Я вспоминаю об очередном фильме, который мне посоветовали посмотреть друзья. Название его «Фарго», он получил много престижных наград. Меня привлекло то, что его режиссеры — братья Коэны, создавшие фильм «Старикам здесь не место».
Фильм «Фарго» оказался весьма интересным. Филигранно, четко, точно показаны типы людей и их система ценностей.
Фильм начинается с того, что обыкновенный американец, чиновник, решил создать собственный бизнес, причем явно прибыльный и перспективный.
Для этого ему нужны 600 000 долларов. Он пытается занять их у отца своей жены, который является серьезным бизнесменом и богатым человеком.
— Сначала объясни мне, для чего тебе нужны деньги, — говорит тесть.
А когда зять посвящает его в свои бизнес-планы, тесть вдруг заявляет:
— Да, твой проект хорош, но денег я тебе не дам. Я, пожалуй, сам займусь этим и сам буду получать всю прибыль.
— Но ведь я же ваш родственник! — изумленно восклицает мужчина. — Таким образом вы грабите не только меня, но и свою дочь.
— О моей дочери не беспокойся, — хладнокровно заявляет бизнесмен, — она не пропадет, я о ней позабочусь.
Когда пахнет деньгами, нравственность и родственные чувства для этого человека тут же отходят на второй план. Это типичная, совершенно естественная картина для американского общества.
Первыми в Америку хлынули авантюристы, люди, отвергнутые обществом, преступники. Сейчас принято приукрашивать процесс заселения Америки.
Любое общество формируется посредством религии и нравственности. Только на этой почве возможны нормальные экономические взаимоотношения, возможно создание культуры, а затем — цивилизации.
Американское общество изначально базировалось на культе силы и денег, то есть на совершенно языческих, идолопоклоннических позициях. Поэтому в Америке культура всегда отставала от цивилизации.
Этот процесс весьма точно охарактеризовал один француз: «Америка — это страна, которая шагнула в цивилизацию, минуя культуру».
Только постоянный приток иммигрантов, носителей высокой культуры, позволял Америке удерживать соотношение нравственности и прогресса.
В последнее время ситуация изменилась. Культура во всем мире ослабела. Многие эмигранты, получив в Америке образование и заработав деньги, возвращаются назад, на родину. Духовный импульс слабеет на глазах.
В фильме «Фарго» достаточно точно показаны ступени деградации человека.
Первый уровень — это успешный пожилой бизнесмен, у которого есть деньги, благополучие и дети.
Опускаемся на ступень ниже и видим чиновника, который хочет заняться бизнесом и у которого нет денег для этого. Ради денег он готов пойти на гораздо большее нравственное преступление.
Он ищет и находит преступников, которые соглашаются выкрасть его жену. При встрече он сообщает им, что деньги для выкупа жены он потребует у тестя.
Жизнь его жены преступники должны оценить в 80 000 долларов — половину он передаст им, а остальное возьмет себе.
Процесс удовлетворения корысти и жадности остановить невозможно. Мужчина хочет взять у своего тестя миллион долларов. Он не исключает, что преступники могут забрать себе всю сумму, то есть 80 000 долларов.
Ему все равно достанутся деньги в количестве, достаточном и для бизнеса, и для хорошей жизни. Предвкушение легких денег и благополучия затмевают мужчине разум. Он не хочет думать о том, что его жену могут убить.
Это второй уровень падения — среднее поколение.
В фильме показан и третий уровень. Это самое молодое поколение, наследники первых двух. Это уже люди, для которых понятия любви, добра, нравственности не имеют никакого значения.
Деньги и удовольствия — вот то, к чему они стремятся. Ради денег они готовы на все.
Поэтому они так легко соглашаются на предложение выкрасть женщину и получить за это деньги. Поэтому они легко убивают ее, когда она начинает им мешать. Поэтому они уничтожают любого, кто мешает им получить деньги.
Все начинается с полицейского, остановившего их машину, — его они убивают первым. А потом начинается кровавая мясорубка, в которую попадает пожилой богатый бизнесмен, отец украденной женщины. Попадает не случайно, — из-за тех же своих корыстности и жадности.
Он неглупый человек и подозревает, что зять хочет обмануть его. Поэтому он берет кейс с миллионом долларов и сам отправляется на встречу с бандитами.
Когда преступник видит, что на встречу пришел совершенно другой человек, он нервничает, у него вспыхивает агрессия, и он убивает пожилого бизнесмена.
Последнее звено убивает первое — следствие уничтожает причину.
Затем преступник убивает охранника, ставшего на его пути. А потом приезжает к своему подельнику и затевает с ним скандал, после чего сам оказывается убит.
В этом фильме есть любопытные нюансы, на которые сначала не обращаешь внимания, но которые о многом говорят.
Двое бандитов, согласившиеся на преступление ради денег, внешне полностью противоположны друг другу.
Один — худой, истеричный, на всех наскакивает, всех оскорбляет, пребывая все время в состоянии перевозбуждения. Второй — плотного телосложения, постоянно тупо молчит, совершенно глухой эмоционально.
Вроде бы два совершенно разных типа людей. Схожи они только в одном — в легкости, с которой убивают других. Если кто-то обидел или встал на пути к деньгам, его нужно немедленно убить, — это их главный жизненный принцип.
По сути дела, они являются внуками, преемниками пожилого бизнесмена, для которого когда-то вера и нравственность были значимы, но который отодвинул их в сторону ради крупной прибыли.
Это один и тот же процесс, только на разных ступенях деградации. У пожилого бизнесмена деньги вышли на первое место, оставив позади любовь и нравственность.
А у духовных наследников, лишивших его жизни, нравственности уже просто не существует. Стремление к богатству, как раковая опухоль, заполонило все.
В этом фильме есть еще одна очень интересная линия. Всем этим людям противопоставляются женщина-полицейский и ее семья.
Она истинный профессионал. Прибыв на место происшествия, она мгновенно оценивает ситуацию. За несколько минут эта женщина увидела и поняла то, что не смогли осознать несколько мужчин, два часа осматривавших место преступления.
Она дает блестящие, точные замечания и приходит к правильным выводам.
А потом ее тошнит, потому что она беременна. Да не просто беременна, а на седьмом месяце. Но тем не менее она работает с утра до вечера.
Режиссеры этого фильма подошли к пониманию личности преступника гораздо ближе, чем современные психологи и криминалисты.
Преступником является человек, поклоняющийся духовным и материальным ценностям.
Преступник — это человек, отрекающийся от любви, души и нравственности.
Человек может быть преступником потенциально, уже в силу своего мировоззрения или внутренней системы приоритетов, но рано или поздно эта тенденция приобретет физическое воплощение.
Преступник — это всегда человек крайностей.
Состояние перевозбуждения, агрессии у него неизбежно будет превращаться в состояние тупости и апатии, и наоборот.
Человек, живущий любовью и душой, уравновешен.
Он никогда не впадет в крайности, он по сути своей неагрессивен.
Когда система ценностей от единобожия, требующего спасать душу, спускается на уровень сознания, тела, преодолеть крайности невозможно.
Идолопоклонник — это всегда человек страстей и крайностей, он поклоняется либо духовным, либо материальным благам.
Тело и дух — это две противоположности. Механически их объединить невозможно, можно только кидаться от одного к другому.
Объединяются они только в душе — там, где есть любовь, которая содержит в себе абсолютно все, что существует во вселенной.
«Интересно, — думаю я, — зачастую те проблемы, над которыми безрезультатно бьются наука и медицина, давным-давно уже решены религией и искусством. Только этого никто не видит или не хочет видеть».
В этом фильме, если приглядеться, есть одно поразительное, но незаметное открытие.
Посмотрев этот фильм, понимаешь, что истинным преступником является женщина-полицейский.
Именно она, добрая, умная, смелая, стоит у истоков тенденции распада.
Преступником является не она, а то направление, в котором она движется.
Подумав, приходишь к выводу, что безнравственность пожилого бизнесмена — это уже второе звено. А первым звеном является именно женщина-полицейский.
Потому что процесс распада начинается не с утраты нравственности, он начинается с добровольного отказа от любви и веры.
Женщина-полицейский борется за сохранение таких заповедей, как «не убий», «не укради», «не возжелай жены ближнего», но при этом нарушает три первые, самые главные, заповеди.
На первом месте у нее не любовь и вера, на первом месте у нее — чувство долга и работа. Смысл жизни для нее — это работа. Семья — на втором месте.
В своей собственной семье она — не женщина и не мать, она — полицейский на отдыхе.
У нее вялый, апатичный и выпивающий муж. Он добрый и хороший человек, но он — не глава семьи. Он не муж, а, скорее, приемный ребенок этой женщины. Но она беременеет от него, и сейчас она на седьмом месяце.
Нормальная женщина во время беременности должна думать о жизни ребенка, о его здоровье, готовиться к его рождению.
Женщина-полицейский не только весь день занимается работой. Вычислив место, где должны находиться преступники, она отправляется туда сама, с тем чтобы собственноручно захватить их.
Это упоение своей работой, чувством долга. Она хочет состояться, почувствовать себя высококлассным полицейским. О том, что погибнуть может не только она, но и ее ребенок, она совершенно не думает.
Для нее любовь и жизнь ребенка — на втором плане. Значит, скорее всего, она родит ребенка, у которого на второй план уйдет и нравственность.
Как любая работа выглядит в подсознании человека? Тысячи лет человек работал для того, чтобы получить деньги, упрочить свое благополучие, укрепить свой статус.
Как бы возвышенно ни думал человек о своей работе, подсознание функционирует в своем режиме.
Поклонение работе, чувству долга — это есть поклонение сознанию, будущему. Это есть поклонение деньгам, благополучию и власти в конечном счете.
Поэтому для ребенка этой женщины вполне логичным будет отречение от любви и нравственности ради денег и благополучия.
Именно таким был пожилой бизнесмен, который отказался от нравственности ради благополучия, за что и поплатился собственной жизнью и жизнью своей дочери.
Если приглядеться, вокруг мы можем увидеть повторяющуюся картину.
Причина борется со следствием, ненавидит его, не понимая, что она же это следствие и порождает.
Это удел всех противоположностей, утративших любовь.
Они ненавидят и пытаются истребить друг друга, не понимая, что различаются только внешне — как двое преступников в этом печальном, но поучительном фильме.
С. Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 4
Интересная точка зрения относительно женщины-полицейского, спасибо. Я тоже себя ловила на мысли, что что-то не так, что тут нет положительных героев, но не могла понять. Спасибо за анализ! Дьявол в мелочах