×
24 сентября 2021

«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»

За всеми великими событиями стоят простые люди. Простые, но не обыкновенные. Главный герой «Чуда на Гудзоне» Чесли Салленбергер именно такой
5
477
«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»

За всеми великими событиями стоят простые люди. Простые, но не обыкновенные. Только настоящие фанаты своего дела, чувствующие личную ответственность за все, за что берутся, способны спасти сотни жизней и пройти свой путь достойно.

Главный герой «Чуда на Гудзоне» Чесли Салленбергер именно такой.

С годами и опытом человек нередко начинает выполнять свои служебные обязанности на автомате. Теряет остроту восприятия, а заодно с ней — индивидуальный подход к каждой новой задаче. И только профессионал экстра-класса непрерывно совершенствуется, не допускает автоматизма и вкладывает в работу все свои силы.

Чесли Салленбергер, командир воздушного судна и автор нашумевшего бестселлера «Чудо на Гудзоне», спас 155 человеческих жизней именно благодаря такому подходу. Ни разу на протяжении всей своей летной карьеры он не допустил невнимательности или небрежности: ни в 16, когда учился летать на двухместном самолете с одним винтовым двигателем, ни в 20, когда пилотировал боевой истребитель, ни после 30, когда стал летчиком гражданской авиации. «Я сразу осознал, что летать на самолете, — пишет он, — значит не совершать ошибок. Либо ты управляешь ситуацией, либо она управляет тобой».

Пилот Чесли Салленбергер не изменял своим принципам и в лучшие годы американской авиации, и в период кризиса, наступившего 11 сентября 2001 года. Сокращение привилегий пилотов, многократное уменьшение заработной платы, проблемы с кредитами не заставили Салли работать спустя рукава. Он делал максимум в небе и трудился на земле, непрерывно перенимал опыт других пилотов и тщательно изучал каждую произошедшую в авиации катастрофу. Вся биография Салли — это история человеколюбия и ответственности.

Двое усыновленных детей в его семье — еще одно тому подтверждение.

Как и одноименный фильм, недавно вышедший на экран, книга «Чуда на Гудзоне» утверждает главное: только профессионал способен совершить чудо. Это не воля случая и не счастливый билет, а преданность людям и полная ответственность за ту работу, которую делаешь.

Самый крайний случай

Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер.

 «Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Особо опасные гуси

15 января 2009 года должно было стать для опытнейшего пилота обычным рабочим днём.

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

 «Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду»

 Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».

По материалам: aif.ru, kommersant.ru

 

5 Комментариев
  1. Светлана
    … Иной раз думаешь «мдаааа, у меня так… детсадовские испытания...»,  у людей вон как… столько жизней за спиной, ошибиться никак нельзя..., только чудом Господним решается всё в такие моменты мне кажется… ну и, наверное, пассажиры хорошо молились ))) Спасибо за публикацию 😊💞🌻
    24 сентября 2021, 18:40
    +6
    ответить
    1. Поддержка Lazarev.ru
      И вам спасибо за внимание!
      25 сентября 2021, 22:47
      +3
      ответить
    2. Элга
       И нашему парню Дамиру Юсупову тоже повезло, хотя, везет тому, кто везет.  Он  отличник, был хорошо подготовлен для посадки самолета на ручном управлении. Хотя некоторые мистические вещи, вроде колодца в метре от крыла и канавы, которую они перескочили,  были. Бог владеет смелым?
      27 сентября 2021, 08:46
      +1
      ответить
      1. Светлана
        Ой какое хорошее выражение «Бог владеет смелым»… Ведь неприятности происходят от того, что ВЕРИТЬ не умеем толком ничего в Бога, ни в себя, ни в хорошее в ближнем.… И практики направлены на то, чтобы разбудить в нас эту ВЕРУ и в Любовь  (Бог есть ЛЮБОВЬ ),, и в смелость свою,  Иван добродушие и милосердие своё.… Спасибо, Элга, за этот акцент 😊👍💞🌻
        27 сентября 2021, 10:11
        +1
        ответить
        1. Светлана
          Простите за опечатки 😂
          27 сентября 2021, 10:12
          0
          ответить
      Оставить комментарий

      Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

      Читайте также
      Группа помощи пожизненно заключенным Вдохновение Группа помощи пожизненно заключенным
      Процесс изменений в человеческой душе очень долгий.
      15 октября 2021
      3
      199
      «Закон уродливых» в США и как два друга с инвалидностью его отменили Вдохновение «Закон уродливых» в США и как два друга с инвалидностью его отменили
      «Я содрогаюсь при мысли, кем бы я стал, если бы не родился с церебральным параличом». Он превращал переживания в стихотворения.
      14 октября 2021
      1
      195
      Праведник народов мира Вдохновение Праведник народов мира
      Так в сердце Ирены навсегда поселились благодарность и любовь, которые впоследствии подарили жизнь тысячам детей.
      13 октября 2021
      2
      252
      Другие материалы
      Все видео
      Поддержать автора
      Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
      Узнать больше
      Подписка
      Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
      0