Гордыня. Причины и преодоление

Многие люди до сих пор не задумываются о том, что такое гордыня, что является ее причиной и каковы признаки того, что она уже воцарилась в душе и положила начало развалу здоровья и судьбы, многочисленным потерям и несчастьям.
Гордыня возникает, когда исчезает потребность в любви и вере в Бога.
Человек, утративший потребность в единении с Первопричиной, подобен дереву, которое отказывается от своих корней. Его крона какое-то время еще может оставаться пышной, но дерево уже погибло.
Обликов гордыни — великое множество, и насколько разнообразна наша жизнь, настолько неожиданно может выглядеть феномен гордыни.
Мы привыкли к простому определению: гордыня — это превосходство, высокомерие, презрение к людям.
Но излишнее самоуничижение — это тоже гордыня. Человек, плохо думающий о себе или недовольный окружающим миром, даже не подозревает о том, что усиливает свою гордыню и создает себе множество проблем.
А тот, кто бескорыстно помогает людям, но, увлекаясь, начинает развращать их этой помощью, даже не предполагает, что своим неправильным поведением усиливает гордыню и в себе, и в других.
Причиной гордыни является привязанность к миру. Чем сильнее мы привязываемся к различным аспектам бытия, тем быстрее мы забываем, что источник нашей жизни — это Первопричина, с которой мы соединяемся через любовь в нашей душе.
Жадность, зависть, невоздержанность, комплексы превосходства и неполноценности, поклонение благополучию или каким-то идеям — все это признаки того, что наша душа, забыв о любви, тянется к наслаждению и начинается незаметный процесс утраты главного смысла нашей жизни.
Для того чтобы вылечить болезнь, нужно правильно поставить диагноз. Для того чтобы преодолеть гордыню, нужно понять, каким образом она появляется и формируется.
Бог един, Он является источником всего, положительное и отрицательное в нашем мире существуют закономерно.
На Божественном уровне все едино, а снаружи мир разнообразен.
Когда человек умеет мыслить диалектически и в его душе живет любовь, которая позволяет быть независимым и от счастья, и от несчастья, — тогда человек начинает преодолевать свою гордыню, понимая, что жизнь, инстинкты, желания и все, что мы имеем, — это всего лишь средство для нашего развития и познания Творца.
Насколько мы понимаем и чувствуем опасность гордыни, насколько мы каждый день меняем свой характер к лучшему, учимся любить, прощать, воспитывать себя и других, — настолько мы становимся по-настоящему счастливыми, не затмевая душу внешними разновидностями счастья.
Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
Спасая свою душу и улучшая свой характер, мы можем помочь не только самим себе, не только нашим детям и внукам, но и всему человечеству.
С. Н. Лазарев, «Облики гордыни».
«Человек, который живет с идеями о том, как жить, естественно, становится жестким. Ему приходится постоянно нести тяжесть своего характера. Этот характер как броня – его защита, его безопасность. Он тратит на это всю свою жизнь. И он всегда реагирует на ситуации не прямо, а через характер. Если Вы задаете ему вопрос, то его ответ уже готов. Это признак тяжелого человека – он скучен, глуп, механичен. Он может быть хорошим компьютером, а не человеком. Вы что-нибудь делаете, и он реагирует на это должным образом. Его реакция предсказуема, он робот.
Реальный человек действует спонтанно. Если Вы задаете ему вопрос, на него дается ответ, а не реакция. Он открывает свое сердце Вашему вопросу, раскрывает себя Вашему вопросу, отвечает на него…
Это портрет человека, чья жизненная энергия была истощена попытками постоянно подпитывать огромную и нелепую машину собственной важности и продуктивности. Он был так занят тем, чтобы „держать все в руках“ и „быть уверенным, что все идет гладко“.
А для того, чтобы преодолеть гордыню, не надо подрезать себе крылья и давить себя, это частое заблуждение многих, святых в том числе.
Чтобы преодолеть гордыню и ревность надо увеличивать безусловную любовь в себе к Богу, которая не дрогнет в испытаниях и искушениях.
Если бы люди полностью избавились от этих качеств, не появилось бы таких шедевров, как «Кармен» и «Турандот»