В 1978 году в маленьком чеченском селении Коби женщина родила девочку без рук. Муж её оставил, соседи и родственники осудили, а врачи велели отказаться от ребёнка. Она не бросила дочь и смогла воспитать ещё одну сильную женщину.
Сакинат прошла через травлю сверстников, интернат для инвалидов и безденежье. Несмотря на трудности, она стала чемпионкой мира по паратхэквондо и мамой двух прекрасных детей. При этом Сакинат никогда не забывает быть женщиной: отлично готовит и следит за собой. И всё это с помощью ног.
Глядя на Сакинат Магомедову, невольно задаёшься вопросом, откуда в этой улыбчивой хрупкой женщине столько силы и света? Предоставим ей слово.
Детство
Моей маме на тот момент было 22 года. Я была её первым ребёнком. И считаю, что она совершила настоящий подвиг.
Несмотря на давление общества и предательство мужа, не испугалась трудностей, не бросила меня. Хотя она прекрасно понимала, что придётся всё время быть рядом со мной и поддержки ждать неоткуда.
— В своих интервью ты рассказывала, что в детстве мальчишки обижали, дразнили тебя. Иногда толкали так, что ты падала и разбивала лицо. Откуда такая жестокость?
— Мне, как любому ребёнку, хотелось играть. Но дети во дворе были не готовы к появлению необычной сверстницы. Это сейчас родители воспитывают в детях толерантность, стараются объяснить, что люди бывают разные. А тогда и сами взрослые не знали, как себя вести с безрукой девочкой.
Поначалу я была ранимым ребёнком. Меня задевали вопросы и насмешки ребят. Я прибегала к маме в слезах и жаловалась. Став сама матерью, я поняла, как больно ей было в такие моменты. Но мама никогда не показывала этого. Она говорила: «Ну и что, обозвали! У тебя разве нет языка? Подумаешь, толкнули! Разве ты без ног?».
Мама научила меня защищать себя. Вскоре я поняла, что могу не просто дать отпор задирам, но и отомстить обидчикам.
— Это как?
— Я почувствовала силу и уверенность в себе. Стала сама ввязываться в конфликты. Только попробует мне что-нибудь сказать какой-нибудь мальчишка — я тут же лезу в драку.
— Ногами? :)
— Ага. Ногами могла поколотить не хуже, чем руками. :) Но, конечно, тогда я и не думала, что умение драться когда-нибудь принесёт мне пользу.
В детстве от этого были одни проблемы. Дошло до того, что к маме начали приходить родители и жаловаться, что я побила их сына. За заносчивый характер меня даже исключили из детского сада.
— Ты только с мальчиками конфликтовала?
— Да, с девочками как-то более или менее получалось находить общий язык. С некоторыми общаемся до сих пор.
— Когда ты пошла в школу, отношения со сверстниками изменились?
— Я пошла не в обычную школу — мама устроила меня в интернат для детей-инвалидов. Ребята там, конечно, отличались. Помню, как впервые оказалась там. Мне было шесть лет, меня привезли, усадили на диван, а все дети собрались посмотреть на новенькую. В тот момент я забыла, что у меня нет рук. Я ведь думала, что одна такая на всём белом свете. А оказалось, что нас много и кто-то находится в худшем, чем я, положении. Грех жаловаться: у меня есть ноги. У некоторых нет и их.
— В интернате у тебя не было конфликтов с детьми?
— Конечно, и там у каждого ребёнка был свой характер, своя судьба, но мы жили дружно. Все помогали друг другу: кто-то не мог сам одеваться, кто-то — держать ложку… Каждый выручал каждого, и благодаря этому все мы были довольно самостоятельными.
— Долго ты проучилась в этом интернате?
— Интернат находился далеко от дома, в городе Болхове Орловской области. Меня отвозили туда осенью и забирали в мае. К моменту, когда я окончила третий класс, в стране в целом и в нашей семье в частности настали непростые времена.
Мама вышла замуж и родила второго ребёнка. Денег катастрофически не хватало. Во время очередных летних каникул мама спросила меня: «Сакинат, ты хочешь дальше учиться?». Я очень хотела, учёба давалась мне легко.
Но если бы я сказала «да», то маме бы пришлось многим пожертвовать, чтобы осенью вновь отправить меня в интернат.
Я понимала положение в семье и сказала, что научилась писать, читать и считать. Что ещё нужно?
Взрослая жизнь
— Ты осталась дома. Чем стала заниматься?
— Помогать маме по дому. Ещё в интернате я научилась шить и вязать ногами. Мне было всё интересно, и я легко всё схватывала: посмотрела, поняла суть и приспособилась.
Чтобы не сидеть без дела, пока мама на работе, я всё мыла и убирала в доме. Ей оставалось только приготовить ужин. Но потом я и с готовкой начала справляться.
Помню, однажды решила сварить суп. Села чистить картошку. Первый раз в жизни. Ох и намучилась я с ней! Картошка круглая, выскальзывает, ножки-то маленькие ещё были. С нами в одном дворе жила наша родственница. Заходит она ко мне и видит, как я с этой картошкой воюю. Говорит: «Сакинат, давай я тебе помогу?». Я отказывалась, отказывалась, но в итоге почистила она мне картошку. Дальше всё сама сделала. Правда, пока варила, так проголодалась, что сама сразу две тарелки съела.
Потом мама пришла с работы. Я её спрашиваю: «Есть будешь?». Она обомлела: кто приходил, кто приготовил? Говорю: «Сама приготовила». «Как сама?» — ещё больше удивилась мама. Я ей сказала: «Ты сначала сядь, поешь, скажи, вкусно или нет, а потом будешь расспрашивать».
Так постепенно стала картошку жарить, яичницу делать и вообще научилась всему, что должна уметь женщина.
— Сакинат, твоим умениям некоторые женщины даже позавидовать могут! Я видела ролики, где ты умываешься, стрижёшь, красишься — всё ногами. Честно, я восхищаюсь и до конца не понимаю, как тебе это удаётся.
— На самом деле, неважно, как ты это делаешь: руками или ногами, хоть зубами. Я всегда боялась стать обузой и стремилась всё делать сама.
Я всему научилась просто от большого желания.
Могу и приготовить, и убрать, и постирать. Единственное, сложно самостоятельно одеваться. Но дети помогают.
— Можешь ли ты сказать, что, если бы учёные придумали способ вернуть тебе руки, ты бы отказалась?
— Честно, не кривя душой, могу сказать, что руки мне не нужны. Я родилась без них и живу без них. При этом чувствую себя счастливой.
Просто даже если представить, сколько времени у меня займёт привыкание к жизни с руками, необходимость заново научиться всему… Не хочу тратить на это время. У меня есть гораздо более важные моменты — это мои дети и спорт.
Мне ведь предлагали протезы, в том числе импортные. Я отказалась. Не вижу смысла носить на себе лишнюю тяжесть, от которой развивается остеохондроз и начинает голова болеть. Я привыкла быть лёгкой и бодрой. :)
— А ты левша или правша? :)
— Правша!
Сакинат — мама
— Ты красивая женщина. В детстве у тебя с мальчишками, мягко говоря, не клеилось, а как складывались отношения потом?
— Я росла пацанкой, и долгое время мальчики меня вообще не интересовали. Разве что как спарринг-партнёры. :)
Конечно, в подростковом возрасте начали появляться какие-то симпатии. Но я никогда никому этого не показывала. Во-первых, были комплексы: кому я такая нужна, кто на мне женится? А во-вторых, парни относились ко мне как к другу. Я была общительная, жизнерадостная, со мной можно было о многом поговорить, пошутить, посмеяться, а главное — доверить какой-то секрет.
Получалось так, что люди вливали в меня эмоции, а мне выплеснуть их было некуда. Естественно, я очень хотела встретить близкого человека.
— Встретила?
— Да. Мы сделали никах и стали жить вместе. Но через полгода я узнала, что жду ребёнка. Он, наверное, был не готов к этому, а может, просто испугался. Он предложил мне избавиться от ребёнка.
Мне был уже 21 год — сформированный человек, со своими представлениями о плохом и хорошем. Я отказалась от аборта и ушла от мужа.
— Не страшно было?
— Конечно, страшно. Я ведь понимала, что мне даже пойти с ребёнком некуда. На тот момент у меня не было своего жилья, а пенсия была такая мизерная, что снимать квартиру было невозможно. Приходилось жить по знакомым. От родных помощи ждать было бесполезно — я даже не сказала им, что беременна.
Но мама научила двум самым важным в жизни вещам: уметь постоять за себя и никогда не сдаваться. Любая проблема, какой бы непреодолимой она ни казалась, решаема.
Поэтому я не стала ждать каких-то там лучших времён, а решила рожать. Я просто знала, что выход всё равно найдётся.
— И он нашёлся?
— Я стала узнавать, смогу ли где-то на время оставить ребёнка, пока не решу квартирный вопрос. Мне подсказали, что можно устроить его в дом ребёнка. Когда сыну исполнилось три месяца, я так и сделала.
Конечно, я постоянно ходила к нему, навещала, чтобы он знал, что я его мама. Параллельно встала в очередь на квартиру и искала возможности заработка. Когда уверенно встала на ноги, забрала сына. Ему сейчас уже 16 лет. :)
— Но ведь у тебя ещё и дочка есть?
— Да, ей в январе исполнилось пять. Патимат от второго брака.
Золотые ноги
— Сакинат, мне известно, что ты серебряная призёрка чемпионата Европы по паратхэквондо. Это ещё актуальная информация?
— Уже устаревшая. В ноябре прошлого года на соревнованиях в Турции я стала чемпионкой мира.
— Кто главный соперник России по паратхэквондо?
— Никто. Мы командно занимаем первое место почти на всех соревнованиях. :)
— Сакинат, о чём ты мечтаешь?
— Много о чём. Но самых главных желаний, пожалуй, три.
Во-первых, хочется, чтобы хватило сил и здоровья попасть на Паралимпиаду-2020. Хочу, чтобы дети мной гордились.
Во-вторых, хочу чтобы они нашли своё место в жизни и были счастливы.
И в-третьих, мечтаю получить права. Записалась в автошколу, хожу на занятия, но боюсь, что могут возникнуть бюрократические проблемы. Хотя, даже если будут какие-то трудности, буду добиваться своего: пасовать не в моих правилах.
Но я точно знаю, что не бывает таких проблем, которые нельзя преодолеть. Нельзя только падать духом и опускать руки.
Что-то не получается? Пробуй ещё и ещё, но добивайся своего.
В жизни столько прекрасного, столько возможностей! Нужно лишь перестать жаловаться и увидеть их.
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться