Искусство жить душой
Вопрос читателя :
Вы часто советуете: «Живите чувствами по принципу — «я хочу». Но разве возможно применить этот принцип большинству людей, которые, может быть, и не хотели бы делать то, что они делают, но вынуждены?
Например, у человека семья, дети, а он вдруг почувствовал, что ему хочется все бросить и уйти отшельником куда-то, потому что сил дальше жить просто нет, душа опустошена.
И что же ему, бросить семью, детей на произвол судьбы, обречь их на голод и лишения, потому что ему хочется уединиться?
А как же совесть, сострадание, милосердие? Получается, все это неважно, потому что нужно думать о своей душе, а не о близких людях, у которых тоже, между прочим, душа есть?
Вот как, к примеру, поступить конкретно в такой ситуации?
*****
Ответ автора:
Я не раз говорил и писал о том, что нужно стремиться жить — «как я хочу».
Но эта фраза, безусловно, требует расшифровки и дополнения.
«Жить, как я хочу» — это значит жить так, как душа велит.
Наша душа пришла из Бога. Но в нашей душе, в нашем подсознании есть животные инстинкты и есть Божественное, и человек может ориентироваться либо на свое животное начало (и постепенно деградировать), либо — на свои Божественные устремления (и становиться благороднее).
«Я живу, как хочу»; «я живу, как желает моя душа»; «я живу так, как Бог велит» — это три уровня образа жизни человека.
Фраза «Нужно жить по принципу «я хочу» подразумевает высший уровень.
«Жить, как я хочу» — это значит: жить так, как хочет мое высшее «я», то есть жить так, как Бог велит.
Наша душа пришла из Бога, а душа — это чувства. На самом деле, мы мыслим чувствами.
Когда душа для человека первична, когда подсознание лидирует, тогда человек, подсознательно чувствуя Бога, Его волю, интуитивно выбирает правильное решение.
Но дело в том, что у человека далеко не всегда получается удерживать постоянное устремление к Богу.
Когда человек грешит, его подсознательная система целей искажается, и тогда желание жить душой может увести его совсем в другую сторону.
Тогда наш ум и наше сознание, которое, по сути дела, является младшей сестрой наших чувств, помогают нам вернуться.
Наш ум связан с опытом, знаниями, нравственными ориентирами, то есть с системой ценностей, которая существует на уровне сознания, — таким образом, наш ум помогает нам познавать Божественное.
В Бхагавад-Гите сказано, что ум — это наш друг, но если ум выходит на первое место, то он становится нам врагом.
Когда я говорю «нужно жить, как хочешь», — это означает, что чувствам следует верить больше, чем сознанию, что душа мудрее ума и нужно ориентироваться на зов души, а не на логику сознания.
Когда Авраам услышал голос Бога, он разорвал все привычные связи и пошел неведомо куда.
Его душа, связанная с Богом, услышав призыв Всевышнего, приказала ему все оставить, от всего отрешиться и отправиться в неизведанные места.
Логика сознания была полностью разрушена.
Фраза «Нужно жить, как я хочу» подразумевает, что в первую очередь нами должна руководить душа, а наш ум, наше сознание, наш дух должны помогать душе обретать Божественное.
Человек должен жить так, как требуют заповеди, которые помогают сохранять в душе любовь.
В первую очередь нужно ориентироваться на высшее чувство любви — жить так, как «хочет» любовь.
Теперь по поводу Вашего конкретного вопроса.
Люди привыкают мыслить в языческой системе координат. А именно: либо я все бросаю, становлюсь отшельником, то есть что захотел, то и сделал, — либо я понимаю, что это будет безжалостно по отношению к моей семье, и остаюсь в семье, мучаясь и страдая при этом.
Человек с языческим мышлением видит только два выхода: либо уйти из семьи ради личного счастья, либо наступить на горло собственной песне и остаться в семье.
Но, на самом деле, есть и третий выход из положения.
Если человеку хочется бросить семью и стать отшельником, это значит, что у него повышенная привязанность к семье.
Но ведь можно не уходить из семьи и, в то же время, не давить себя, а оставаясь в семье, преодолевать свою привязанность.
То есть можно находиться в семье и не быть в семье одновременно. Можно быть отшельником в собственной семье.
Если мужчина повышенно привязан к семье, он это чувствует.
Значит, он ревновал, ненавидел женщин, которые унижали его чувства, изменяли, или не хотел жить, когда они расставались с ним.
Повышенная привязанность к семье может быть следствием сексуальной невоздержанности, когда человек не может сдержать своих сексуальных потребностей и не умеет превращать их в высшие чувства.
Когда человек переедает, это усиливает его привязанность к жизни и зависимость от нее. Когда человек сексуально невоздержан, появляется такая же зависимость.
Если человек любит выпить, поесть, то его зависимость от жизни усиливается, и подсознательно также будет усиливаться сексуальная привязанность.
Если такой человек уйдет в монастырь, то в какой-то степени он, конечно, поможет своей душе. Но это, можно сказать, самый легкий путь.
А более тяжелый путь — это покаяние, пересмотр своей жизни, периодические пост, воздержание и уединение, правильный образ жизни.
Это прощение, это умение сохранять любовь, несмотря ни на какие потери и проблемы.
Это постепенное изменение своего характера, для того чтобы не допускать больше промахов и не усиливать привязанность к этому миру.
Нужно учиться правильно общаться с женой и детьми, для того чтобы конфликт способствовал развитию, а не вел к деградации.
Это достаточно интересный и сложный путь, который позволяет сохранить человеческие отношения, человеческое тепло и дает возможность заботиться о детях, о жене и иметь человеческое счастье.
Душа, в отличие от духа и тела, имеет двойственную, диалектическую природу.
Одна ее часть — Божественная, вечная и обращена к Богу, а другая ее часть обращена к этому миру.
Христос говорил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
«Богу отдать» — это означает, что нужно уходить в монастырь; «кесарю отдать» — это означает, что надо сохранять семью.
Христос не противопоставлял Божественную логику и логику человеческую.
Признавая, что две эти логики противоречат друг другу, он сумел объединить их, — он сказал, что все мы — дети Божьи.
Когда у нас в душе есть любовь, когда мы понимаем, что мы едины с Богом, тогда мы можем совмещать две противоположные логики. Это и есть развитие.
Желательно понять, что верить своим чувствам, жить «как я хочу, как желает моя душа» — это умение совмещать противоположности.
С. Н. Лазарев, «40 вопросов о душе, судьбе и здоровье. Часть 1»
*****
Возвыситься он должен над собою,
Свой дух над тленной плотью возвышая,
Не попирая собственного «я».
«Ум»— друг людей и самый злейший недруг.
Бхагавад Гита, Стих 6.5
перевод А. П. Казначеевой
*****
Фрагменты выступлений С. Н. Лазарева
Из-за чего человек перестает верить своей душе, слышать ее голос? Как жить по велению души?
Выдержка из онлайн-семинара "Секреты семейного счастья", 9 сентября 2017 года.
***
Как ЖИТЬ ЧУВСТВАМИ, а не сознанием? Почему чувства уходят?
Выдержка из онлайн-семинара "Энергия чувств".
***
ЖИТЬ ЧУВСТВАМИ, А НЕ УМОМ - что это значит и как этого добиться?
В этом видео: каким надо быть, чтобы чувства были на первом месте; как стать смелым и почему это важно; разница между фразами "надо сделать" и "хочу сделать"; что притупляет наши чувства; почему улыбка, радость и оптимизм продлевают жизнь нашим чувствам; почему надо жить как влюбленный человек. Отрывок из вебинара "Чувства и конфликт", октябрь 2018 года.
***
К чему в нашей жизни нужно относиться не всерьез?
О том, насколько важно с улыбкой смотреть на все неприятности, о вреде страха, спешки и слишком серьезного отношения к жизни, о необходимости периодически прощаться со всем, что дорого. Выдержка из семинара в Ялте, состоявшегося 11 августа 2002 года.
***
Жить просто, как трава
О жизнерадостности, приспособляемости и умении жить чувствами на примере героя Челентано из итальянской комедии "Блеф". Выдержка из лекции "Облики гордыни. Часть 7. "Бёрдмен", май 2015 года.
***
Приоритет духа над душой
В каком случае единобожие непостижимо? К чему ведет приоритет духа над душой? Какие атрибуты язычества выделяются в современном мире? Выдержка из семинара в Германии, состоявшегося 10 и 11 октября 2009 года.
*****
Жить чувствами
Почему человеку необходимо жить не сознанием, а чувствами? Как правильно адаптироваться к жизни и не совершать судьбоносных ошибок? Выдержка из лекции "Облики гордыни", Часть 1, Москва, сентябрь 2014 года.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться