Новая модель мышления
Смысл спасения, пришедший через Иисуса Христа, исказился, его стали видеть не в том, что Он научил любить Творца и стремиться к Нему, а в том, что Он Своими страданиями смыл с людей все грехи.
Значит, мучительный процесс преодоления себя и соблюдения заповедей становится ненужным — достаточно просто поверить в Иисуса Христа.
Эта тенденция проявилась и в приватизации веры в Бога.
Когда Христос говорил, что только через Него можно прийти к Богу, это означало следующее: модель мышления, в которой Творец находится где-то далеко, а Его главные признаки — могущество, сознание, справедливость, — уходит в прошлое.
На смену должна прийти новая модель мышления, в которой интенсивность любви, уровень отдачи энергии, степень единства с Богом гораздо выше. Это новый уровень познания Творца. Чтобы выйти на такой уровень, нужно подражать Христу и учиться у Него.
А многочисленные последователи решили проще: если мы христиане, значит, только через нас можно познать Творца и любые другие религии, да и частные попытки познать Бога — это абсурд и ересь. Одно заблуждение приводило к другому.
Чтобы понять то, что имел в виду Иисус Христос, необходима глубинная, мучительная трансформация человеческого существа и огромные затраты энергии на формирование нового мышления.
Для многих это возможно только перед смертью и в момент вспышки любви.
Идея жертвенности постепенно подменилась идеей потребительства. Молитва превратилась не в средство единения с Богом и признания в любви к Нему, а в постоянную просьбу.
Подобно язычникам, люди стали выпрашивать блага и здоровье, превращая христианство в магию, используя Божественное для удовлетворения своей корысти.
Естественно, что побеждающая человеческая логика понуждала Церковь больше заботиться о политике, экономике, власти, деньгах, отвлекаясь от своей прямой задачи — спасения человеческой души и заботы о ней.
Государство может сосуществовать с царством, которое не от мира сего. Но если это царство живо интересуется властью, политикой, экономикой и может составить государству оппозицию, то оно постарается подмять такую структуру под себя.
Поэтому сращивание Церкви с государством и в конечном счете победа государства совершались, когда Церковь переставала заботиться о душе человека и переключалась на экономические и политические проблемы.
Ослабление религии приводило к тому, что нравственность и культура переставали развиваться.
Когда мы видим годовалого ребенка, который узнает других и произносит отдельные слова, мы умиляемся и радуемся. «Какой умный и развитой ребенок!» — восклицаем мы. Но, если такой же уровень психического развития обнаруживает четырнадцатилетний подросток, у нас появится чувство жалости и сострадания не только к нему, но и к его родителям.
Современная цивилизация в последние столетия все больше становится похожей на такого подростка. Тысячу—полторы лет тому назад это был прелестный и очень развитой ребенок, а сейчас это олигофрен, который мило улыбается и гугукает, совершенно не понимая катастрофичности своего положения.
Разорвав христианство на две части в своем мышлении, люди потом разорвали его на две части и физически.
Западная, католическая, половинка стала видеть любовь в материальном, чувственном аспекте. Поэтому вполне естественно, что на первый план там стало выходить женское начало.
Восточная, представленная православием, стала видеть любовь как духовную сущность, активно поклоняясь мужскому, духовному началу. Соответственно, стали усиливаться элементы поклонения не столько Божественному началу, которое нес в Себе Иисус Христос, сколько Его духовному, то есть человеческому началу.
Правда, нужно отдать должное современному православию: пройдя страшные гонения и муки, которые начались с победы язычников в 1917 году, крах всех духовных и нравственных аспектов, оно сохранило свой главный потенциал и в определенной степени вернулось к заповедям Иисуса Христа не на словах, а на деле.
Вероятно, все это может обеспечить православию новый расцвет и помочь обрести то, что оно начало утрачивать перед Октябрьской революцией.
Католичеству в этом плане повезло меньше. Стабильность и неприкосновенность в течение столетий, а также огромное накопленное богатство сделали свое дело. То, что сейчас католические храмы пусты и их начинают сдавать в аренду под дискотеки и другие увеселительные мероприятия, является вполне закономерным.
А все попытки католичества в настоящее время хоть как-то возродить нравственность наталкиваются на глухую стену сопротивления и непонимания.
Народ, привыкший поклоняться своим желаниям и забывший о самоограничении, называет безнравственность демократией и политкорректностью. Никто не хочет страдать и ущемлять свои инстинкты, все поклоняются положительным эмоциям.
Главным показателем развития человека стало не умение любить и прощать и даже не духовность и способности, а материальные богатства. Выгода намного опередила нравственность.
Искусство, наука и экономика превратились в бизнес.
Большие деньги приходят, когда люди активно покупают продукцию. Каким должен быть покупатель, чтобы бизнес процветал? Он должен быть невоздержанным в желаниях. Он должен снять все самоограничения. Он должен поклоняться своим инстинктам.
Тогда, как волк, залезший ночью в овчарню, он, зарезав одну овцу, будет бросаться к другой. Значит, бизнес должен изменить личность человека. Из единобожника он должен превратить его в язычника. Он должен усилить его желания и распалить его инстинкты. Он должен максимально развить в нем потребительский импульс.
И вот уже реклама превращается в средство воспитания и формирования нынешнего человека. Это вполне логично — если клетка начинает деградировать, появившийся вирус или микроб, уничтожая ее, может вернуть организм к гармонии.
Если душа утрачивает любовь к Богу и единство с Ним, но при этом человек сохраняет добродушие, внутри у него чисто и светло. К чему это приведет? К тому, что развитие станет невозможным.
Но если утрата любви приведет к вырождению души, к появлению дьявольских тенденций, если человек начнет сходить с ума при ясном сознании и здоровом теле, это станет заметно.
Тогда человек попытается вернуться к любви, и, хотя это будет больно и мучительно, он выживет, и у него будут потомки.
Если же он захочет жить только положительными эмоциями, то есть потворствовать своим инстинктам, все равно, прожив какое-то время в комфорте, он будет вынужден вернуться к любви. Но поскольку распад в таком случае будет сильнее, то больше будут и страдания.
Сейчас в современной цивилизации происходят процессы, которые в Библии называются дьяволизмом, то есть утрата любви и все большее поклонение духовным и материальным ценностям.
Обличать этот процесс и бороться с ним невозможно. Есть сказка о человеке, который победил дракона, а потом сам превратился в него.
Бороться с драконом западной демократии, который красивыми словами о правах человека прикрывает распущенность, безнравственность и утрату любви, можно в первую очередь изменением себя.
Современная ситуация в мире — это приговор плоскостному мышлению. Либо мы остаемся в его рамках и наблюдаем, как петля на шее человечества медленно затягивается, либо переходим в новое состояние и на новый уровень мышления.
И тогда то, о чем говорил Иисус Христос, становится не религиозной или мистической сказкой, а реальной возможностью измениться, спасти себя и других.
С.Н. Лазарев, «Человек будущего. Воспитание родителей», часть 1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться