7 сентября 2020

Как создавался фильм «Вам и не снилось»

Многомиллионный тираж журнала раскупили за несколько дней, читатели завалили редакцию мешками писем: напечатайте повесть ещё! «Вам и не снилось» стал лучшим фильмом года, а прозвучавшая в нём песня («Ветер ли старое имя развеял…») — хитом всех времён и народов.
1
1730
Как создавался фильм «Вам и не снилось»

До «Вам и не снилось» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать легкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж.

Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ — мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала «Вам и не снилось» и отнесла повесть в редакцию журнала «Юность». Осенью 1979 года, журнал «Юность» опубликовал повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Номер журнала «Юность» с публикацией повести Щербаковой достать было невозможно.

По тем временам повесть произвела эффект разорвавшейся бомбы: мало того, что десятиклассники полюбили друг друга, так они еще и перестали интересоваться учебой и общественной работой. Автора забросали гневными письмами учителя с многолетним стажем и благодарственными — ученики и их родители. Сегодня её называют культовой, как и одноимённый фильм, снятый годом позже, в 1980 году.

Многомиллионный тираж журнала раскупили за несколько дней, читатели завалили редакцию мешками писем: напечатайте повесть ещё! «Вам и не снилось» стал лучшим фильмом года, а прозвучавшая в нём песня («Ветер ли старое имя развеял…») — хитом всех времён и народов.

Но прежде история о школьной любви три года мёртвым грузом лежала в редакции «Юности». Как вдруг Галину пригласил главный редактор Борис Полевой, автор легендарной повести о герое Маресьеве. «Галина Николаевна, я был участником Сталинградской битвы, — неожиданно начал Полевой. — Я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то мальчишки начнут прыгать из окон. Измените последние два предложения, и мы напечатаем повесть». Она вышла с рукописью в полутёмный коридор и «на коленке» за несколько минут поменяла концовку. Вернее, замаскировала.

Потом её не раз спросят: «Так герой остался жив или?..» Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-своему (Ромка либо умирает, либо теряет сознание).

Когда прошло несколько месяцев, а повесть не печатали, Щербакова махнула на всё рукой, запечатал повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького. На конверте написала «Сергею Герасимову», потому что никого другого на студии она больше не знала.Спустя два месяца, уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была опубликована.

И тут все завертелось с бешеной скоростью. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова разговаривала уже с Ильёй Фрэзом.

Илья Фрэз в интервью рассказал, что влюбился в повесть «с первого взгляда» и сразу решился ее экранизировать. Это был его четырнадцатый фильм.
На творческой встрече со съемочной группой фильма Ильи Фраза, которая работала над экранизацией повести Галины Щербаковой , жена Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко сказала: «Автор повести молодая и неопытная, наши родители никогда себе такого не позволяли».

Галина Щербакова не участвовала в кастинге, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромки и матери Кати.

На роль Ромки отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт.

Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и одной единственной главной роли в фильме «Дети как дети».

Но на пробах он покорил всех своей естественностью и его тут же утвердили. Режиссёр понял, что снимет фильм.С удивлением узнала, что роль Ромы озвучивал Вячеслав Баранов. Слушайте, ведь он же потрясающе хорошо это сделал! Очень естественно. Он ведь буквально соавтор образа Ромки.

Партнёршей Никиты стала Татьяна Аксюта. После выхода фильма актёров осаждали поклонники. Правда, те, кто дежурил под московскими окнами Татьяны, были обескуражены. Оказалось, она на семь лет старше Никиты, уже закончила театральный вуз и успела выйти замуж. Никита поступил в театральный и жил один в своей ленинградской квартире. Маму он потерял в 14 лет. Отец жил в Москве. Когда Фрэз впервые увидел будущую звезду, его поразил взгляд мальчика: «Такой сыграет глубокие чувства».

О том, что выбранный им Ромео навсегда останется молодым, он не догадывался. Да и мог ли кто-то вообразить, что Никита уйдёт из жизни в 27 лет. А перед этим встретит девушку, которую зовут, как и героиню фильма, Катя. Они поженятся. Умирая, он будет ей шептать: «Не переживай. Мы как Ромка и Катя. У них же в фильме всё хорошо кончилось».

Те, кто близко знал Никиту, говорят о его удивительной доброте и открытости. В его квартире всегда находили приют друзья — кто на месяц, а кто и на год. Однажды, будучи школьником, он вернулся домой без куртки, сказал, что подарил другому мальчику, которому она нужнее.

Став взрослым, помогал собирать средства для детей, больных раком. И вдруг… эти средства пришлось собирать уже для него. Операцию по пересадке костного мозга сделали в Лондоне. Не помогло… В фильме ребята рассуждают о смерти, и Катя предлагает: «Давай умрём вместе. В один день». «Нет, — отвечает Ромка. — Я первый. Я мужчина».

С матерью Кати была другая ситуация. На эту роль пробовалось множество известных актрис, но Илья Фрэз всем говорил «нет». Специально для проб на эту роль из Киева приехала Ада Роговцева, но Фрэз и ей ответил отказом.

Тогда Щербакова не выдержала и спросила его, почему он никак не может определиться с кандидатурой. В ответ Фрэз улыбнулся: „Актрису я уже нашел, только это секрет. Играть будет Ирина Мирошниченко. Но недавно она попала в аварию и сейчас ходит с фиксирующим воротником на шее. Я жду, пока она поправится и сможет играть“.

…Дом бабушки, из окна которого прыгал киношный герой Никиты, снимали в Ленинграде. Будучи недавно в командировке в Санкт-Петербурге, я остановилась у красивого особняка на набережной Фонтанки. «Да здесь много фильмов снималось, — как будто уловил мои мысли сухонький старичок.

— Я здесь давно живу. А вообще прежнего народу мало осталось. Например, почти весь этот подъезд выкупил…» — И старичок называет имя известного в России олигарха.
В отличие от поколения 80-х у нынешнего поколения «нулевых» нет культовой истории любви. Но обязательно будет написана.

Одной из первых снимали сцену в кафе-, куда Катя и Роман зашли выпить кофе. У членов группы сжималось горло, когда шла съемка. Киноцензура стояла насмерть: никакого трагического финала, герой не может погибнуть! И режиссер — в очередной раз, из страха, чтобы картину не закрыли, не стал перечить.

— Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро «Юго-Западная», там же, где проходили съёмки фильмов «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Покровские Ворота», «Москва слезам не верит» и многие другие;

— Сцена зимой на балконе («Слепуха моя…») снимался с балкона 16-ого этажа дома 12, к.1 по ул. 26-ти Бакинских комммисаров, причём в зеркальном отражении. Из за этого даже жители района не всегда могут определить, откуда велась съёмка.

Огромные пачки писем получала Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая роль мамы Романа. Это были письма — откровения родителей, потерявших взаимопонимание с детьми и искавших ответ на вечный вопрос:Мальчишки-поклонники буквально осаждали Татьяну Аксюту — замужнюю даму, уже успевшую закончить ГИТИС.

Они часами стояли под ее окнами, писали письма, назначали свидания. Сама актриса была очень недовольна своей игрой и даже на премьере не могла спокойно видеть себя на экране, поэтому смотрела только сцены с партнером. Татьяна, к сожалению, почти не снималась в кино. Сразу после окончания института она ушла в Центральный детский театр.

Это история «Ромео и Джульетты» нашего времени, любовь которых не принимают их родители. Это история, которая нам ближе, чем произведение самого классика Уильяма Шекспира. История, которая вновь доказывает, что любовь должна быть искренней, доброй, нежной и заботливой. И возраст для этого не помеха.

Недавно читала интервью Татьяны Аксюты о работе над этой картиной, как она уже довольно взрослая женщина изображала школьницу, а потом не могла спокойно смотреть на себя на экране, т.к. не нравились, в частности, очки и обращение к ней «слепуха». Зато все зрители, особенно юные, поверили создаделям этого кино.

О съемках фильма Татьяна вспоминает: «Режиссер Илья Фрэз был корифеем детского кино и любил делать по 5-6 дублей. Доходило до смешного. Лена Майорова, которая вообще не переносила репетиций, играла соседку, с которой у нас происходит такой диалог в подъезде у почтового ящика: «Кать, к тебе тут парень приходил». «Ромка?» — отвечаю я. «Не знаю, не представился.

Звонил, пока не прогнала». Первый дубль, второй, третий… В конце концов она заплетающимся языком выдает: «Кать, к тебе тут парень приходил». — «Ромка?» — «Не знаю, звонил, пока не преставился». Хотя были и импровизации: мой венок, например, возник совершенно неожиданно.

Нас собрали всех в парке к 9 часам, но, пока все приготовили, установили камеры, уже давно обед прошел, и я от нечего делать сплела такой огромный венок из зеленых листьев. И все ахнули: «Ой, как здорово, давайте снимать в венке!»

Я помню, как у нас на уроке литературы учительница даже обсуждала и книгу, и кино, говоря, что чувства у ребят «взрослые», а «поступки детские»… А все девочки мечтали о такой любви. И только с возрастом стали понимать, что героиня Соловей права, когда говорит, что жизнь больше, чем любовь, и в мужчине очень важны ответсвенность, чувство долга и порядочность.

Да и родители «не звери», а просто родители, которые хотят «как лучше» для своего ребенка.

И еще очень хорошо помню, как во время первого просмотра, девушки за моей спиной возмущались директором школы. Помните , когда Татьяна Васильевна решила вступиться за ребят: «Мне неудобно Вам говорить, что такое детское горе…», на что директриса отреагировала достаточно резко: «Горе? … Голод, война, надеть нечего…!»

— «Им страшно все, что их разлучает» — добавила Татьяна Николаевна. Девушки возмущались и достаточно громко представлениям директора о воспитании школьников.

И еще. В фильме появилась в небольшой роли после долгого отсутствия на экране замечательная актриса Руфина Нифонтова. И абсолютно без грима.
Чем далее от нас этот фильм, тем он роднее и ближе, как ни странно. Уже и Леонида Филатова нет,Татьяны Пельтцер и Никиты… И Елена Соловей уехала в Америку, а тогда они все еще были вместе, молодые, очень красивые.

Повесть Галины Щербаковой заканчивается словами:,,а со всех сторон к ним уже бежали люди.Как близко они,оказывается,были…,,Давайте представим себе эти строки БУКВАЛЬНО перенесенными на экран — во дворе,возле лежащего Ромки и сидящей возле него Кати,появляются родители,бабушка,учительница Таня,друзья…Что сделали бы они и что сказали в этот момент?

Просто великолепная постановка великолепной истории о жизни двух влюбленных детей, любовь которых принять не могут взрослые, но не потому, что их взаимоотношения кажутся им детскими и несерьезными, а потому, что родители этих двух влюбленных недолюбливают друг друга.

Вернее, надо описать все поподробнее: немолодые молодожены — Люда и Володя переезжают в новый дом. У Люды есть дочь от первого брака — Катя, но и от нового мужа у нее тоже есть ребенок. Отчим совершенно не против дочери Люды, даже наоборот — старается ее всячески поддерживать.

При переезде Люда случайно натыкается на Костю — любовь своей юности. Она, конечно, его забыла, но он подбежал к ней и начал расспрашивать как у нее дела, решил помочь ей с вещами — и это все на глазах у своей нынешней жены — Веры.

Вера устраивает Косте скандал дома по поводу того, что он лезет до других баб, причем скандал происходил при сыне — Роме. На следующий день Рома пошел в школу и узнал, что с ним в классе теперь будет учиться Катя — та самая дочь Люды. Сначала Рома просто заинтересовался молодой девушкой, потом начал с ней гулять, дружить, ну а после разгорелась невероятная любовь. Узнав об этом мать Ромы пробует всячески прервать отношения двух молодых влюбленных, причем даже самыми гнусными способами…

Если честно, то поначалу возникают ассоциации с пьесой Шекспира «Ромео и Джульетта» — примерно такой же возраст главных героев, две враждующие семьи, правда финал в фильме можно назвать счастливым. Может произведение Шекспира и оказало влияние на сценариста, но идея фильма немного не совпадает с идеей Шекспировского произведения.

На экране мы видим историю большой, нежной, красивой, чистой, в общем — настоящей любви, которая разбивается об гору непонимания и недовольства родителей, вернее, матери главного героя. Ведь она не столько против Кати, сколько против ее матери и мать Ромы просто представить себе не может, что у такой «ужасной женщины» может быть хоть в чем-то хорошая дочь. Но ее тоже можно понять.

Она просто хотела, чтобы ее сын был счастлив и боится, что ее сын после большой любви будет сильно разочарован, так, как когда-то был разочарован его отец. Отец же Романа понимает его и его чувства, но он уже якобы провинился перед женой и не хочет ругаться с ней из-за этого еще больше, поэтому он обрекает сына на огромные страдания, стараясь сделать для него как можно лучше.

Мать Кати, в свою очередь, сильно занята новым муже и ребенком, но когда ее дочери стало по-настоящему плохо — она пошла ей на встречу — выслушала, посоветовала и приняла необходимые меры, чтобы осчастливить дочь.

Ну а финал фильма такой эмоционально чувствительный, пропитанный любовью насквозь, просто заставляет прослезиться. Хотя я удержался. Но счастливый ли конец? Ведь любовь между этими двумя юнцами по прежнему будет натыкаться на непонимание и осуждение!

Если бы фильм продолжился бы после падения Романа и нам бы показали дальнейшую жизнь Ромы и Кати, я очень сомневаюсь, что их жизнь была бы наполнена счастья и удачи. Хотя они слишком много пережили для своего возраста и заслужили, чтобы потом жить счастливо. Они доказали друг другу свою любовь, пройдя через столько преград.

В общем, чтобы так перенести на экран такую невероятную любовную историю нужно обладать большим талантом и затратить на это невероятное количество сил и создателям нужно отвесить поклон до самого пола, за великолепнейший фильм.

 

facebook.com

Комментарии
  1. Inna
    133
    Читатель
    21 сентября 2020, 18:44
    Последняя поэма.

    муз. — А.Рыбников
    сл. — Рабиндpанат Тагоp

    Ветеp ли стаpое имя pазвеял.
    Hет мне доpоги в мой бpошенный кpай.
    Если увидеть пытаешься издали.
    Hе pазглядишь меня,
    Не pазглядишь меня,
    Дpуг мой, пpощай…

    Я уплываю, и вpемя
    Несет меня с кpая на кpай.
    С беpега к беpегу,
    С отмели к отмели,
    Дpуг мой, пpощай.
    Знаю, когда-нибудь,
    С дальнего беpега
    Давнего пpошлого
    Ветеp весенний ночной
    Пpинесет тебе вздох от меня.

    Ты погляди, ты погляди.
    Ты погляди не осталось ли
    Что — нибудь, после меня.

    В полночь забвенья
    На поздней окpаине жизни своей.
    Ты погляди без отчаянья,
    Ты погляди без отчаянья.
    Вспыхнет ли, пpимет ли облик
    Безвестного обpаза,
    Будто случайного.
    Пpимет ли облик безвестного обpаза,
    Будто случайного.

    Это не сон. Это не сон.
    Это вся пpавда моя, это истина.
    Смеpть побеждающий вечный закон — Это любовь моя. Это любовь моя.

    Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Авторизоваться
    Картина С.Н. Лазарева
    РАйский сад
    Последние комментарии на сайте
    Топ-3 лучших комментариев за неделю
    Здравствуйте! 
    Ну ситуации разные бывают.
    У меня например в начале года чуть реально не случился развод. Хоть мы 4й год постоянно к разводу аппелируем. Причина банальна — либо я напьюсь не вовремя, либо не уделяю внимание своему любимому человеку. Агрессия жены дошла до апогея, каждый день сварливость, осуждение, обида и недовольство. Я её предупредил, что если так будет продолжаться — мне придётся развестись. И в конечном итоге, когда она поняла, что в этот раз я не блефую — пошла на ...
    От С. Н. Лазарева
    Вопрос от начинающего читателя: «Сразу разводиться?»
    Иа художник от слова худо конечно) Мое любимое — где он с гитарой)
    От С. Н. Лазарева
    Творческие работы участников арт-конкурса «Образ»
    Здравствуйте!
    У Вас человекоугодие, стыд за «промахи». Вы имеете право отказаться — сказать нет! Тот кто не может сказать «нет» — у того гордыня, страх потерять отношения, стабильность и будущее....
    От С. Н. Лазарева
    Задание от С.Н. Лазарева: «Можно ли из этого выбраться?...
    Читайте также
    Что такое карма и что такое грех? Мировые Что такое карма и что такое грех?
    Наше прошлое никуда не исчезает, оно существует, и мы связаны с ним. Более того, оно влияет на настоящее и будущее
    07 сентября 2023
    2
    660
    Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни Мировые Загадочная история и ее причины...
    Нежелание жить, уныние – это одна из форм гордыни. Человек с повышенной гордыней топчет либо других, либо себя
    08 сентября 2023
    2
    790
    Универсальное решение любого конфликта Мировые Универсальное решение любого конфликта
    Любой конфликт можно решить в зародыше – своим правильным отношением к миру, своим гармоничным состоянием
    29 августа 2023
    2
    790
    Другие материалы
    Все видео
    Поддержать автора
    Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
    Узнать больше
    Подпишитесь на новости и анонсы
    Каждую неделю отправляем интересные новости и анонсы
    0