Когда рухнет этот дом без фундамента, можно только предполагать, но, глядя на строителей, бойко поднимающих все новые и новые этажи современной цивилизации, понимаешь, что с мышлением у них не все в порядке. А религия — это стратегическое мышление, позволяющее человечеству выжить на протяжении тысячелетий.
- Да, у современных людей стратегическое мышление отмерло, осталось, наверное, только у западных спецслужб. У ЦРУ, говорят, есть планы на 10, 20, 50 и 100 лет вперед. Их план по расчленению Советского Союза блестяще удался.
- То, что они считали стратегией, с моей точки зрения, является самообманом, — говорю я. — Сейчас поясню. Недавно я разговаривал с достаточно информированным и неглупым молодым человеком. Он мне рассказал о своем знакомом немце, который инвестирует средства в Украину. Тот прочитал ему небольшую лекцию. «У вас мышление дикарей, — говорил он. — Вы можете думать только о том, что у вас перед носом. Вы не привыкли стратегически мыслить. Схватить, урвать сегодня — вот мечта большинства ваших бизнесменов и чиновников. У вас есть отдельные очень талантливые люди, а в общей массе — сброд. Ваше коллективное мышление — ущербное. Сначала вместо стратегии вы забивали голову планами о светлом будущем, а сейчас, отказавшись от этих планов, вы вместе с ними отказались и от стратегического мышления. Поэтому крупные корпорации и западные страны переигрывают вас, как детей. Европа давным-давно ищет альтернативные источники топлива и переходит на них. А вы сидите со своей печкой и готовы еще тысячу лет кидать в нее дрова. Вы не умеете мыслить — в этом все ваши беды. Поэтому вам не догнать Запад. Ваше правительство просчитывает ситуацию на два хода вперед, в то время как это нужно делать на двадцать».
И вот этот молодой человек спрашивает меня: «Вы согласны с точкой зрения этого немца?» «И да, и нет, — отвечаю я.
— Поясню на примере. Представьте, что родители занимаются воспитанием ребенка. Они рассчитали его диету на много лет вперед. Они заранее знают, в какую спортивную школу он пойдет. Они заранее подыскивают для него хороших тренеров, ведь он должен быть очень крепким и здоровым, чтобы стать хорошим спортсменом. Математика, физика, химия такому ребенку не нужны. Развивать его способности ни к чему и отвлекаться на искусство совершенно не надо. Ведь это отнимет у него энергию, и он не сможет лишний раз отжаться. Это будет стратегическое мышление или нет?»
Парень задумывается. «Не совсем», — говорит он. «Идем дальше. Родители обеспечили сыну великолепное физическое воспитание. Он красив, подтянут, силен и энергичен. Родители много лет заботились и о его духовном развитии. У него блестящие знания в области математики, физики, химии, экономики, политики и в искусстве. Но он полный подлец, эгоист и готов уничтожить своих родителей и отречься от них ради карьеры, денег и благополучия. Это стратегическое мышление?»
— «Это, пожалуй, еще хуже», — отвечает молодой человек. «Значит, к какому выводу мы приходим? Стратегическое воспитание ребенка — это забота о его выживании не сегодня — это связано с телом, и не завтра — это связано со способностями, а послезавтра и на неопределенное время вперед. Без воспитания души ни о какой стратегии речи быть не может. А без любви и веры душу воспитать невозможно».
Так вот, западная цивилизация всю стратегию направила на экономику. Восточные страны, такие как Китай, Индия и Япония, большую часть сил направили на развитие технического мышления, на создание новых технологий. А в России и на Украине еще сохраняется инерция высшего стратегического мышления — забота о душе и нравственности. И это дает незаметное, но неоспоримое преимущество в стратегическом выживании. Поэтому спецслужбы Европы и Америки вкладывают гигантские деньги в разрушение православия, нравственных традиций. В первую очередь прицельно бьют по молодежи. Это вполне логично. Наши дети сейчас — это наша страна через двадцать лет.
У моего знакомого есть внучка шести лет. Девочка очень умная и шустрая. Когда ей было пять лет, она, насмотревшись западных мультфильмов, подошла к своей бабке, то есть к его жене, и торжественно сказала: «Бабушка, я теперь поняла, в чем смысл жизни. Весь смысл жизни — в деньгах».
Жена приятеля стала объяснять, что так считают только герои западных мультфильмов, что это только их мнение, что главное в жизни — это любовь к Богу. Внучка недоуменно посмотрела на нее и ничего не сказала. А через несколько месяцев неожиданно подошла и рассказала, что видела сон. Во сне ей приснилась лисичка: бежит и пушистым хвостиком виляет, а потом остановилась и говорит человечьим голосом: «Ох, моя дорогая, не доведут тебя до добра эти мультики».
Подсознание ребенка гораздо активнее все впитывает, чем подсознание взрослого. Изувечить его легко, а вот восстановить весьма сложно. Сильнее всего увечат мышление неверно выбранные приоритеты. Помните, на всю страну трубили об опыте семьи Никитиных? Японцы привыкли заимствовать новые идеи из России. Они с жаром подхватили идею гармоничного воспитания детей. А потом все как-то неожиданно заглохло. Позже одна из выросших дочерей Никитиных сказала: «Эксперимент по гармоничному воспитанию не удался, мы все переругались друг с другом. Своих детей мы так воспитывать не будем».
Об этом неудачном эксперименте ни один психолог не вспоминает, потому что психологии такие явления непонятны, как непонятен ей и сам предмет, которым она занимается, — душа человека. А ответ лежит на поверхности. Эта система воспитания была ущербной, потому что она была связана с коммунистическим мышлением. Человек — это тело, у которого есть высшая функция — сознание. Так гласила советская наука. Значит, развитие человека — это развитие его тела и его духа. Поэтому всех семерых детей Никитины постоянно тренировали физически, давая им самые разнообразные задания. Кроме того, усиленно развивали их способности — музыкальные, математические. Коллективное сознание, дух дружбы и взаимопонимания присутствовали в семье по инерции, автоматически. Со временем это нравственное общинное состояние стало утрачиваться. Чем больше развивались способности и тело, тем меньше энергии доставалось душе. Гармоничного воспитания получиться не могло.
Лазарев С.Н. «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 2
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться