Фрагмент из книги С.Н.Лазарева «Опыт выживания», часть 4, рассказывающий о том, что такое истинное смирение, которому учил Христос. И о том, как неумение мыслить диалектически разрушает нашу жизнь.
*****
Не так давно ко мне обратился с вопросом один знакомый:
— Вы знаете, у меня сплошные неприятности. Меня подводят на работе, обманывают партнеры. На ровном месте возникают проблемы. В последнее время только и сыплются неудачи. С чем это может быть связано?
— Корнем ваших проблем является уныние, — объяснил я. — Неверие в себя, недовольство собой. Попробуйте пересмотреть жизнь, покаяться, помолиться.
Потом я на расстоянии наблюдал на тонком плане, что с ним происходит. Уныние и недовольство собой стали постепенно уходить. Соответственно, энергетика начала улучшаться.
Потом выплыли многочисленные обиды на женщин, — это тоже была одна из причин понижения внутренней энергии. Я сообщил ему об этом и снова наблюдал, как реально улучшалось его внутреннее состояние.
А через пару месяцев произошло следующее. Мои знакомые попросили его купить машину. С этой задачей он справился легко, а потом неожиданно возникли проблемы с таможней. Купленную машину решили продать, а деньги вернуть их владельцам. Машину он продал, получив только половину суммы.
Новый хозяин машины стал водить его за нос, а ему было неудобно требовать, вплоть до того, что готов был отдать собственные деньги. Эта неприятная история растянулась не на один месяц. И снова он перед всеми оказался виноват.
Я сидел и думал, почему же он опять вляпался в историю. И тут неожиданно все прояснилось, стало по своим местам. Он не умел быть жестким. Мягкий, любезный, приятный человек. Умный и старательный. Любовь для него была только добротой, комфортом и бесконфликтностью.
Он боялся конфликтовать, он не хотел быть жестким, потому что не хотел утрачивать любовь. Ему трудно было представить себе, что жесткость, независимость вполне сочетаются с мягкостью, добродушием и доверием.
Он мог работать только в одной позиции — либо одно, либо другое. Его мягкость и бесконфликтность приводили к тому, что он начинал зависеть от людей. Его обманывали и обижали женщины, его обманывали и предавали в бизнесе.
А когда он начал читать мои книги, все эти процессы ускорились, и неприятности посыпались, как из рога изобилия.
Если любовь не является смыслом жизни, то человек оказывается в плену инстинктов. Ревность и гордыня становятся тогда непреодолимыми. Если человек превозносит себя, ставит себя на место Бога, — растет гордыня. Если начинает поклоняться другому человеку, как Богу, — усиливается ревность.
У этого моего знакомого была зависимость от инстинкта самосохранения, которая проявляется только в двух формах: он мог либо давить и топтать других, угождая себе, либо давить и топтать себя, угождая другим.
Добродушие у этого человека выглядело как самоуничижение, бесконфликтность, заниженная самооценка, неверие в себя. Поэтому он мог быть только исполнителем, поэтому его преследовали неприятности.
Гордыня — это подавление и унижение не только другого человека, но и самого себя. Но как же, в таком случае, понимать слова Христа о том, что не надо садиться на первое место? А это как раз и есть инструкция по преодолению главного человеческого инстинкта.
Не надо поклоняться статусу, мечтать о превосходстве над другими и делать это смыслом жизни. Главное — идти за Любовью, а тогда обретешь и почет, и уважение, и деньги, и благополучие.
Христос никогда не призывал к самоунижению и неверию в себя. «Стучите, и отворят вам, — говорил он. — Просите помощи, и вам помогут. Стремитесь, и у вас получится. Не зарывайте вашу энергию, ваш талант в землю, — Бог наказывает за это».
Люди того времени не могли усвоить диалектику учения Христа. Если не следует стремиться занять лучшее место, значит, надо стараться занять худшее место. А если пригласят на первое, лучшее место, надо отказаться от этого предложения. Всю жизнь надо сидеть на самом плохом месте, ведь этому учил Христос.
Каждый хочет занять первое место, — это нормально и естественно. Но если главное для тебя — Любовь, тогда ты не стремишься занять первое место во что бы то ни стало. Занимай любое, а потом, когда все увидят, что ты достоин первого, тебе его предложат.
То же самое Христос говорил о деньгах. Всем людям нужны деньги и благополучие, но их нельзя ставить на первое место, нельзя стремиться получить их во что бы то ни стало, отказываясь от Любви.
Если ты готов отказаться от денег, от благополучия ради Любви, ради спасения души, тогда тебе можно иметь их безбоязненно. Если ты готов сесть на последнее место, хотя стремишься на первое, тогда тебе можно занять лучшее место, потому что это не повредит твоей душе.
Христос учил не отказу от инстинкта самосохранения, а преодолению зависимости от него.
Он учил не отказу от денег, благополучия, престижа и духовной власти, — он учил независимости от этих аспектов человеческого счастья.
Последователи Христа соединить эти противоположности не могли. Поэтому христианство обречено было распасться на два течения.
Одно направление главной линией поведения должно было объявить самоуничижение, отрешенность, заниженную самооценку.
Второе направление провозгласило, наоборот, уважение к самому себе, к активной деятельности, к плодам своего труда, что стало считаться целью и смыслом существования.
Так оформились два религиозных течения. Восточная, православная тенденция ушла на последние места, а западная, европейская — решила занять первые.
Культ человека, плодов его труда, собственности привел к экономическому рассвету Европы, к демократическим свободам. Цивилизация стала стремительно развиваться, потихоньку истребляя культуру.
Византия, вначале державшаяся срединного пути, процветала, а потом незаметно стала угасать. Пренебрежение людей к себе и к внешним аспектам бытия разрушало цивилизацию, но спасало культуру, — поэтому Россия, экономически отставая от «просвещенной» Европы, сумела накопить огромный духовный капитал и всегда была богата талантами.
Если проследить историю, мы заметим постоянное противостояние России и Европы. Историки пытались привязать это к экономике, политике, географическому положению России, но главным здесь, судя по всему, является различие в мышлении.
Католичество и православие как две противоположности, появившиеся из распавшегося христианства, не могли мирно соединиться друг с другом. Если любви нет, одна противоположность должна либо уничтожить другую, либо поглотить ее, уподобив себе.
Поэтому либералы, одурманившие Россию в 90-х годах, подготавливали ее к уничтожению. Поэтому европейские и американские политики никогда не рассматривали вопрос дружбы и единения с Россией.
Предполагались другие варианты: либо уничтожить Россию физически, либо расчленить ее на десятки мелких государств, либо Россия должна полностью переродиться, перенять западное мышление, заняться самовосхвалением, поклоняться своим инстинктам, принять культ насилия и секса.
Но это еще не все, — православие должно утратить себя, свою самоидентификацию. Оно должно либо быть уничтожено, либо перейти под влияние и власть католичества, — тогда духовный распад может спасти от физической гибели.
То, что называется сейчас экуменизмом, объединением церквей, является, на самом деле, завуалированной попыткой католичества подчинить себе все постхристианские конфессии, и в первую очередь, конечно, — Русскую Православную Церковь. Судя по всему, этот процесс идет полным ходом.
Недавно размещенный в Интернете видеоролик о неофициальной встрече высших чинов Московской патриархии с папой римским является красноречивым свидетельством такой тенденции. Священники целуют руку папы римского и просят благословить их, тем самым признавая его духовную власть.
Неумение диалектически мыслить закрывает от человека Любовь и понимание происходящего, не позволяет предвидеть последствия своих шагов. Понять что-либо — это значит объединить противоположности, объединить боль и радость в одно целое, увидеть в потере и приобретении единый процесс, во всех неприятностях и благах — Божественную волю.
Ощущение собственной непогрешимости, поклонение раю и страх перед адом, разделение мира на два лагеря — добра и зла — все это лишило представителей религии возможности меняться, развиваться и постигать истину.
Это значит, что возможность диалектического объединения католичества и православия является нулевой. Обе эти религии могут выжить и объединиться — только вернувшись к христианству. В противном случае одна противоположность должна будет уничтожить другую или полностью подмять ее под себя, уподобив себе.
Когда-то Запад таким образом уничтожил Византию.
Со временем информация раскрывается все интереснее.