×
13 апреля 2021

Диалектика Божественной любви

Истинное смирение заключается в видении и приня­тии Божественной воли, которая не парализует, а под­держивает волю человеческую.
2
478
Диалектика Божественной любви

Гордыня — это подавление и унижение не только другого человека, но и самого себя. Но как же, в та­ком случае, понимать слова Христа о том, что не надо садиться на первое место? А это как раз и есть ин­струкция по преодолению главного человеческого ин­стинкта. Не надо поклоняться статусу, мечтать о пре­восходстве над другими и делать это смыслом жизни. Главное — идти за любовью, а тогда обретешь и почет, и уважение, и деньги, и благополучие. Христос никог­да не призывал к самоунижению и неверию в себя.

«Стучите, и отворят вам, — говорил он. — Проси­те помощи, и вам помогут. Стремитесь, и у вас полу­чится. Не зарывайте вашу энергию, ваш талант в зем­лю, — Бог наказывает за это».

Люди того времени не могли усвоить диалекти­ку учения Христа. Если не следует стремиться занять лучшее место, значит, надо стараться занять худшее место. А если пригласят на первое, лучшее место, надо отказаться от этого предложения. Всю жизнь надо си­деть на самом плохом месте, ведь этому учил Христос.

Каждый хочет занять первое место, — это нормаль­но и естественно. Но если главное для тебя — любовь, тогда ты не стремишься занять первое место во что бы то ни стало. Занимай любое, а потом, когда все увидят, что ты достоин первого, тебе его предложат.

То же самое Христос говорил о деньгах. Всем лю­дям нужны деньги и благополучие, но их нельзя ста­вить на первое место, нельзя стремиться получить их во что бы то ни стало, отказываясь от любви. Если ты готов отказаться от денег, от благополучия ради люб­ви, ради спасения души, тогда тебе можно иметь их безбоязненно. Если ты готов сесть на последнее место, хотя стремишься на первое, тогда тебе можно занять лучшее место, потому что это не повредит твоей душе.

Христос учил не отказу от инстинкта самосохране­ния, а преодолению зависимости от него. Он учил не отказу от денег, благополучия, престижа и духовной власти, — он учил независимости от этих аспектов че­ловеческого счастья. Последователи Христа соединить эти противоположности не могли. Поэтому христиан­ство обречено было распасться на два течения. Одно направление главной линией поведения должно было объявить самоуничижение, отрешенность, занижен­ную самооценку. Второе направление провозгласило, наоборот, уважение к самому себе, к активной дея­тельности, к плодам своего труда, что стало считаться целью и смыслом существования.

Так оформились два религиозных течения. Восточ­ная, православная тенденция ушла на последние ме­ста, а западная, европейская — решила занять первые. Культ человека, плодов его труда, собственности при­вел к экономическому рассвету Европы, к демокра­тическим свободам. Цивилизация стала стремительно развиваться, потихоньку истребляя культуру.

Византия, вначале державшаяся срединного пути, процветала, а потом незаметно стала угасать. Прене­брежение людей к себе и к внешним аспектам бытия разрушало цивилизацию, но спасало культуру, — по­этому Россия, экономически отставая от «просвещен­ной» Европы, сумела накопить огромный духовный ка­питал и всегда была богата талантами.

Если проследить историю, мы заметим постоянное противостояние России и Европы. Историки пыта­лись привязать это к экономике, политике, географи­ческому положению России, но главным здесь, судя по всему, является различие в мышлении. Католичество и православие как две противоположности, появившиеся из распавшегося христианства, не могли мирно соеди­ниться друг с другом. Если любви нет, одна противо­положность должна либо уничтожить другую, либо по­глотить ее, уподобив себе.

Поэтому либералы, одурманившие Россию в 90-х го­дах, подготавливали ее к уничтожению. Поэтому евро­пейские и американские политики никогда не рассма­тривали вопрос дружбы и единения с Россией. Пред­полагались другие варианты: либо уничтожить Россию физически, либо расчленить ее на десятки мелких го­сударств, либо Россия должна полностью переродить­ся, перенять западное мышление, заняться самовосхва­лением, поклоняться своим инстинктам, принять культ насилия и секса.

Но это еще не все, — православие должно утратить себя, свою самоидентификацию. Оно должно либо быть уничтожено, либо перейти под влияние и власть католичества, — тогда духовный распад может спасти от физической гибели. То, что называется сейчас эку­менизмом, объединением церквей, является, на самом деле, завуалированной попыткой католичества подчи­нить себе все постхристианские конфессии, и в первую очередь, конечно, — Русскую Православную Церковь. Судя по всему, этот процесс идет полным ходом.

Недавно размещенный в Интернете видеоролик о неофициальной встрече высших чинов Московской па­триархии с папой римским является красноречивым свидетельством такой тенденции. Священники целуют руку папы римского и просят благословить их, тем са­мым признавая его духовную власть.

Неумение диалектически мыслить закрывает от че­ловека любовь и понимание происходящего, не по­зволяет предвидеть последствия своих шагов. Понять что-либо — это значит объединить противоположно­сти, объединить боль и радость в одно целое, увидеть в потере и приобретении единый процесс, во всех не­приятностях и благах — Божественную волю. Ощу­щение собственной непогрешимости, поклонение раю и страх перед адом, разделение мира на два лагеря — добра и зла — все это лишило представителей рели­гии возможности меняться, развиваться и постигать истину.

Это значит, что возможность диалектического объе­динения католичества и православия является нулевой. Обе эти религии могут выжить и объединиться — только вернувшись к христианству. В противном случае одна противоположность должна будет уничтожить другую или полностью подмять ее под себя, уподобив себе. Когда-то Запад таким образом уничтожил Византию.

Пока мы живем в плену иллюзий. Для большинства верующих смирение — это пассивность, самоуничиже­ние, осознание своей ничтожности. Но истинное сми­рение диалектично: это абсолютное внутреннее приня­тие Божественной воли и одновременно максимальная внешняя активность, направленная на собственную за­щиту и спасение. «Просите, и дано будет вам; ищи­те, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучаще­му отворят». Смирение, как сейчас его понимают, не имеет ничего общего с тем, чему учил Иисус Христос.

На одном из семинаров я приводил пример Вален­тина Дикуля, который, упав с 13-метровой высоты при выполнении гимнастического трюка, сломал позвоноч­ник. С одной стороны, врачи вернули его с того света и он по сей день благодарен им за это. С другой стороны, они убеждали его: «Шансов вернуть здоровье нет, ты обречен всю оставшуюся жизнь провести в инвалидной коляске, успокойся и не переживай, не рви себе душу».

Валентин Дикуль не стал переживать, но не стал и успокаиваться. В течение пяти лет, соорудив нехи­трое устройство, он ежедневно по многу раз поднимал каждую свою ногу, мысленно представляя себе, что делает это естественным образом. Через пять лет он встал с кровати и пошел. А еще через несколько лет он вернулся в цирк и стал исполнять силовые номера, удерживая на плечах двухтонную машину.

С привычной точки зрения, говорить о смирении Валентина Дикуля невозможно. Но, на самом деле, именно он-то и следовал учению Иисуса Христа. Он верил в то, что его воля может совершить чудо, и до­бился своего. Он верил не одну или две недели. Пять лет каждый день он не сомневался в себе. У него не было страха, не было сожаления, не было уныния. Если бы у него возникло чувство превосходства, завы­шенная самооценка, тогда он очень быстро перешел бы в противоположность — уныние, депрессию, неверие в себя. У него не было ни самоунижения, ни самовозвы- шения. Была вера в то, что он способен осуществить свою цель, и была постоянная отдача энергии, непре­рывные усилия по изменению себя.

Так в чем же состояло смирение Валентина Дикуля? В том, что он не роптал против своей судьбы и Бога. Он не сожалел о том, что произошло, не обвинял себя в случившемся несчастье, не искал виноватых. У него не было обиды на врачей, которые приговорили его к пожизненной инвалидности. У него не было страха пе­ред завтрашним днем, — а ведь страх парализует, оста­навливает энергию, делает пассивным. У него было до­бродушие и постоянная работа.

Истинное смирение заключается в видении и приня­тии Божественной воли, которая не парализует, а под­держивает волю человеческую. Истинное смирение — в том, чтобы не сожалеть о прошлом и не бояться буду­щего. В том, чтобы не осуждать других и не думать плохо о себе. Не в том, чтобы останавливать свои по­пытки, давить себя, лишать себя энергии, а в том, что­бы максимально верить в себя и постоянно, каждую долю секунды отдавать энергию для исполнения сво­их желаний. Но возможно это тогда, когда интуитивно целью человека является любовь и единение с Богом. Если бы у Дикуля не было добродушия, он не смог бы помочь ни себе, ни другим.

С.Н.Лазарев «Опыт выживания», часть 4

Подробнее о книге

  1. Татьяна Зуева
    298
    Познающий
    13 апреля 2021, 12:22
    Спасибо. Пример Валентина Дикуля дает понимание теории, вдохновляет и мобилизует.
    1. Антонина Шахтаренко
      292
      Познающий
      30 апреля 2021, 22:44
      Здравствуйте! Огромное спасибо за отрывок! Это как раз напоминание о том, что мне нужно сейчас понять, почувствовать и проработать. Уметь не махать кулаками после драки — это очень хорошее качество, но многие из нас продолжают постоянно перемалывать ситуацию вместо того, чтобы её принять и понять, как из неё выйти с Любовью.

      Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

      Читайте также
      Миллионер Иннокентий Серебряков. Монашеский путь Мировые Миллионер Иннокентий Серебряков. Монашеский путь
      Незаслуженно забытый почти на сто лет, он возвращается в историческую память России, являя пример совестливого русского человека, который не смог веселиться на пире жизни, когда вокруг него бедствовали сотни тысяч людей. 
      21 октября 2021
      2
      122
      Болезнь тела есть болезнь души. Вылечив душу, мы вылечи­ваем болезнь Мировые Болезнь тела есть болезнь души. Вылечив душу, мы вылечи­ваем болезнь
      Чтобы вылечить болезнь, нужно, чтобы выздоровела душа, должны изме­ниться эмоции человека, его характер и мировоз­зрение.
      22 октября 2021
      0
      12
      Радуга в душе. Цвет и его волна Мировые Радуга в душе. Цвет и его волна
      У каждого человека периодически бывают уси­ления то чувственно-ревнивого аспекта, то духовно-горделивого, и тогда правильно подо­бранная одежда может помочь ему обрести душев­ную гармонию.
      21 октября 2021
      2
      216
      Другие материалы
      Все видео
      Поддержать автора
      Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
      Узнать больше
      Подписка
      Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
      0