Я сегодня ночью думал о том, почему огромное количество верующих, которые искренне молились и старались соблюдать заповеди, стали атеистами. О том, почему утрачивает веру Европа и Америка.
Конечно, можно сказать, что это козни дьявола, и больше никаких причин не искать. Но попробуем все же разобраться в закономерностях происходящего. Вероятно, существуют психологические причины утраты людьми веры в Бога, и их можно понять.
Перечислю несколько факторов, которые, с моей точки зрения, лежат в основе нынешнего поголовного атеизма.
Начнем с понятия греха. Мы часто слышим, что существует семь или восемь смертных грехов. Главные грехи — это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Мы пытаемся со всем этим бороться, но у нас часто мало что получается. Потому что все то, что перечислено, причем в порядке, для меня непонятном, является лишь следствием греха.
В основе всех грехов лежит гордыня. Значит, начинать нужно с нее.
Почему малоэффективно бороться с чревоугодием, похотливостью, жадностью, гневом, унынием, горделивостью?
Потому что когда мы концентрируемся только на этих проблемах, мы забываем о главном, борясь с второстепенным.
Отцом греха, по библейской легенде, является дьявол. Дьявол не ест, не пьет, не испытывает похотливости, не гневается, не жадничает, не завидует. И остается дьяволом. Потому что у него есть один, но главный грех.
Свое «я», свое эго он поставил в центр вселенной. Часть вообразила себя целым, и после этого начались процессы деградации души.
Следовательно, начинать бороться с негативными качествами своего характера нужно с корней, с главного — с преодоления гордыни, сутью которой является удаление от Бога.
Второй фактор — неправильное отношение к такому понятию, как покаяние.
Большинство верующих ходит в храмы на исповедь, кается в содеянных грехах, а потом возвращается в обычную жизнь — и все повторяется.
Человек добросовестно кается каждую неделю или каждый месяц, рассчитывая таким образом очистить свою душу.
И, как ни странно — душа очищается. Человек, понимая, что его душа очистилась, считает, что он приблизился к Богу.
Но если не выполняется главное условие приближения к Богу — устремление к любви и изменение характера в лучшую сторону, то в очищенной таким образом душе могут усилиться тенденции дьяволизма.
Вероятно, это и имел в виду Иисус Христос, когда говорил о том, что если изгнать одного беса из души, то придут всемеро больше.
Наивная точка зрения о том, что покаяние — главное средство очищения души, может привести к атеизму, если при этом игнорируется улучшение характера.
Это в лучшем случае, а в худшем — к появлению демонических черт характера и разложению души человека.
У дьявола не было внешних грехов — у него был плохой характер. И главная проблема его характера была в том, что он утратил ощущение единства с Богом.
Он утратил ощущение своей вторичности и своего несовершенства. Совершенен только Бог, никакое другое существо не может быть абсолютно совершенным — какого бы высокого уровня развития оно ни было.
Покаяние — только первый этап в изменении характера, это изменение отношения к прошлому.
Дальнейшее изменение характера — это выработка тех черт, которые приближают нас к любви и к Богу.
Любовь Божественная ни от чего не зависит.
Мы по своей сути двойственны: человек состоит из «глины» и из души, которую в него вдохнул Бог.
Поэтому человек должен жить в двух логиках — об этом говорил Христос: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).
Поэтому у нас должно быть два уровня любви: внутренняя любовь — бескорыстная, ни от чего не зависящая, и внешняя любовь, связанная с сексуальностью, с продолжением рода, с общением с близкими людьми.
У нас должно быть два чувства счастья. Счастье — это один из признаков любви. Внутри должно быть ощущение беспричинного счастья, которое ни от чего не зависит, а снаружи — счастье, которое определяется какими-то условиями.
То же самое и с радостью. Внутри мы должны радоваться не смотря ни что — просто потому, что есть Бог, частью которого мы являемся.
Потому, что через любовь к Богу мы ощущаем вечность и обретаем жизнь вечную, потому что наша душа бессмертна.
Потому что мы появились на этой земле, и даже короткое пребывание здесь — это счастье.
И второй вид радости — это радость внешняя, которая зависит от ситуации.
Что еще может сделать верующего атеистом? Благополучие и стабильность.
Замечено, что в обычных условиях плавания экипаж корабля на 30% состоит из верующих, на 30% — из атеистов, и на 40% — из сомневающихся.
Во время шторма все становятся верующими. Шторм заканчивается — и опять соотношение верующих, атеистов и сомневающихся становится прежним.
Когда мы свое эго ставим на первое место, мы относимся к миру и к Богу потребительски. Когда нам плохо — мы молимся и просим Бога о чем-то, когда нам хорошо — мы о Нем забываем.
Когда человек беден — он стремится к вере, к единению с другими людьми; когда человек богат, он тяготеет к индивидуализму, и его вера ослабевает.
Поэтому, вероятно, Христос и говорил, что богатому сложнее попасть в рай, чем верблюду пройти в игольное ушко.
Есть еще один очень важный момент в понимании причин ослабления веры в Бога.
Материальные ценности мы потеряем вместе с жизнью, а вот духовные ценности могут выходить за пределы жизни.
Если у меня есть настоящее, но нет будущего — счастливым я никогда не буду. Но если у меня нет настоящего и есть будущее, я могу быть счастлив.
Если человек искренне молится Богу, но главная его цель — обеспечить свое будущее, то есть, здоровье, благополучие, стабильность,— то его молитва не только корыстна. Она на самом деле обращена не к Богу, а к своему будущему, к своей жизни.
Обновление любого человека, то есть, по сути дела, воскресение, может происходить только тогда, когда целью молитвы является единение с Богом, когда главным счастьем является ощущение устремления к Нему и уподобления Ему.
Но при этом нужно понимать, что мы Божественны по своей сути и несовершенны снаружи.
И смысл развития заключается в том, чтобы наше несовершенное внешнее устремлялось к Божественному, которое мы чувствуем в своей душе, и уподоблялось ему.
Произошло еще одно событие, которое посеяло семена атеизма в душах верующих.
Это признание самой церкви и ее представителей, то есть, священников, безгрешными как по сути, так и по форме.
Следовательно, критика церкви и ее представителей также недопустима.
После этого начинается борьба с ересями, которые, на самом деле, являются развитием религии. После этого развитие останавливается, а образ священника неразрывно сращивается с верой.
В иудаизме и в исламе служитель отделяется от веры. Все понимают, что совершенна вера, а служитель несовершенен.
В христианских религиях служитель и вера слились в одно целое. Поэтому когда люди стали видеть грехи, нарушения или преступления служителей культа, они разочаровывались и в вере.
Сращение человеческой и Божественной логики — одна из главных ошибок христиан.
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», — говорил Христос.
С.Н.Лазарев, «Блаженны нищие духом»
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии