Гений индустрии красоты
Макса Фактора называли Голливудским волшебником, осчастливившим десятки кинодив и миллионы женщин во всем мире. Удивительно, но история первого голливудского визажиста берет свое начало в провинциальном городке тогда еще Российской империи. Максимилиан Абрамович Факторович родился в большой, но бедной еврейской семье старшим из 8 детей. Поэтому с малых лет Максу пришлось работать, чтобы помочь родителям прокормить семью.
Сейчас продукцию бренда Max Factor можно купить практически в любом косметическом магазине. Относится она к категории так называемого масс-маркета, т.е. это косметика, в которой используется недорогое сырье, незамысловатая упаковка и которая не решает серьезных проблем с кожей. Само собой, ее цена невысока и позволить ее себе может практически каждый.
А ведь когда-то это было не так. Max Factor совершила настоящую революцию в индустрии красоты и стала желанной маркой на туалетном столике не только простых женщин, но и всемирно известных голливудских звезд. Основателя марки Макса Фактора называли гением. И было за что!
Первый магазин основатель марки Max Factor открыл в конце XIX века в Рязани. Информации об этом периоде в русскоязычных источниках очень мало. До сих пор неизвестно, почему Максимилиан Факторович – так звали отца-основателя бренда – выбрал Рязань. Разнятся даже данные о дне и годе его рождения. На официальном сайте компании Max Factor указано, что он родился 5 августа 1877 года, в других источниках – 15 сентября 1877 года. Место рождения тоже указывают разное: город Здуньская-Воля и город Лодзь. Оба они находятся на территории Польши, входившей до революции в состав Российской Империи.
Семья Факторов была большая и небогатая. Отец Максимилиана Абрам был лавочник (по другим данным – рабочий текстильной фабрики) и не мог дать своим детям достойного образования. Поэтому Максу пришлось рано пойти работать. Поначалу он был помощником аптекаря, а в девятилетнем возрасте устроился работать изготовителем париков и косметики в городе Лодзь.
В четырнадцать лет он уехал в Москву и утроился работать в Большой театр, где занимался изготовлением париков. После прохождения обязательной военной службы он попадает в Рязань. Здесь он открывает свой маленький магазинчик, где продает собственноручно изготовленные румяна, кремы, парфюмерию и парики.
В маленькой Рязани всего 30 тысяч жителей и слухи о маленьком волшебнике, продающем на улице Соборной, недалеко от Нового базара, свои милые баночки, быстро разлетелись по городу. Но магазинчик просуществовал недолго. О талантливом изготовителе косметики вскоре узнали в Санкт-Петербурге предложили работать в Оперном, возможно Мариинском, театре.
От Рязани до Голливуда
Однажды в Рязань приехала на гастроли императорская театральная труппа и через несколько недель о новомодной продукции уже знали при дворе. Вслед за этим последовало приглашение переехать в Санкт-Петербург и занять должность гримера в Оперном театре. Загримированные Максимилианом актеры играли перед Николаем II, который неоднократно хвалил талантливого гримера при всех, и вскоре имя Факторовича стало широко известно среди знати. Несколько лет Макс проработал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах. Однако вскоре в России резко усилились антисемитские настроения. Факторовичу начали поступать анонимные угрозы, а несколько раз неизвестные личности выбивали в его доме стекла и поджигали ворота. С тяжелым сердцем Максимилиан — в то время уже женатый человек и отец троих детей — решает покинуть Россию и отправиться вслед за братом и дядей в Америку, к берегам которой он пристал в начале 1904 года.
Вскоре Максимилиан Факторович, став Максом Фактором, открывает свой первый американский магазинчик в городке Сент-Луис штат Миссури. В это же время в Сент-Луисе проходит грандиозная Всемирная выставка, для которой было построено 1500 зданий, соединённых дорожками общей длиной 120 км. Чтобы обойти даже основные павильоны понадобилась бы неделя. Несколько павильонов сохранились по сей день, в них находятся художественный и исторический музеи.
В рамках выставки в Сент-Луисе были проведены Летние Олимпийские игры. На выставке были представлены новые пищевые продукты, например мороженое в вафельном стаканчике и напиток Dr Pepper. Есть сведения, что Макс Фактор тоже продавал на этой выставке свою продукцию.
В 1908 году Макс Фактор переезжает в Лос-Анджелес и уже в начале 1909 года основывает компанию Max Factor & Company и открывает косметический магазин прямо на Голливудском бульваре, недалеко от «Фабрики грез». Он саморучно занимался изготовлением косметики, парфюма и париков, а в торговле ему помогали верная супруга и уже подросшие сыновья. Место для магазина было выбрано очень удачно. В самые кратчайшие сроки Фактор обзавелся постоянной клиентурой, почти полностью состоящей из ведущих актрис Голливуда.
Лос-Анджелес только набирал обороты, как место сосредоточения всей киноиндустрии. В «городе ангелов» того времени было несколько театров и их актеры часто пользовались продукцией Макса Фактора. А когда там начали снимать первый «голливудский» художественный фильм "The Squaw man", то режиссер арендовал парики для него именно у Фактора.
В этом же году у супругов Фактор рождается четвертый ребенок Френсис «Фрэнк» Фактор, а спустя два года супруга Макса умирает от кровоизлияния в мозг. Стремясь обеспечить материнскую заботу своим четырем детям, он женился снова. В этом браке рождается еще один ребенок, однако семейная жизнь не заладилась и вскоре окончилась длительной судебной тяжбой, в результате которой Фактор получил опеку над всеми детьми.
К 1915 году Голливуд стал крупным центром кинопроизводства и к 1920-м он произвел подавляющее большинство фильмов, сделанных в Соединенных Штатах.
Чудо-изобретатель
В то время парикмахеры помимо продажи париков, частенько предлагали покупателям театральный грим. Поскольку магазин Фактора находился вблизи театров и мюзик-холлов, он задумался о разработке собственной косметической линейки. В результате появились шампунь с хной, жидкие белила, румяна, пудра, тени для глаз, очищающий крем и помада.
Театральный грим начала XX века – это жирные твердые палочки, которые подходили для сцены, где зрители сидели на расстоянии от артистов. Но на экране, вблизи смотрелись ужасно: слишком тяжелый, заметный слой, который при высыхании трескался. Макс Фактор смог изобрести косметику, которая хорошо смотрелась вблизи, скрадывала недостатки лица и подчеркивала достоинства.
В конце 20-х годов прошлого века Макс Фактор открывает свою собственную косметическую студию. Он продолжает производить косметику как для кино, так и для широкого пользователя. Регулярно фирмой выпускаются брошюры, где подробно описаны этапы нанесения косметики. Макс Фактор был основоположником принципов цветовой гармонии и справедливо считал, что макияж должен сочетаться с цветом кожи, волос и глаз. Много внимания он уделяет типу кожи и вариантам использования косметики с учетом индивидуальных особенностей каждой женщины.
Но все-таки большее внимание уделяется именно работе с голливудскими дивами. Большое количество кинозвезд из таких студий, как Paramount, 20th Century Fox, Radio Pictures, Metro Goldwyn Mayer, Columbia и Warner Brothers, за номинальную плату в 1 доллар рекламировали продукцию бренда. Это помогло студиям продвигать свои фильмы и дало начинающим актрисам столь необходимую рекламу. В свою очередь, продукты Max Factor стали ассоциировать с голливудским гламуром, а сам основатель бренда становится первым голливудским визажистом.
Косметикой Max Factor пользовались самые известные актрисы золотого века Голливуда: Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Джин Харлоу, Рита Хейворт.
В 1932 году Макс Фактор разработал удивительный прибор «калибратор красоты», который вполне можно перепутать с орудием средневековых пыток. На самом деле прибор был призван помочь выявить те зоны лица, которые нуждаются в коррекции с помощью макияжа. Аппарат, надеваемый на голову, измерял параметры лица и то, как они соотносятся со стандартами. После этого можно было с помощью макияжа ликвидировать изъяны.В калибраторе использовались гибкие полоски металла, которые изгибалась в зависимости от особенностей лица. Винты, крепящие полоски, позволяли осуществлять около 325 операций по «настройке» калибратора и измерить диспропорции лица с точностью до одной тысячной дюйма. За основу брались параметры лба и носа (их высота должна быть одинакова) и глаз (расстояние между глазами должно быть равно ширине одного глаза). По сути, создавался прообраз современного контуринга (способа макияжа, при котором затемняются и высветляются нужные части лица).
Но в конце концов изобретатель чудо-прибора понял, что идеала попросту нет и красота не зависит от цифр и пропорций. Микрометр сегодня хранится в музее Голливуда.
Изобретения, перевернувшие мир
В 1935 году открывается расширенная и отремонтированная «Студия макияжа Макса Фактора». К этому времени на счету бренда было уже несколько крупных инновационных продуктов, перевернувших представление о косметике, которыми мы пользуемся по сей день, принимая их как должное и даже не догадываясь, кто стоял за их изобретением. В Студии было четыре кабинета разного цвета по числу вариантов «Цветовой Гармонии», предназначенных для подбора правильных оттенков макияжа женщинам разных цветовых типов.
Голубой кабинет для блондинок открывала Джин Харлоу; зеленый для рыжеволосых — Джинджер Роджерс.
Для брюнеток предназначался розовый кабинет, который открывала Клодет Кольбер, а для шатенок — персиковый. Его открывала актриса Рошель Хадсон — самая любимая модель Фактора.
Вслед за шумным открытием салона Фактор приступил к работе над самым смелым своим проектом — макияжем для цветного кино. При съемке на новую пленку грим на лице актеров давал очень много бликов, и эту проблему опять пришлось решать компании Макса Фактора. Разработки нового макияжа заняли около двух лет: новый грим выходил в плотной прессованной форме и продавался в круглой коробочке под названием Pan-Cake. Он не ловил отражений, ложился ровно и был доступен в любой цветовой гамме. Впервые его использовали в фильме «Vogues of 1938», а фраза: «Макияж от Макса Фактора» первый раз появилась в титрах фильма. Успех нового продукта был ошеломляющим.
К сожалению, Максимилиан Факторович скончался в 1938 году, так и не увидев сказку «Волшебник страны Оз» - один из первых фильмов, снятых на цветную пленку и включенный позднее в программу ЮНЕСКО. В создании париков для этой картины участвовала фирма Max Factor, теперь уже в лице одного из сыновей Макса Фрэнка, который после смерти отца официально сменил имя и стал Максом Фактором-младшим.
Под его руководством бренд продолжил победоносно шагать по дороге красоты, изобретая новые и новые косметические продукты и не скупясь на дизайн упаковок. Косметика по-прежнему пользовалась популярностью у кинозвезд. Благодаря визажистам компании, симпатичная, но простоватая Норма Джин стала роскошной Мерлин Монро.
С 1976 года в компании уже больше не работали наследники Максимилиана Факторовича: Максу Фактору младшему было уже более 70 лет, а его дети не поддержали семейный бизнес и вышли из него.
В бывшей студии макияжа Макса Фактора был открыт музей, а на голливудской аллее славы — именная звезда великого визажиста.
В 1991 году компанию выкупила корпорация Procter & Gamble. Но это уже совсем другая история.
Подводя итоги, давайте заглянем в свои косметички и вспомним, какие же именно продукты были изобретены маленьким близоруким человечком, открывшим свой первый магазин именно в Рязани.
●Блеск для губ в баночке, обеспечивавший глянцевое сияние губам.
●Мода на платиновый цвет волос. Еще до главной блондинки всех времен и народов Мерлин Монро появилась Джин Харлоу. Именно с подачи Макса актриса поменяла цвет волос. Да и в целом весь ее образ (форма бровей и губ, накладные ресницы и тон кожи) – заслуга Фактора.
●Компактная пудра-основа. Изначально она была изобретена для макияжа актрис, потому что скрадывала нежелательный блеск кожи и не искажала ее оттенок во время съемок, а на экране была совсем незаметна. Заметив очевидные преимущества пудры, ее стали выпускать и для массового использования.
●Лак для французского маникюра – тоже заслуга Макса Фактора. Именно он предложил красить кончик ногтя в белый цвет, а сам ноготь покрывать бледно-розовой или бежевой эмалью. Изначально для блеска ногтей предлагалось использовать специальный порошок.
●Уже после смерти основателя бренда была выпущена первая стойкая помада. Для тестирования Максом была даже изготовлена специальная «целующая машина», которая заменяла человеческие поцелуи. Она измеряла максимальное давление и частоту поцелуев, при которой помада все еще не сходила с губ.
●Крем-пудра и маскирующий карандаш тоже впервые были выпущены под брендом Max Factor.
●Привычная для нас тушь с щеточкой была впервые представлена в 1958 году. Правда поначалу это была скорее не щеточка, а палочка с насечками. Но и ей удалось вытеснить твердую тушь с отдельной щеткой, которую нужно было смачивать водой (хотя в наших магазинах все еще можно встретить тушь «Ленинградскую», которую в народе называли «плевательница»).
● И конечно же нельзя забывать, что грим для кино (в том числе и для цветного) был изобретен именно в лаборатории Max Factor.
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться