Юродивые на Руси

Однажды встретил царь юродивого и спросил его, откуда тот идёт.
— Из ада, человече,— ответил блаженный.
— И что ты там делал?
— Хотел найти огонька, чтобы раскурить трубку.
— Ну и как, раскурил свою трубку?
— Нет, тамошний царь ответил, что у него нет огня.
— Как же так, не могу поверить, чтобы в аду не было огня!??,— удивился царь.
— Я тоже удивился, человече, — сказал юродивый, — Но хозяин ада ответил мне:
«Нет у нас здесь огня, каждый приносит сюда свой собственный. Этот-то огонь и жжёт его...»
*****
Святые юродивые… На Руси они появились с принятием христианства, а со временем превратились в особое явление.
Понятие «юродство» есть только в русском языке, хотя когда-то давно оно пришло из древнегреческого и изначально имело скорее негативное значение.
Юродивый — тот, кто совершает странные поступки, ведет антисоциальный образ жизни, нарушает правила приличия. Тогда же почему такого человека называли на Руси святым?
Юродивые действительно безобразничали — ходили в чем мать родила, шокировал публику дерзкими и малопонятными высказываниями. Но они были святыми. Потому что совершали подвиг, на который обычным людям не хватает смелости, независимости и любви к истине.
Первые юродивые появились среди христиан Египта в IV в., затем распространилось по Сирии и Византии. Юродство на Руси берет свое начало от Исаакия Печерского († 1090 г.) о котором повествует Киево-Печерский патерик.
Однажды одел на себя Исаакий сырую шкуру только что убитого козла и затворился в пещере на семь лет. Пищу ему подносил сам Антоний Печерский, основатель Лавры.
Когда Исаакий занемог, то чудесным образом не принимал пищи два года. После смерти преподобного Феодосия он надел грубую рубаху и стал юродствовать.
В лютые морозы не прекращал Исаакий молитвы своей так, что часто ноги его примерзали к каменному полу. Когда из печи высыпались раскаленные угли, блаженный мог затоптать их босыми ногами.
*****
Никола Салос
В 1570-м войска Ивана Грозного подошли к воротам Пскова. Навстречу царю вышел маленький грязный оборванец.
«Покушай, Иванушка» — произнес он, протягивая жестокому правителю кусок сырого мяса. Как ни странно, тиран не тронул наглеца — спокойно отказался от «угощения», сославшись на пост.
И тогда оборванец произнес фразу, ставшую легендарной:
— «Мясо ты не ешь, а кровь человеческую пьешь!».
Того человека звали Никола Салос. В 1570 году он спас от верной гибели тысячи псковичей.
Юродивый предсказал тирану скорую гибель.
«Сдохнешь как твоя лошадь, если не оставишь город!» — прокричал безумец, и в этот момент к царю подбежал слуга и сообщил о смерти его любимого коня.
Тиран вернулся в Москву несолоно хлебавши. Подальше от странного человека и его обличительных речей.
*****
Василий Блаженный
Он родился в декабре 1469-го. Как и другие знаменитые русские блаженные, до определенного момента был обычным человеком и никакой особой прозорливостью не обладал.
В отрочестве Василий служил подмастерьем у одного из московских сапожников. Хорошая ли обувь выходила у него, неизвестно.
Однако интересная история о первом предсказании человека, в честь которого назван известный столичный храм, дошла до нас во всех подробностях.
Однажды к мастеру пришел купец и заказал сапоги. Лишь только за ним закрылась дверь, Василий принялся горько плакать.
«Отчего же ты так убиваешься?» — спросил сапожник своего юного помощника.
Тот ответил, что плачет он по купцу.
«Не сносить ему новых сапог! Ведь скоро он помрет!» — произнес подмастерье.
За сапогами купец не пришел — умер спустя несколько дней.
Да и Василий после того случая в мастерскую больше не являлся. Началась его бродячая жизнь.
*****
Много странных и интересных историй о Василии Блаженном дошли до наших дней. Самые удивительные связаны с Иваном Грозным, который, как ни странно, побаивался московского безумца. Особенно после одного из новгородских пожаров.
На третий раз Иван не на шутку осерчал и хотел было казнить дерзкого оборванца. Однако тот произнес загадочную фразу, которая озадачила царя:
«Не гневайся. Пожар в Новгороде потушен».
А совсем скоро в Белокаменную явились гонцы и рассказали, что да, в Новгороде действительно был пожар. Но его, к счастью, потушили, и сделал это маленький грязный человек, очень похожий на московского Василия.
*****
Во время строительства царского дворца на Воробьевых горах царь Иван Грозный во время какого-то праздника пришел в собор Успения Божией матери.
Там же находился и Василий Блаженный, но на этот раз он тихо стоял в уголке и не показывался царю, хотя обычно всегда шумно к нему объявлялся.
Во время литургии царь больше думал о строящемся дворце, чем о молитвах, а со стороны это было очень хорошо заметно.
После литургии царь увидел Василия и спросил его, почему он не видел его в храме - не из-за множества ли народа?
Юродивый возразил:
«Не бе множество народа..., но токмо трое. Первое митрополит, вторая благоверная царица, третий аз грешный.
А протчий народ все житейская умом мечтаху, но и ты, царю, мыслию был еси на Воробьевых горах, созидая себе полаты.
Не бо, царю, судится истинно моление, токмо еже телом в церкви стояти и умом всюду мястися, но истинное моление, - еже в церкви телесно предстояти, а умом к Богу возводитися.»
Царя поразила такая прозорливость юродивого, и с того дня он начал его опасаться.
*****
Ксения Петербурская
Ей было 26, когда муж ее скоропостижно скончался. Молодая вдова переоделась в одежду умершего и раздала все имущество.
Родственники посчитали ее безумной и заявили в полицию, но после долгого допроса Ксения была признана вменяемой.
Она городов не спасала и с царями не спорила. За всеми ее странностями скрывалась безграничная и безответная любовь к людям, за которых она молилась — о прощении грехов жителей Петербурга Ксения просила Бога днями и ночами.
Однажды она предсказала некой Прасковье пополнение в семействе. То, на что женщина давно и не надеялась — детей у неё не было и, как она считала, быть не могло.
«Бросай все свои дела да беги. Тебе Бог ребенка послал!» — сказала Ксения. Прасковья удивилась, но послушалась.
Когда она подошла к кладбищу, на ее глазах произошла трагедия: беременная женщина, проходившая мимо, попала под лошадь извозчика.
Ребенок родился прямо на мостовой. Мать умерла. Прасковья забрала младенца и воспитала как родного сына.
И это всего лишь одна из многих интересных историй о предсказаниях Ксении Петербургской.
После смерти юродивой люди растаскали всю землю с ее могилы — считалось, что она спасает от недугов. Позже установили плиту. Но и ее разобрали. Сейчас на могиле Ксении Петербургской возвышается часовня, к которой едут паломники со всей страны.
*****
В юродстве скрывается истина, народная мудрость.
Настоящих юродивых в истории России немного — не более двухсот. И только шестнадцать из них канонизировано церковью. Очень мало в масштабах огромной страны.
Но быть может, именно эти шестнадцать святых безумцев и сформировали менталитет целой нации.
www.novina24.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии