Я задумываюсь, глядя в чистое, безоблачное, голубое небо. В новой России, которая появилась недавно, поэтов не было. Это еще хуже, чем если бы они были, но погибали. Новая Россия, прогнувшаяся перед Западом, даже не создала поэтов. Она обречена была погибнуть, но выжила. Сейчас Россия возрождается на этой Земле как совершенно новое государство, где главной ценностью будут душа и нравственность человека, где понятия «вера» и «любовь» будут знакомы каждому ребенку и каждый человек будет понимать, для чего он родился и для чего он живет.
«Интересно, — думаю я, — а мог ли Высоцкий спасти свою жизнь?» Почему он пил и перешел на наркотики? Потому что слава, известность стали убивать его душу. Потому что ему очень хотелось быть известным, он зависел от этого. Известность позволяла ему преодолеть комплекс неполноценности из-за маленького роста, ощущение униженности.
Подсознательно он устремлялся к любви и к душе, а сознание гнало его к славе и наслаждению как главным ценностям. Актер Золотухин в одной из телепередач рассказал о любопытном эпизоде. В 60-х годах, когда Высоцкий только-только стал известным, он летел в самолете вместе со своим приятелем. Проходящая мимо стюардесса заметила, что он курит, сидя в кресле. «Пожалуйста, выбросьте сигарету», — попросила она. Высоцкий кивнул и сделал вид, что сигарету затушил. А потом как ни в чем не бывало продолжал курить. Стюардесса опять подошла и на сей раз уже потребовала, чтобы он прекратил курение. Тогда поэт погасил сигарету и проговорил вслед уходящей девушке: «Знала бы ты... кому ты курить запрещаешь».
Общество учило Высоцкого поклоняться светлому будущему. Поклонение будущему превращалось в поклонение сознанию, что неминуемо приводит к гордыне. Гордыня повышает внутреннюю агрессивность, которая неизбежно превращается в программу самоуничтожения. Чем известнее становился Высоцкий, тем сильнее он глушил свое сознание, чувствуя, как распадается его душа. А ведь поет человек душой, а не горлом.
Был еще один сильный фактор, подталкивающий к самоуничтожению: прекрасная Марина Влади, в которую он влюбился. Ему нельзя было разводиться. Если бы нравственность для него была более значима, если бы он не мог бросить женщину, которая родила ему двоих сыновей, тогда роман с Мариной Влади превратился бы для него в сильнейшую боль и страдание. Любовью и страданиями очищалась бы его душа, и тогда вместо самоубийства началось бы возрождение. Он развелся с женой и женился на Марине Влади.
Человеческая любовь и семья подразумевают появление на свет детей. Если детей нет, значит, целью является наслаждение, а погоня за наслаждением убивает любовь. Главный грех тела — это жадность, главный грех духа — это гнев, главный грех души — это вожделение. Чем больше наслаждения получал Высоцкий, чем легче выполнялись его заветные желания, тем быстрее остывала его душа, из которой уходила любовь, и тем сильнее его тянуло к алкоголю и наркотикам.
Две-три тысячи лет назад люди убивали пророков, потому что не хотели меняться, потому что слишком больно было слышать правду о себе. Сейчас наступило то время, когда пророки стали убивать себя сами.
Для истинного таланта желание писать стихи — это естественная потребность, такая же, как потребность дышать. Избыток энергии должен превращаться в творчество. Для коровы с полным выменем самое главное, чтобы ее подоили. Куда пойдет молоко, это вопрос второй. Избыток энергии позволяет не привязываться к результатам своего труда. В индийских Ведах такая непривя- занность считается одним из главных условий человеческой деятельности. А смысл ее в том, чтобы ориентироваться на раскрытие внутренней энергии в первую очередь. Тогда целью становятся не материальные блага, а энергия, необходимая для их создания. И тогда легче перейти к главной цели — единению с Богом как единственным источником высшей энергии.
Творчество происходит из любви и без нее долго не существует. Сейчас на сцене огромное количество людей, утративших любовь. Они пытаются раздобыть эту энергию через принуждение души — через алкоголь, наркотики, сексуальное наслаждение, различные извращения, гомосексуализм. Они пытаются выжать из души последние остатки энергии любви. Но рано или поздно душа оскудевает, а после этого начинается Содом и Гоморра на уровне одного человека.
Каждый поэт стремится к известности и славе. У истинного таланта это стремление всегда остается на втором или третьем месте. Это возможно, когда есть вера и любовь. У Высоцкого не было веры, поэтому преодолеть свою гордыню, свою тягу к славе он не мог. Постоянные унижения и душевная боль не закрывали проблему в достаточной степени.
Вера в Бога у многих людей была сращена с церковью. Эта приватизация религии, которая, вольно или невольно, произошла в православии, приводила к тому, что, разочаровавшись в церкви, человек терял дорогу к Богу. Для многих людей не было секретом, что любой священник в крупном городе СССР мог оставаться на своем месте только в том случае, если подписывал контракт о сотрудничестве с КГБ. Если отказывался, применялись жесткие меры воздействия. Советское государство боролось с оппозицией жестко и быстро. Церковь представляла собой политическую силу, а государство не могло позволить присутствия конкурента. Ситуация на первый взгляд трагическая, а на самом деле закономерная. Как только Царствие Божие, которое находится внутри человека, выходит наружу, обрастает организацией, властью, так сразу же государство пытается подчинить себе конкурента, который все активнее проявляет себя в экономическом и политическом плане.
То же самое происходило в первые века формирования христианства. То же самое происходило и при Иисусе Христе. Именно поэтому он подчеркивал, что священнослужители не являются пастухами, ведущими стадо овец вперед. Священники — не пастухи, а люди — не бараны, слепо идущие за ними. Христос предлагал новое мировоззрение, новую картину восприятия мира. Человек сам познаёт Бога и стремится к Нему, а священник может быть только консультантом на этом пути. Священник — это обыкновенный чиновник, или человек, попросту получивший духовное образование. У него нет монополии на истину.
Иисус Христос говорил, что все люди — братья. Каковы бы ни были твои познания о Боге, ты не имеешь права возвышаться над другими людьми и утверждать, что ведешь их вперед. Христос всячески пресекал желание учеников поклоняться ему, зависеть от него. Поэтому он омыл им ноги во время тайной вечери. Христос всячески подчеркивал, что он не является безгрешным, всеблагим. Безгрешным может быть только Бог.
Не может священник быть выше прихожанина. Как только священник пытается демонстрировать власть духовную, тут же эта власть превращается в политическую и экономическую. И тогда государство быстро ломает хребет очередному конкуренту.
Вспоминаются строки Нового Завета: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
Коммунисты должны были лишить церковь всякого влияния, полностью подчинив ее себе. Вакантное место было занято — роль церкви исполняла компартия. Любое племя выживает только в том случае, если существует взаимодействие духовной и светской власти. Вождь отвечает за тактику, шаман — за стратегию. Роль шаманов в Советском Союзе исполняли комиссары. В армии, на заводах, в любой организации было два начальника — политрук и руководитель организации. Модель была вполне диалектической. Вот только один маленький нюанс: у политрука в голове не было никакой стратегии, никакого понимания. Звенела только одна идея — о светлом будущем. Поэтому на деле диалектики не получалось. Компартия, смоделировав религиозную организацию, быстро стала ортодоксальной.
То, что произошло в Советском Союзе перед Второй мировой войной, показало, что компартия бессильна в стратегическом управлении. Россию спасла не вера в светлое будущее, а вера в Бога. Поэтому начали открываться храмы.
Зависимость церкви от государства привела к тому, что она все более стала походить на государственную структуру. Из-за этого многие люди отходили от православия и переставали верить в Бога. С другой стороны, многие люди после войны поверили в Бога, но перестали связывать веру с какой-либо конкретной религией. Может быть, эта ситуация дана была свыше для того, чтобы сделать веру в душе каждого человека менее зависимой от внешних факторов.
Когда Советский Союз рухнул, новая, «демократическая» власть в лице Ельцина также попыталась подмять под себя православие, в первую очередь управляя его верхушкой.
То катастрофическое положение, в которое попала Россия после распада Советского Союза, в значительной степени было связано с нравственным параличом, в который загнали православие.
С.Н. Лазарев «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 4
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться