Мечта о небе
Игорь Иванович Сикорский родился в семье известного психотерапевта, профессора Киевского университета - Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919). Внук православного священника.
Его называют "отцом современного вертолетостроения". Но Сикорский строил не только вертолеты.
Он также создатель первого в мире четырёхмоторного самолёта "Русский витязь" (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта "Илья Муромец".
А еще он пример необычайно успешного эмигранта: был вынужден бежать от коммунизма и гражданской войны в СССР и прославил свою новую родину – США.
Авиастроением Игорь заболел еще с детства.
"В 1900 году в возрасте 11 лет, мне приснился удивительный сон. Я увидел себя идущим по узкому коридору. По обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковёр. Сверху падал мягкий голубой свет электрических светильников. Когда я шёл, пол под ногами слегка вибрировал, и вибрация эта была похожа на качку парохода. Я был убеждён во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек ещё никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно."
С 1903 по 1906 гг. учился в Петербургском морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт.
Там в то время существовала "Воздухоплавательная секция", которую организовал ученик Николая Жуковского Николай Артемьев, первый заведующий кафедрой электротехники Киевского политехнического института.
В этой секции в 1908 году Сикорский попробовал построить два первых летательных аппарата, прообразы его вертолетов. Но один из них так и не смог взлететь: "Один не взлетел вообще, второй не смог взлететь со мной", — честно признавался конструктор.
И Сикорский переключился на самолёты — уже с большим успехом. В 1910 году он поднял в воздух С-2, первый самолёт своей конструкции, а уже на следующий год получил диплом летчика.
Окончив университет, Сикорский переехал в Петербург, где пять лет проработал конструктором Русско-Балтийского завода (Руссобалт).
Там он придумал знаменитый самолёт S-21 "Русский витязь". Через несколько лет "Русский витязь" был модернизирован и получил номер S-27: на этой версии самолета Сикорский установил рекорды скорости для летательных аппаратов того времени.
После революции 1917 года для молодого конструктора все изменилось.
Сикорский не разделял взглядов большевиков, и опасаясь за свою жизнь, бежал из России.
В феврале 1918 года через свободный от большевиков Архангельск конструктор выехал из России: сначала в Лондон, а потом в Париж.
Во Франции он предложил свои услуги военному ведомству и получил заказ на постройку пяти бомбардировщиков. Но после перемирия 11 ноября 1918 года заказ был аннулирован, а Сикорский решил эмигрировать в США.
Там ему пришлось начинать новую жизнь. Некоторое время эмигрант жил недалеко от Нью-Йорка и зарабатывал уроками математики. Но продолжал верить в успех.
В 1923 году основал авиационную фирму "Sikorsky Aero Engineering Corporation", где занял громкую должность президента — несмотря на то, что фирма располагалась на... куриной ферме его друга.
Несколько раз бизнес Сикорского был на грани банкротства: к примеру, когда он работал над 14-местным пассажирским самолетом, его сотрудники многие недели не видели зарплаты.
Проект, по сути, спас выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов. Он зашел в мастерскую Сикорского и выписал конструктору чек на $5000 (около $100 тысяч в пересчете на современные деньги) со словами "Вернете, когда сможете".
Сикорский вернул деньги уже через несколько лет, когда фирма стала успешной.
Еще в 1928 г. компания приобрела для строительства нового завода участок земли в городке Стрэтфорд, близ Бриджпорта, штат Коннектикут, и реорганизовалась в Sikorsky Aircraft Corporation.
Среди рабочих и инженеров завода было около сотни русских эмигрантов, ныне американских граждан (сам Сикорский также получил гражданство США в 1928 г.). Русская община Стрэтфорда построила православный храм — церковь Святителя Николая Чудотворца.
В 1930-х гг. Сикорский, наряду с постройкой самолетов, занялся также конструированием летающих лодок, амфибий и гидропланов.
Первый успех "русской фирме" принесли самолеты-амфибии.
Несколько десятков этих машин купила компания Pan American. Первая "летающая лодка" S-42 поступила на пассажирскую линию, связывающую оба материка Америки, в 1934 году.
В том же году на одной из амфибий русского конструктора было установлено сразу восемь мировых рекордов, после чего США выбились в лидеры мировой авиации.
Спустя три года на серийных самолетах этого типа начались и первые пассажирские перевозки через Атлантику.
До 1939 года он создал около пятнадцати типов самолётов.
А с 1939 года снова вернулся к вертолетам. Первый его экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300 оторвался от земли 14 сентября 1939 года.
По существу, это был модернизированный вариант первого вертолёта Сикорского, который он строил ещё в июле 1909 года. Но этот полет, в отличие от того, что был тридцать лет назад, наконец оказался удачным.
Машины Сикорского принесли конструктору мировую славу, а в США его сегодня считают американцем и гордостью страны.
Вертолеты Сикорского перевозят президентов США с 1957 года и давно стали одним из символом американской армии.
Они участвуют в спасательных операциях и успешно продаются всему миру. Именно на его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (в 1967 году) и Тихий океаны (в 1970 году с дозаправкой в воздухе).
Конструктор всю жизнь жил мечтой о небе, но воплотить ему удалось ее только вдали от родины.
B 1963 году награжден высшей научнoй наградoй Американскогo обществa инженеров-механиков — медалью ASME.
Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне, штат Коннектикут.
Источники: assz.ru, www.currenttime.tv
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться