Цель мы выбираем сами
Сегодня вечером, в Прощеное воскресение, мы договорились пойти в храм на вечернюю службу, чтобы получше настроиться на пост.
Хочу отметить, что последние полгода мое внутреннее состояние вдруг заметно улучшилось (хотя «вдруг» тут не совсем уместно, — если точнее, то после четырехлетних всяких разных испытаний).
Энергии стало хоть отбавляй, никаких простуд и уныния, — наоборот, появилась внутренняя свобода от внешних обстоятельств: если какой-то стресс или боль, то это только к лучшему, от этого появляется ярко выраженное чувство единства с Богом и миром. В общем, как ни крути, а все меня радует, прямо как Винни-Пуха.
И вот сегодня, уже по дороге в храм, меня вдруг накрывает волна уныния. Ни с того ни с сего появляется в душе тоска, ощущение бессмысленности всего, своей жизни, работы над собой, приближающейся Пасхи.
«Вот те на, — думаю, — приплыли». Так все было хорошо, так ждала начала поста, готовилась — и вдруг такое.
Уже стоя в храме на службе, я обратилась к Богу с такими примерно по смыслу словами:
«Я не знаю, что со мной происходит, вот, принесла это свое уныние в храм и кладу его перед Тобой. Делай что хочешь. Хочешь — исцели меня от этого уныния, хочешь — усиль его, чтобы мне еще сложнее было работать над собой. Только веди меня к Себе, помогай любить».
Так как Бог у нас у каждого внутри, после этой молитвы я туда (внутрь себя) и заглянула, и оказалось, что там, внутри, уныния и тоски нет.
Там, в глубине, у меня по-прежнему спокойное ощущение счастья, которое было со мной все эти месяцы. А уныние и тоска — они снаружи, как кольцом, окружают меня и давят. Что-то вроде как в шторм на море — снаружи ужас, а в глубине тишина и покой.
Когда я нащупала у себя в глубине это свое, уже ставшее привычным, ощущение тишины и счастья, я так обрадовалась. Вот оно, я его не потеряла. Но при этом уныние и ощущение безысходности не покидало меня ни на секунду.
Вот, оказывается, как бывает. Можно ощущать одновременно и уныние, и счастье.
Только надо суметь как бы нырнуть вглубь, точнее даже — поднырнуть под это уныние, а там, в глубине, все нормально.
Сиди себе тихонечко, пережидай шторм, который бушует на поверхности.
Кстати, к концу службы уныние исчезло.
Домой пришла уже в нормальном состоянии. Но это теперь не главное.
Теперь я знаю: откуда бы оно ни взялось и сколько бы оно ни продолжалось, быть счастливым, так же, как и боль, оно не мешает.
Наше Божественное «я» от всех наших страстей и эмоций надежно закрыто. Там — только любовь.
Всем желаю любви, плодотворных изменений во время поста, да и не только во время поста.
Спасибо, что есть исследования Сергея Николаевича, что есть этот сайт и столько интересных и разных участников на этом сайте!
До встречи на сайте после Пасхального воскресения!
*****
Форма определяется содержанием, то есть функцией. Функция определяется целью. Наше тело — это форма; наше содержание, функция — это душа. А цель мы выбираем сами.
В зависимости от того, какова наша цель, наша душа либо воспаряет и начинает сиять, либо сморщивается и постепенно, незаметно умирает.
Если целью человек делает удовлетворение инстинктов, он незаметно превращается в животное.
Если целью человек делает единение с Богом, он превращается в человека любящего и духовного.
Физическая энергия — это показатель работы функции. Если энергия падает, — это означает, что функция не в порядке. Значит, цели выбраны ложные.
Если сейчас во всем мире наблюдается так называемый синдром хронической усталости, это, вероятно, свидетельствует о том, что вера у людей ослабла.
У меня есть тетрадка, в которую я заношу свои мысли. На ее обложке нарисована птичка, наблюдающая за парящим орлом. Рядом напечатан какой-то текст, на который я раньше не обращал внимания. А недавно я прочитал его:
«Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы... (Ис. 40:30,31)»
Так что диагноз нашей цивилизации, оказывается, поставлен уже давным-давно, еще в Ветхом Завете. Да и рецепт спасения находится там же.
Раньше я считал, что уныние — это неверие в себя. А потом задумался: а откуда появляется неверие в себя? Почему человек слабеет духом?
И пришел к выводу, что это результат утраты главной цели. Именно цель делает человека сильным.
Стремление превзойти других, то есть честолюбие, желание заработать деньги, получить образование, укрепить благополучие — все это рождает мощный поток энергии в душе.
Но если деньги, власть или благополучие становятся самоцелью, тогда мы незаметно утрачиваем любовь, а затем теряем все то, из-за чего отказались от любви.
После этого и появляются уныние, депрессия и нежелание жить.
Во время мирового финансового кризиса 2008 года один из самых богатых людей Германии бросился под поезд, потому что акции концерна «Фольксваген» упали в цене.
Каждый человек подсознательно чувствует истину и интуитивно понимает, что любые земные цели со временем будут разрушены.
Поэтому поклонение власти, деньгам, благополучию, духовным и физическим наслаждениям неизбежно сопровождается страхом потери, унынием, агрессией к себе и другим, а также — утратой любви.
Истинный оптимизм дает нам только вера в Бога. Поскольку Творец вечен, то утратить Его как цель — просто невозможно.
Однако есть один маленький нюанс. Человек может быть нравственным, следовать заповедям — и вдруг на него посыплются несчастья.
Тогда может возникнуть ощущение, что Бог отвернулся, что Бог наказывает нас несправедливо, ни за что, что Бог нас не любит.
От этого тоже могут появиться уныние и депрессия. Этот механизм описан в притче о бедном Иове.
Когда мы считаем, что Бог находится где-то далеко, всегда можно усомниться, видит ли Он нас, любит ли Он нас, заботится ли Он о нас. На уровне иудаизма этот парадокс неразрешим.
Только христианство дает правильное решение этой с виду непреодолимой задачи.
Оказывается, мы Божественны по своей сути, мы состоим из любви, которая вечна. Наше истинное «я» тоже вечно, — это означает, что мы его никогда не утратим.
Поэтому единение с Богом — это одновременно раскрытие Бога в себе через изменение своего характера (об этом говорил Христос) и через изменение своего поведения (об этом говорят заповеди Ветхого Завета).
А когда мы понимаем, что мы есть любовь, тогда мы, реализуя свои инстинкты, не станем их рабами. Тогда любой крах материальных, духовных и чувственных целей не приведет нас к унынию.
Вы правильно заметили, что поверхностное уныние может присутствовать как следствие проблем нашего человеческого «я».
Но наше истинное, Божественное «я» испытывать уныние не может.
Осознание этого делает нас истинно счастливыми.
С.Н. Лазарев, «Опыт выживания», часть 5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться