Кстати, в последнее время часто обсуждается проблема чеченской войны, и многие объективные исследователи говорят в первую очередь об экономических факторах и причинах. Вроде бы все правильно. В Чечне очень высокое качество нефти, которая может быть использована в химической промышленности, а не только как топливо. Чечню сначала нашпиговали оружием, а потом подтолкнули к экономическому и военному обособлению под лозунгом «Берите суверенитета столько, сколько сможете».
Власть в Москве оказалась рыхлой и слабой. Государство разрушалось, деньги исчезали. И лозунг «Берите суверенитета столько, сколько сможете» очень быстро превратился в лозунг «Спасайся, кто может». Казалось бы, совершенно прав был Ленин, когда сказал, что политика — это концентрированная экономика. Но дело в том, что это только часть правды. Экономика — это только видимая часть айсберга, большую часть которого составляет психология.
Распад страны начался не потому, что власть практически не имела денег. Экономический паралич был результатом гораздо более опасного, нравственного паралича. Социалистическая нравственность рухнула, а взамен новое руководство ничего не смогло предложить.
Почему Горбачев так рабски преклонялся перед Западом? Почему он был готов пойти на любые уступки, разрушая жизнеспособность собственной страны? Почему этот последний советский президент говорил так невнятно и бессмысленно? Потому что в его душе не было цели — только нравственная пустота.
Трагедия чеченской войны — это трагедия и Чечни, и России в целом. Это трагедия безнравственного, беспринципного и внутренне слабого центра. Все видели и понимали, что с таким руководством государство обречено, выжить оно не сможет. Каждый регион готовился к самостоятельному выживанию, и это было самым главным козырем в борьбе чеченского народа за свою автономность.
На Кавказе ребенок никогда не был в семье на первом месте. Там всегда существовало безусловное уважение не только к родителям, но и вообще к старшим, в первую очередь к отцу. Причем это было связано не столько с религией, сколько с интуитивным желанием выжить. Небольшому народу сохранить себя, свою целостность гораздо труднее. И там, где слаб физический аспект, должен быть усилен нравственный. Свою малочисленность горские народы компенсировали жесткой дисциплиной и интуитивным соблюдением вселенских законов. Уважение к родителям, законы гостеприимства поддерживались неукоснительно.
Воровство и блуд жестоко наказывались. Защита нравственности всегда была важнее защиты физической. Жизнь никогда не была на первом месте. Именно поэтому в девятнадцатом веке в одном из адыгейских аулов произошло то, чего западному человеку никогда не понять.
А произошло следующее. Один из жителей селения убил своего гостя, потому что прельстился его деньгами и богатой конской сбруей. Когда об этом узнали жители окрестных аулов, они собрались и убили всех жителей этого поселка вместе с преступником. Факты — вещь упрямая и свидетельствуют об одном: как только для человека или общества духовные и нравственные понятия отходят в сторону, а тело, материалистическая психология побеждают, вопрос исчезновения такого человека или государства с лица земли — это лишь вопрос времени. Причем времени достаточно короткого.
Главная энергия, необходимая для существования, развития и обеспечения будущего, — это энергия духа, а не тела. Любопытно, что на Кавказе всегда были достаточно сильны языческие традиции, и главным нравственным фактором там было не столько христианство или ислам, сколько местные обычаи. Именно они сильнее всего влияли на племенное, клановое сознание горцев. Но нравственные устои при этом были гораздо выше, чем в цивилизованной Европе.
У Христа есть притча о двух сыновьях, которым отец поручил выполнить определенное задание. Один согласился, но ничего не сделал, другой же ответил отказом, но потом пошел и сделал все, что просил отец. Современная западная цивилизация уподобилась первому сыну. Внешне все благопристойно и цивилизованно. А то, что творится внутри, в душе, мало кого волнует. И вот министр культуры Франции приезжает на открытие телевизионного канала для гомосексуалистов — и это уже никого не удивляет! А малейшие экономические проблемы приводят к бешеному возмущению народные массы. Францию сотрясают забастовки с требованиями повысить зарплату.
Так вот, если человек сознательно или неосознанно нарушает высшие законы, которые отражены в заповедях, в конечном счете, он расплачивается за это утратой духовной энергии. Казалось бы, уже в течение нескольких тысяч лет люди знают, что безнравственный человек или общество нежизнеспособны. Почему же они все-таки скатываются к этому? Получается, что даже четкое выполнение заповедей не гарантирует, что душа будет спасена от грехов. Почему католичество и православие стали сползать в язычество? Почему та же тенденция крепнет в исламских странах? Может быть, есть неосознанные нарушения, о которых мы не подозреваем?
Многие женщины не представляют, насколько опасно осуждение отца или мужа, как это увечит души их детей. Сколько у меня на приеме было женщин, считавших себя истинно верующими, особенно — исповедующих ислам, которые пять раз в день молились и четко соблюдали все заповеди, а дети у них выглядели ужасно! У одного — тяжелое физическое заболевание, у другого — ужасный характер. А женщина всего-навсего в юности осуждала своего отца, а в замужестве, которое считала не совсем удачным, была недовольна своей судьбой. И вот теперь с тоской и мукой наблюдает, как болеют, совершают преступления и умирают ее дети.
Правильное внешнее поведение не может сегодня предотвратить опасность, которая становится все более реальной. Только лишь правильное поведение не спасает. Поневоле возвращаешься к тому, что говорил Иисус Христос о том, что главный грех не снаружи, а внутри человека, в его чувствах и мыслях. И часто то, что не воспринимается нами как нарушение, может оказаться чрезвычайно опасным.
Через Христа был дан еще более высокий уровень единства души, ее гомеостаза. Оказывается, душа должна быть не только нравственной. Для нового уровня существования и развития душа должна непрерывно ощущать любовь. При переходе на этот уровень человек меняется принципиально. Человек ощущает Творца не как какую-то личность, управляющую им сверху, он ощущает Бога в себе самом. Он чувствует присутствие Творца во всем происходящем. Он чувствует высший смысл в любых событиях окружающего мира. Для такого человека осуждение родителей или недовольство судьбой — это богохульство, а отречение от любви к другому человеку для него мало чем отличается от убийства или самоубийства.
С. Н. Лазарев «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 1
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться