Виктория — победительница

Вика Потапова родилась зрячей и ещё помнит, как выглядят деревья и солнце. Проблемы со зрением у девочки начались в 2 года — врачи выявили редкую, характерную в основном для девочек болезнь: ретинобластому. Процент выживаемости с этой злокачественной опухолью крайне мала.
Но Вика выжила — вопреки статистике. После операции, в ходе которой ей удалили один глаз.
В 10 лет опухоль вернулась, и потребовалось удаление второго глаза. Так Вика погрузилась в темноту.
В детстве она очень любила рисовать и чертить, но понимала, что путь в архитектурный для незрячего человека закрыт.
Верить в себя ей помогала семья. У спортсменки много двоюродных братьев и сестер. Все они общаются с друг другом и вместе отмечают праздники.
Вика с детства занималась спортивной гимнастикой и добилась в дисциплине серьезных успехов. В 1991 году Вика привезла рекордное количество золотых медалей с соревнований по гимнастике в США
Ей сначала пытались запрещать занятия: до 10 лет, пока зрение еще сохранялось, опасно было им рисковать. А Вика бесстрашно делала сальто, соскоки с бревна.
Когда девочка полностью ослепла, Вика с мамой, не сговариваясь, в один голос пошутили: «Ну вот, теперь терять нечего, можно и сосредоточиться на спорте».
В 14 лет, уже будучи незрячей, Вика спасла тонувшую 7-летнюю сестру. А однажды выжила, упав в метро на рельсы! Смогла сгруппироваться, вытянулась между рельсами, и состав проехал над ней.
А потом на девушку напал маньяк. Она не закричала и не защитилась — просто оцепенела и не могла понять, что происходит. К счастью, Вику спасли прохожие. Настало время научиться защищаться от людей…Так она пришла в секцию самообороны.
В 26 лет её находит тренер по дзюдо. Кажется, поздновато для выстраивания спортивной карьеры, но в 2004 году Вика выиграла бронзу Паралимпиады в Афинах. Потом бронза в Пекине, потом — в Лондоне, а между Паралимпиадами — масса чемпионатов стран и континентов, где она побеждала.
На Паралимпийских играх в Токио в 2021 году россиянка завоевала бронзовую медаль.
Виктория Потапова выступает в дзюдо для слепых в весовой категории до 48 кг, на Паралимпийских играх в Токио она стала бронзовым призером.
Для 47-летней спортсменки это четвертая паралимпийская награда в карьере.
"Самое главное — у меня родилась дочка, ей в этом году исполнилось уже восемь лет, — с теплотой рассказывает Потапова. — Имя выбирали долго, но однажды поехали в монастырь, а там — мозаичная икона святого Стефана. И я решила, что малышка будет Стефанией".
У спортсменки в раннем детстве обнаружили ретинобластому — редкую злокачественную опухоль глаза. Она перенесла операцию и химиотерапию,но с 10 лет зрение пропало совсем.
У маленькой Стеши врачи тоже обнаружили рак, двухлетняя девочка могла полностью ослепнуть. Спасительный вариант с сохранением зрения предложила одна из клиник в США. "У Стеши все хорошо, ей всегда попадались отличные воспитатели, а сейчас — учителя в школе. Она учится не в интернате, а в обычной школе, в специальном классе. Занимается танцами, математическим моделированием, развитие у нее отличное", — рассказывает Потапова.
Спортсменка смеется, что в дзюдо дочку, скорее всего, не отдаст. У Стеши своя любовь в спорте.
"Она водоплавающий человечек, обожает воду и очень хочет научиться плавать. Сейчас во всю плавает в нарукавниках, воды не боится, — отмечает Потапова. — Все лето она была в Сочи с бабушкой, я приехала к ней на день рождения, и мы с ней научились вместе, за руку, прыгать в бассейн. А за лето она сама научилась прыгать с пирсов".
В 2017 году Потаповой пришлось заниматься уже собственным здоровьем — лейомиосаркома верхней челюсти, больницы, обследования.
"У меня врожденное заболевание, это все его отголоски, — поясняет Виктория. — У меня эти отголоски проявились через 40 лет, но кто-то при таком заболевании до такого возраста даже не доживает. Редкая ситуация, в мире всего три таких случая, поэтому нет никакой статистики, никакого отработанного протокола лечения".
Спортсменке удалили пораженные ткани, часть костей носа и орбиты глаза, верхнюю челюсть.
"В России мне сказали, что при таком заболевании нельзя заниматься спортом, а немецкие врачи разрешили, — вспоминает Виктория. — Сказали, что, если есть желание, можешь делать все, что хочешь. Нельзя делать ультразвук, а все остальное — спорт, баня, да хоть в космос летай — насколько ты себя чувствуешь.
На следующий день после операции уже поднимали, массировали, еще через два дня поставили на ноги, сказали — стой. Через день я пошла сама, они переключали аппараты, а я так и шлепала со всеми катетерами и трубками по коридору. Я запомнила, что если не будешь двигаться, то ничего хорошего с тобой не будет, даже если ты нормальный здоровый человек", - рассказывает Виктория.
Спустя несколько лет после всех операций Потапова "дошлепала" до паралимпийской медали. Из-за болезни по рейтингу она могла не пройти на Игры в Токио. Но в спорте слепых есть особенность квалификации — на Паралимпиаде обязательно должны соревноваться "тотальники" — полностью слепые спортсмены, у них есть дополнительная квота. В эту квоту Виктория попала, а дальше — сделала все, что смогла.
"Мы были в Мекке дзюдо — Кодокан, Будокан. Этот зал, все эти ритуалы очень мотивируют, тебя переполняет ощущение того, что прикоснулся к чему-то важному, — вспоминает Потапова. — Помню, как после последней схватки помогала сопернице подняться на ноги и тут накатили слезы. И одна мысль в голове — только бы не разрыдаться. Никогда не плакала, когда выигрывала, а тут. Мы вышли к журналистам, я давала первое интервью и помню, как голос прерывался, будто вот-вот зарыдаю. Все эти болезни, все эти девять лет, видимо, так сказались, мне запрещали, но я все равно пришла, и все получилось".
Несмотря на все перенесенные испытания, Потапова остается позитивным человеком, это чувствуется даже в разговоре.
После возвращения из Токио Викторию встречали многочисленные родственники, праздник устроили в родном тренировочном зале, пришли поздравлять все соседи.
О продолжении карьеры Потапова пока ничего не говорит, но уже сейчас иногда занимается с детьми.
Мало кто из тренеров готов научить борьбе слепого ребенка, ведь ему нужно объяснить, как контролировать тело, дать прочувствовать целый мир. Это очень долгая и кропотливая работа.
"По первой профессии я массажист, а по второй — специализированный тренер, и мне нравится этим заниматься. На тренировках иногда работаю с ребятами, даже с абсолютно зрячими детишками, — рассказывает Потапова. — Говорю им свои ощущения, поясняю, что они делают не так. У меня отличное чувство тела, когда объясняют что-то на словах — это одно, мне легче, когда показывают на теле, тогда сразу осознаю, какие должны быть ощущения в теле, как надо двигаться".
Однажды спортсменка решила добавить в жизнь острых ощущений и прыгнуть с вертолета, высота более 4 000 метров.
"Самым страшным был первый шаг, когда надо было выйти из вертолета. Второй страшный момент — когда раскрывается парашют. До этого ты летишь, привыкаешь к свободному падению, а потом тебя резко дергает вертикально вверх. У нас очень интересно получилось с инструктором, будто всю жизнь вместе тренировались — приземлились и синхронно побежали", — рассказывает спортсменка.
По словам Виктории, повторить этот опыт пока не хочется. Сейчас есть дела поважнее.
"Парашют был еще до рождения Стеши, — улыбается Потапова. — После появления детей все-таки ощущаешь больше ответственности, тяга к риску немного ослабевает".
Одно из достижений дзюдоистки, которым она очень гордится, является ее дом в Сочи. Она сама сконструировала его из «Лего».
— Я же не знаю, как людям показать, нарисовать дом, как он должен выглядеть. Мне надо было как-то объяснить, что я хочу, какого вида. У меня дома был конструктор «Лего», и я строила проекты, переделывала несколько раз, по-всякому переделывала крышу. И дом строили по моему проекту, — смеется Виктория.
— Главное, чтобы было желание. Дом строила для большой семьи, чтобы могли собираться все вместе и проводить там время.
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться