после того, как они соединяются с земными телами…

Платон полагал, что люди, желая обрести истину, забывают, что истина уже существует изначально. Место ее пребывания — высоко над небесами: там, где находятся и идеи. Эти места и посещают наши души, сопровождаемые Богами. И, в зависимости от того, какие образы в них остаются после таких путешествий, души и выбирают себе земные тела и судьбы.

Как только душа переселяется в тело человека, она, как правило, теряет свою Божественную природу, так как становится подвластной человеческим страстям. Находит же она себя заново, лишь вспоминая о мире идей, который покинула: только так она может вновь ощутить свое Божественное происхождение.

 

Три разновидности человеческой души по Платону

Если рассматривать кратко учение Платона о душе, то нельзя не заметить, что в своих диалогах «Федр» и «Тимей», где излагается эта тема, философ говорит о трех ее началах, а именно — о трех частях или трех составляющих души.

  • Первая часть — это дух мыслящий, находится он у человека в голове;
  • Вторая часть — часть неразумная, но благородная: эта душевная энергия воли, которая влечется к добру и благородству, является союзницей разума и находится у человека в груди;
  • Третья же часть души также неразумна, но, в отличие от второй, эта часть — душа неблагодарная. Живет она в желудке, откуда и берут свое начало человеческие страсти и влечения.

Интересно, что еще в те раннеисторические времена Платоном было замечено, что у разных народов преобладают разные душевные качества. Так, у древних греков, по Платону, — это был разум, у северных варваров — мужество, а вот у древних египтян и финикийцев философ отмечал в наличии, в первую очередь, их влечение к корысти.

Возможно, эти ранние наблюдения за характерами и отличительными чертами разных народов и послужили впоследствии развитию такого понятия как ментальность… Какзнать…

 

Функции души по Платону

Эту тему мыслитель рассматривал довольно широко. Как здесь уже упоминалось, предварительно им давалось представление об идеях, являющихся своеобразной первоосновой и источником Божественного начала и высших душевных откровений. Так появился, собственно, объективный платоновский идеализм.

Далее же идет довольно подробная градация и классификация представлений уже о душе и о ее функциях. Это является уже составной частью вышеобозначенного идеализма. Так, душа — есть некий посредник между мирами: идей и вещей частица всеобщего мирового духовного начала. Она является космической творческой силой, которая организует собственно всё наше бытие и его принципы.

 

Виды души:

  • Душа космическая, созданная демиургом, руководящая всем, что нас окружает. Эта душа бессмертна, и она обеспечивает весь земной порядок.
  • Душа индивидуальная: частица и прообраз космической мировой души, что приходит в наше тело в момент его рождения, становясь частью нашего материального мира;

В идеальном своем варианте и душа, и тело должны быть соразмерны и находиться друг с другом в соответствии.

Существуют разные категории душ, начиная от души философа и кончая душою тиранов (всего их девять категорий: душа философа, монарха, государственного деятеля, целителя, пророка, поэта, ремесленника, софиста и, как было уже сказано, душа тирана).

Если в душе нарушена гармония — в человеке возникает чувство страдания. Как только гармония восстановлена — человек испытывает удовольствие.

 

Теория бессмертия Платона

Вывод о бессмертии человеческой души и принадлежности ее к некому более высокому душевному рангу можно сделать, внимательно прочитав самые разные работы Платона. Кроме уже вышеупомянутых, об этом говорится и в его записках «Горгий», «Федон», «Государство».

Удивительно, но эти труды философа и сегодня актуальны: настолько ясно, глубоко и образно представлена в них эта тема.

Платон не перестает рассуждать о путях, которыми идет душа, в зависимости от того, каким образом она была проявлена в течении своего присутствия в земном теле. Важно отметить, что выбор своей судьбы для человека является выбором свободным: каждый сам решает, идти ли рядом с истиной либо предаться сиюминутным страстям и велениям меняющихся социумов…

«Совершая путешествие по небесному своду, души богов и души людей созерцают мир идей и истину, но в силу несовершенства человеческие души то поднимаются, то опускаются, и в конечном итоге их крылья ломаются, и они входят в цикл перерождений».

То есть, как мы замечаем, нигде не говорится о том, что душа по той или иной причине, оставляя бренное тело, прекращает свое существование: напротив, она лишь видоизменяется — и направляется к тому или иному своему полюсу…

 

Вопросы психологии познания у Платона

Великий древнегреческий мыслитель считал, что познание уже само по себе обладает знанием идей: тех самых, о которых мы говорили выше. И суть человеческого познания на практике — это, всего лишь, некое припоминание им, его душою, тех истин, которые уже были открыты ей прежде как началу космическому. Иными словами, — душа словно бы извлекает из глубины себя самой истину, которой уже давно владеет как своей сутью.

Такое извлечение из себя высшего духовного знания и есть суть воспоминания или анамнеза по Платону и этот способ воспоминания истины определен как мифический.

Но есть и другой путь постижения: от вершины к вершине, восходящее направление открытий истины от частностей к целому — и наоборот: от идей высшего характера к идеям общим: нисходящий диалектический путь.

Впрочем, мы не будем сейчас вдаваться во все эти философские подробности. Нам важно определить саму суть этих поисков и направлений: об этом было уже сказано и немало. Осталось лишь добавить еще один важный момент в учении Платона о душе.

 

Значение любви как пути к Абсолюту

«Любовь не есть ни прекрасное, ни благое, но — жажда красоты и добра. Любовь, стало быть, не Бог (ведь Бог — всегда благое и прекрасное), но и не человек. Она не смертна, но и не бессмертна. Она — одно из демонических существ, связующих человека и Бога».

Слово любовь сегодня замылено донельзя. Если же попытаться обратиться к его сути — в том понимании, какое вкладывал в нее некогда Платон, то любовь — есть ни что иное как желание красоты, мудрости и счастья, а также — бессмертия и постижения Абсолюта.

Существуют ступени любви, некая ее лестница, по мере продвижения по которой человеку открываются все более и более высокие и сокровенные ее смыслы.

  • Так, любовь физического плана находится на низшей ступени этой лестницы. И вызвана она, как правило, банальным желанием подчинить себе красивое тело и породить таким образом другое тело: своеобразный шаг в бессмертие даже на этом, первоначальном своем уровне, ибо всякое рождение — это уже начало вечности.
  • Следующая ступень — это момент влюбленности, когда человек очарован уже не столько телом, сколько душой. На этой ступени мы можем найти людей, влюбленных, собственно, в души: эти люди одержимы искусством, они— приверженцы закона и справедливости, увлечены наукой в ее чистом виде…
  • И далее наступает вершина лестницы любви, с ее ослепительным сиянием высших идей Прекрасного как Абсолюта. И тут душа наша буквально воспламеняется свечением красоты идеального, в ней пробуждается неистребимая страсть желания полета и возвращения домой…

Отсюда и появился термин «платоническая любовь». Суть его — беспредельная тяга к Абсолюту: неудержимое желание вновь и навсегда оказаться в мире своих прародителей – космических Богов… С этим ощущением и связано поэтическое состояние любого творца: ведь этим ощущением, переходящим в знание, способны обеспечить земного поэта только Боги… 

Комментарии
    Комментариев пока нет, будь первым!

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Авторизоваться
Картина С.Н. Лазарева
Морозный иней
Последние комментарии на сайте
Топ-3 лучших комментариев за неделю
Здравствуйте! Мы все взаимодействуем друг с другом на тонком плане, особенно близкие люди. Для того, чтобы остановить грех и направить душу блудницы и её потомков к Богу, необходимо было взаимодействие с душой праведника, способного настроить их на любовь. А Осии это нужно для того, чтобы понять, что все люди божественны по своей сути, даже последние грешники, чтобы его душа не цеплялась за нравственность и идеалы. Блуд — один из самых тяжких грехов и именно его прощение показано в истории Иисус...
Письма читателей
Зачем нужен был этот странный брак?
купите подборку на сайте по онкологии и гордыне! Сергей Николаевич в ранних семинар использует такой образ: человек — информационная система, которая непрерывно подтвергается внешнему информационному ...
От С. Н. Лазарева
Задание от С.Н. Лазарева: «Как же так 3 человека с диаг...
Существуют ли страдания в природе? Страдают ли животные в природе? Есть жизнь и смерть как единое целое, не бывает одного без другого. Поинтересуйтесь жизнью какого-нибудь животного в естественной сре...
От С. Н. Лазарева
Вопрос от начинающего читателя – «Почему страдают живот...
Читайте также
Что такое карма и что такое грех? Мировые Что такое карма и что такое грех?
Наше прошлое никуда не исчезает, оно существует, и мы связаны с ним. Более того, оно влияет на настоящее и будущее
07 сентября 2023
2
1720
Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни Мировые Загадочная история и ее причины...
Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни. Человек с повышенной гордыней топчет либо других, либо себя
08 сентября 2023
1
1594
Универсальное решение любого конфликта Мировые Универсальное решение любого конфликта
Любой конфликт можно решить в зародыше – своим правильным отношением к миру, своим гармоничным состоянием
29 августа 2023
2
1716
Другие материалы
Все видео
Поддержать автора
Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
0
Heart Like Dislike Lol Love Love 2 Wow Amazed Brain Confused Fire Hands Happy Ok Pain Sadness Scared Surprise Watching Zzz