В 51 год Анна Халприн медленно умирала. Врачи диагностировали у нее тяжелый, неизлечимый рак кишечника. Все, что оставалось Анне, это примириться с близким концом. Вместо этого Халприн начала танцевать и, как ни фантастически это звучит, в результате победила рак.
С тех пор вот уже более 40 лет она танцует — не ради искусства, а ради здоровья. В свои 92 года Анна Халприн много выступает и преподает.
Учит других излечиваться с помощью танца.
Никакого волшебства и вообще ничего сверхъестественного, уверяет Анна, в ее истории нет. «Механизм естественного самоисцеления встроен в каждую клетку тела, — поясняет она. — Нужно научиться его запускать, только и всего».
По словам Халприн, отличный способ запустить этот механизм — начать танцевать. Не просто так, а связать движения со своими чувствами и переживаниями.
У Анны это случилось так. Узнав о болезни, она взяла краски и нарисовала на большом холсте свой рак — как она его себе представляла. Получилось грозное абстрактное пятно. Анна повесила картину на стену, пригласила с десяток друзей и исполнила перед картиной «Раковый танец».
Идея состояла в том, чтобы языком танца «проговорить» свои страхи и сомнения. Выглядело это довольно непривычно, а порой даже жутко: в танце Халприн растопыривала руки, делала резкие движения, приседала, шипела и мычала. В этом было что-то почти религиозное.
«Однажды в детстве я увидела, как мой дядя молится и раскачивается во время молитвы, — говорит Анна Халприн. — Тогда я подумала, что Бог, наверное, танцор».
Удивительно, но «Раковый танец» помог. Анна Халприн полностью излечилась.
«Моя борьба с болезнью стала для меня удивительным даром, — признается она. — До рака я жила, чтобы танцевать. После — танцую, чтобы жить».
Именно это искусство — танцевать, чтобы жить, — Халприн и преподает с тех пор своим ученикам. Ее метод в том, чтобы установить глубокую связь между разумом, бессознательным и собственно физическим телом.
Например, она просит учеников взять бумагу и нарисовать свои страхи, переживания — все, что придет в голову. А затем, импровизируя, «станцевать» этот рисунок. То есть рассказать о тех же переживаниях, но уже языком движения. «Я учу людей прислушиваться к своему телу, — поясняет Анна Халприн. — Они вылечивают себя сами, я лишь указываю им на ресурсы. Но все равно это делает меня очень счастливой».
В 1978 году вместе с дочерью Дарьей Халприн открыла Тамалпа Институт (Tamalpa Institute) в Сан-Франциско. Они разработали тренинг по обучению творческому процессу, в котором соединились психология, телесная терапия, танец, рисование и перформанс.
Цель тренинга – помочь каждому участнику найти свой уникальный путь к исцелению и разрешению личных и социальных конфликтов.
Свой подход Анна назвала «Life/ Art Process».
В его основе – идея соединения жизни и искусства. Ее танец произрастает из самой жизни – впечатлений, переживаний, событий, встреч, социальных и личных тем – и становится искусством.
Она ведет семинар по развитию творческих способностей. Он продолжается по шесть часов в день пять дней подряд. Кроме того, Анна периодически выступает на танцевальных фестивалях.
У Анны две дочери – Дарья Халприн и Рана Халприн, обе преподают в Тамалпа Институте. Кроме того, ее всегда поддерживал муж Лоуренс Халприн.
Вот как он описывает танец Анны: «Все больше и больше ее танец становится похожим на миф и ритуал, в фокусе которого лежат вопросы и темы повседневной жизни: психологические или физические, социальные или личностные. В этом смысле она обращается к самому раннему значению танца в человеческом сообществе, радостному и исцеляющему и в то же время трагическому, основанному на самых примитивных потребностях человека. Такие танцы – универсальны».
Лоуренс вдохновлял жену до самой его смерти в 2009 году.
Вот уже 40 лет Анна Халприн исцеляет людей с помощью танца — можно сказать, что она танцует с Богом.
Из книги «Захотела и смогла»
Подпишитесь на новости
Раз в неделю мы будем присылать вам интересные письма и сводки
новостей
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии